Особенности промера глубины

Промер глубины, определение рельефа и характера дна в месте рыбалки

Промер глубины в месте ловли и определение характера дна для многих рыболовов представляет несомненный интерес как при проведении рыболовной сессии на озере, так и при рыбалке на реке. На реке при наличии течения промер глубины маркером не имеет смысла.

Я рыбачу на Днепре в Киеве на Днепровской набережной. С раннего утра примерно до 8 часов течение отсутствует, также оно отсутствует и по выходным. Вот в это время можно промерить глубину в месте лова, а также можно посвятить один из выходных дней для промера глубины на нескольких точках в местах предполагаемой рыбалки.

Конечно, невозможно запомнить все результаты промеров глубин и рельефа дна в местах предполагаемых рыбалок. Для обобщения данных промера глубин и определения рельефа дна можно составить некую карту с обозначением места промера (по ориентирам на берегу) и нанесением на нее количества оборотов катушки и численных значений глубин в метрах в точках замеров.

Затем составляется карта рельефа дна и глубин на различных расстояниях от берега. Как это делается, будет продемонстрировано ниже. Для этих целей используется маркерный поплавок с оперением и грузило не менее 100грамм весом. Данную снасть можно приобрести в рыболовном магазине или сделать самому.

Удилище можно использовать фидерное с тестом, превышающим вес забрасываемого грузила. На нем необходимо нанести метки (лучше маркером) в 30 и 50см от края шпули катушки. Катушка используется любая (желательно с бейтраннером). В случае отсутствия бейтраннера при стаскивании шнура со шпули катушки до отметки на удилище необходимо ослаблять фрикцион.

Внимание: при последующих забросах необходимо обратно затягивать фрикцион катушки, иначе порезов пальца при ослабленном фрикционе не избежать.

Леска для маркерной снасти применяется плетеная диаметром около 0,12-0,15мм, она лучше передаёт вибрацию от грузила на кончик квивертипа, при его волочении по дну, то есть более информативна с точки зрения определения характера дна.

Также, за счет возможности применения меньшего диаметра по сравнению с мононитью, «плетёнка» позволит обеспечить более дальний заброс.

Разрывная нагрузка плетенки должна быть не менее 7кг. Использование шок-лидера в данной оснастке не обязательно. Но если использовать шок-лидер, то необходимо учесть, что его длина должна превышать глубину в местах промера. Грузило к основной леске крепится посредством отвода через вертлюжок из лески диаметром 0,28-0,3мм.

К одному концу отвода привязывается вертлюжок с большим колечком, через которое пропускается основная леска, к другому концу отвода через вертлюжок с застежкой крепится само грузило.

Возле вертлюжка, через который проходит основная леска, крепится небольшой шарик из пенопласта или пробки, посредством которого отвод принимает вертикальное положение, что облегчает прохождение лески через колечко.

В рыболовных магазинах продаются такие шишкастые грузки с металлическим отводом длиной сантиметров 10, они предпочтительнее всего для данных целей.

Перед поплавком на основной леске крепится пенопластовый или из пробки шарик, который препятствует сцеплению поплавка с колечком вертлюжка на основной леске.

Для промера глубины необходимо выбрать ориентир в точке лова и сделать заброс на необходимое расстояние. Когда грузило опустится на дно, необходимо выбрать леску до появления сопротивления (стопор перед поплавком уперся в колечко отвода).

Чтобы избежать воздействия ветра и провисания лески, кончик удилища можно опустить в воду.
Затем включаем бейтраннер или ослабляем фрикцион катушки и рукой стягиваем леску со шпули катушки, отмеряя длину по разметке на удилище до всплытия поплавка. Количество стягиваний лески, умноженное на величину отметки (например, 0,5 м), даст величину глубины в точке промера.

Затем отключаем бейтраннер или затягиваем фрикцион катушки и подматываем леску до появления сопротивления (до упора стопора перед поплавком в колечко отвода), и, медленно отводя удилище в сторону, начинаем волочить грузило по дну, наблюдая за кончиком удилища и ощущениями, передающимися через бланк в руку.

Протаскивая маркерную оснастку на несколько оборотов катушки, вновь промеряем глубину, получая данные по глубинам и характеру дна на интересующем нас участке. Принципиальная схема собранной оснастки приведена ниже (взята из интернета).

Ниже приведены данные одного из замеров в точке ловли на Днепровской набережной.
Количество оборотов катушки бралось исходя из рельефа дна: в основном 3 оборота. Перед бровкой у меня получилось 2 оборота, может получаться и один, и два, и три оборота перед отклонениями в рельефе дна.
Всегда сначала нужно задаваться определенным шагом по количеству оборотов катушки (2, 3, 4, и т.д.), в зависимости от желаемой точности промеров глубин.
Данные по количеству оборотов необходимо заносить на лист бумаги (желательно это делать с партнером). Затем дома можно нанести все данные по замерам на отдельный лист бумаги (количество оборотов, глубины, характер дна.
Внизу под этими данными строится своеобразная эпюра рельефа дна с глубинами, количеством оборотов катушки и характером дна в зависимости от расстояния от берега (вертикальный разрез водоема) в точке лова.

После произведенных замеров и построений рельефа дна выбираем интересующую нас точку, например, для приведенного рисунка – небольшая ямка перед бровкой, до которой от 32 до 38 оборотов катушки. Берем, например, 35 оборотов.

Чтобы найти эти 35 оборотов мы грузилом делаем заведомо дальше заброс, чем 35 оборотов, клипсуемся на этой дистанции, подматываем грузок к берегу, считая количество оборотов катушки.
Например, получилось 43 оборота.

Опять делаем заброс до упора лески вклипсу, расклипсовываем леску и отсчитываем 43-35=8 оборотов.
Отсчитав 8 оборотов, сдаем несколько оборотов катушки (1-2 м) на установку фидера, он ведь будет стоять под углом к точке заброса, заклипсовывам леску, подтягиваем грузик к берегу и опять считаем обороты.
Можно еще раз или два перезабросить и посчитать обороты.

Другая перспективная точка, исходя из данных рисунка – это стол с ракушкой. Но ловить там некомфортно, частые обрывы поводка.

Еще немаловажная деталь, о которой нельзя не упомянуть. Когда дают воду, уровень воды в реке повышается, соответственно река покрывает то место, с которого мы делали замеры. Т.е. необходимо при проведении замеров ориентироваться на предметы на берегу, затем прибавлять расстояние, на которое мы отступили, к количеству оборотов катушки при проведении замеров (это в том случае, когда начинаете рыбачить после подачи воды).

Можно воспользоваться другим приемом: начинайте замеры подальше от уреза воды с учетом максимального подъема воды при сбросе с плотины.

Таким образом, проделав определенный объем работы, рыболов будет иметь некоторое представление о том месте, где он ловит и сможет выбирать по своему разумению наиболее перспективные точки лова.

Владимир Бутенко, Киев

Читайте полезные статьи:

Предварительная оценка участка реки – по каким внешним признакам предварительно найти перспективные места для ловли

К одному концу отвода привязывается вертлюжок с большим колечком, через которое пропускается основная леска, к другому концу отвода через вертлюжок с застежкой крепится само грузило.

Лекция 3 ИЗМЕРЕНИЕ ГЛУБИН

Измерения глубин ведут по поперечникам с мостов, а при значительной ширине — с катеров и лодок. Перед тем как осуществлять промеры глубины потока, с помощью теодолитной съемки намечают в русле реки и па поверхности водохранилища или озера гидрометрические створы, в которых производятся измерения.

5.3. Промеры глубин

Промеры глубин выполняют для получения материалов, характеризующих подводный рельеф дна водоема. Промерные работы составляют один из важнейших разделов водных изысканий. Они позволяют выявить и нанести на план участка положение глубоких и мелких мест в русле реки. По этим данным разрабатываются необходимые мероприятия для обеспечения судоходных условий. Подводный рельеф дна водоемов на планах изображается в горизонталях или изобатах – линиях равных глубин.

Промеры ведут по линиям, пересекающим водоем на определенном расстоянии друг от друга. Эти линии называются галсами или промерными профилями. По отношению к направлению течения реки галсы бывают поперечными, продольными и косыми. На практике обычно применяются поперечные галсы. Отдельные точки на галсах, в которых измеряются глубины, называются промерными точками. Плановое положение промерных точек служит для составления плана участка реки. Существует несколько способов проложения галсов. На реках поперечные галсы чаще всего прокладывают по береговым створам, а на озерах и водохранилищах – по компасу.

Промерные работы на водоемах осуществляются с помощью специально оборудованного промерного судна, катера или мотолодки. В зависимости от технического оснащения и способа производства работ промерный отряд состоит обычно из 4-6 человек. Часть отряда размещается на промерном судне, управляет его движением и осуществляет измерение глубин. Другая часть с помощью геодезических инструментов, установленных на берегу, производит координирование промеров – определение планового положения промерного судна в момент измерения глубин. Допускается также измерение глубин в зимний период со льда водоема. Однако эти промеры являются наиболее трудоемкими.

При гидрографических работах применяют следующие основные способы определения планового положения промерных точек: без инструментальных засечек; с инструментальными засечками; с применением спутниковых систем координирования промеров.

При облегченном виде изысканий допускается проведение промеров глубин без координирования. В этом случае необходимо обеспечить равномерное движение промерного судна на галсе, а измерение глубин следует производить через равные интервалы времени. На плане измеренные глубины наносятся равномерно по длине галса от уреза до уреза между начальной и конечной точками. Такой способ удовлетворяет требованиям рекогносцировочного промера.

Рис. 5.5. Траектории движения промерного судна (галсы) и схемы засечек

промерных точек одним инструментом (а) и двумя инструментами (б):

Г1, Г2… – расположение промерных галсов; КБ, К, Б – плановое положение промерных точек

Более точные материалы получаются при координировании промеров с помощью геодезических инструментов. При определении местоположения промерного судна можно пользоваться либо одним инструментом – мензулой, либо двумя – мензулой и теодолитом. В первом случае при подготовке к промеру необходимо предварительно разбить на местности положение промерных галсов. В ходе промера глубин на этих точках устанавливаются специальные створные вехи, по которым ориентируется судоводитель. Тогда плановое положение промерного судна в любой момент времени будет определяться пересечением двух линий: направлением галса и направлением визирной оси кипрегеля в момент засечки с одного из пунктов планового обоснования М с известными координатами (рис. 5.5, а). После прохождения галса промерным судном створные вехи устанавливаются на следующем галсе.

В случае использования двух геодезических инструментов при координировании не требуется предварительной разбивки промерных галсов на берегу. Теодолит и мензула устанавливаются на двух пунктах обоснования с известными координатами соответственно в точках Т и М (рис. 5.5, б).

Промерное судно в этом случае движется по свободным галсам. Его плановое положение в момент измерения глубины определяется пересечением двух линий – визирных осей теодолита и кипрегеля. Свои засечки наблюдатели на берегу производят одновременно по команде, подаваемой с промерного судна по рации или с помощью флагов-отмашек.

В последние годы все большее применение на водных изысканиях находят спутниковые системы координирования промеров. Наибольшее распространение получили приборы, работающие в глобальной позиционной системе (GPS), принадлежащей США, и системы ГЛОНАСС, находящейся в ведении России. Такая система содержит обычно два спутниковых приемника, один из которых располагается на движущемся промерном судне, а другой, называемый базовой станцией, на берегу.

С береговой станции осуществляется непрерывная передача собственных координат на бортовой комплекс, что позволяет значительно повысить точность определения планового положения промерного судна на водной акватории. Применение таких систем наиболее эффективно при выполнении промеров глубин на широких водных пространствах – на озерах и водохранилищах. Их использование позволяет уменьшить численность промерного отряда, что приводит к резкому повышению производительности труда на водных изысканиях.

Измерение глубин можно производить наметкой, лотами и эхолотом.

Наметка представляет собой деревянный шест круглого сечения длиной 3.5-6 м и диаметром 5-6 см. На наметке краской наносится разметка с дециметровыми делениями, считая от ее нижнего конца – пятки. Пятка снабжена металлическим башмаком, предохраняющим наметку от продавливания в грунт при измерении глубины. Наметкой измеряют глубины до 5 метров с точностью до 5 см. В настоящее время при измерении глубин наметки используются редко, так как это требует применения ручного труда.

Лоты бывают ручные и опускаемые с лебедки (рыбалоты). Ручной лот состоит из груза массой до 4 кг, подвешенного на капроновом или пеньковом канате (лотлине) диаметром 6-8 мм и длиной до 30 м. Лотлинь размечается на деления через 0.1-0.2 м.

Лот применяется для промеров на озерах и водохранилищах. Точность этого способа ниже и составляет 0.1-0.2 м. Снижение точности измерений происходит за счет прогиба каната и сноса лота течением.

При больших глубинах и скоростях течения более 1 м/с для измерения глубин используется рыбалот. Он состоит из металлического груза обтекаемой рыбовидной формы массой до 30 кг и стального маркированного троса. При измерении глубины груз опускается на дно и в момент касания считывается значение глубины по тросу или по счетчику, установленному на лебедке. Затем груз немного приподнимается и поддерживается в подвешенном состоянии до следующей промерной точки.

Эхолот основан на использовании гидроакустического способа измерения глубин. Сущность измерения заключается в определении времени прохождения ультразвукового сигнала от источника излучения до дна водоема и обратно к приемнику (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Схема измерения глубин эхолотом:

И – излучатель; П – приемник ультразвуковых сигналов

Ультразвуковой сигнал излучается в виде узкого направленного пучка и способен отражаться от твердых поверхностей. Таким образом, зная расстояние между излучателем и приемником и скорость распространения ультразвука в воде, измеряемая глубина может быть найдена по формуле

(5.1)

где: С – скорость распространения ультразвука в воде;

t – время прохождения сигнала от излучателя до приемника;

l – база прибора – половина расстояния от излучателя до приемника.

Конструкция эхолотов одного типа позволяет непрерывно измерять глубины по ходу движения промерного судна и автоматически записывать их в масштабе на бумажную ленту – эхограмму. На эхограмме специальными оперативными отметками указываются глубины, измеряемые в момент координирования планового положения промерного судна. В современных эхолотах другого типа измеряемые глубины представляются на индикаторе в цифровом виде, а их хранение обеспечивается на различного рода магнитных носителях – лентах или дисках. Точность измерения глубин эхолотом в диапазоне 0.2-20 м составляет 0.05-0.1 м.

На рис. 5.7 показана функциональная схема современного промерного комплекса для производства водных изысканий.

Рис. 5.7. Функциональная схема промерного изыскательского комплекса

Рис. 5.5. Траектории движения промерного судна (галсы) и схемы засечек

Как часто нужно выполнять промер глубины и рельефа?

Наши гидрологи рекомендуют не ограничиваться разовым промером в начале освоения водоема, а производить периодический контроль при дальнейшей его эксплуатации. Промеры глубин на реках и прудах стоит заказать нашим специалистам:

  • перед началом летнего сезона (для общественных мест отдыха);
  • по окончании сезонных приливов, половодий;
  • после снижения уровня воды вследствие погодных условий.

То есть после любых природных явлений, способных изменить рельеф дна, русло реки и глубину водоема.


Для этих целей специалисты нашей компании используют:

Протаскивание

Сначала производим заброс на максимально возможную дистанцию. После погружения груза, располагаем фидерное удилище кончиком вниз, в сторону, медленным вращением катушки протягиваем его по дну. В зависимости от структуры дна, тактильные ощущения и поведение квивертипа происходят по-разному.

  • Мягкое илистое дно – постоянная легкая нагрузка;
  • Твердое ровное дно (глина) – нагрузка меньше, грузило скользит;
  • Ракушка – мелкие постукивания в руку;
  • Камень – более сильные, звонкие подергивания.
  • Застревание – попадание в корягу, траву, но чаще – выход грузила под бровку. Это тот сигнал, который мы и ищем. В ходе повторных забросов станет ясно, так ли это на самом деле.
  • Резкое ускорение, облегчение хода груза – наоборот, резкое увеличение глубины, грузило проскакивает со ступеньки вниз.

Волочение грузила по дну – лишь начальный этап. Цель – примерно понять структуру дна, выяснить возмущения рельефа. Метод волочения грузила по дну не может точно обрисовать картину. Это только разведка. Поэтому, после первоначального примерного определения, что вон там, кажется, что-то интересное, переходим к тщательному пробиву конкретного отрезка. Для этого применяется метод определения глубины падением грузила на быстрый счет.

  • Мягкое илистое дно – постоянная легкая нагрузка;
  • Твердое ровное дно (глина) – нагрузка меньше, грузило скользит;
  • Ракушка – мелкие постукивания в руку;
  • Камень – более сильные, звонкие подергивания.
  • Застревание – попадание в корягу, траву, но чаще – выход грузила под бровку. Это тот сигнал, который мы и ищем. В ходе повторных забросов станет ясно, так ли это на самом деле.
  • Резкое ускорение, облегчение хода груза – наоборот, резкое увеличение глубины, грузило проскакивает со ступеньки вниз.

Особенности промера глубины

Казалось бы, основные судоходные пути, акватории портов, причалов давно изучены, тем не менее, и сегодня существует потребность в постоянной корректуре глубин и их контроле.

Все морские карты, любые навигационные пособия периодически пересматриваются и в них вносятся более точные сведения. Для любого судоходства – речного или морского одной из значимых задач является составление, периодическое обновление и замена карт глубин. Таким образом, гидрографические исследования стали сегодня неотъемлемой частью и проектно-изыскательных работ, и ежегодных обследований, и составления паспорта гидротехнических сооружений.

Читайте также:  Самые лучшие приманки на сазана

Промерные работы– это комплекс действий, направленный на получение информации для составления либо замены существующих карт глубин. Основные задачи, которые решают промерные работы:

  • Определение характера донного грунта и общего рельефа дна;
  • Выявление навигационных опасностей или удобных зон для подхода к причалу;
  • Обследование фарватеров, якорных мест и гаваней;
  • Уточнение и корректировка достоверности навигационных карт.

Также гидрографические исследования нужны для проверки соответствия ГТС проектным нормам, для выявления изменения глубин, что часто происходит из-за размывов, интенсивной работы судовых винтов или ремонтного черпания в акватории портов, причалов.

Промерные работы– это специфические способы съемки рельефа дна, когда измеряется глубина на галсах (линиях), расположенных на заданном расстоянии друг от друга. Промеры в зависимости от объемов работ, характера рельефа дна осуществляются с помощью ручного лота или специального эхолота.

Гидротехнические изыскания представляют собой совокупность полевых, камеральных и лабораторных работ, выполняемых с целью получения материалов, необходимых для составления проектов использования водных ресурсов, проектов борьбы с вредным действием вод, проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений.

При гидротехнических изысканиях всегда следует учитывать необходимость комплексного использования водных ресурсов.

Промеры глубин производятся для выявления рельефа дна и, в частности, имеющихся в русле реки препятствий для судоходства (мелей, осередков, камней, карчей и пр.). Кроме того, в ряде случаев промеры производят для изучения русловых процессов (на перекатах и т. п.), а также для определения объемов земляных, бетонных и других работ, необходимых при возведении плотин и других сооружений в русле.

Промеры, как правило, удобнее всего производить при низких уровнях, когда обнажаются косы, мели, отдельные камни и пр., так как наиболее точно должны быть установлены именно наименьшие глубины.

Основными задачами промера являются:

  • определение объемов планируемых и выполненных дноуглубительных работ;
  • выявление состояния габаритов судоходных объектов морских путей (каналов, фарватеров, рейдов, портовых акваторий) для информации судоводителей;
  • выявление величины и интенсивности заносимости судоходных объектов морских путей;
  • обеспечение объектов дноуглубительных работ плановой разбивкой и закреплением на местности границ участков работ с заданной проектной точностью;
  • обеспечение объектов дноуглубительных работ промерными материалами;
  • контроль за состоянием габаритов на лимитирующих участках судоходных объектов морских путей;
  • контроль за состоянием отвалов грунта и подходных путей к ним;
  • контроль за качеством работы земснарядов;
  • обеспечение объектов дноуглубительных работ уровенными постами.

Установлены следующие виды промера: приемо-сдаточный (предварительный и исполнительный) подробный; контрольный.

Приемо-сдаточный промер должен выполняться для определения глубин, средней толщины снимаемого слоя, ширины прорези и объема работ на объектах дноуглубления.

Предварительный приемо-сдаточный промер должен выполняться до начала производства дноуглубительных работ.

Исполнительный приемо-сдаточный промер должен быть выполнен после окончания части работ и всех работ на данном участке.

Подробный промер должен выполняться для выявления состояния габаритов, определения величины и интенсивности заносимости судоходных объектов морских путей, для выявления состояния мелководных отвалов грунта и подходов к ним.

Подробность промера определяется расстоянием между промерными профилями и частотой измерения глубин на профиле.

Контрольный промер должен выполняться для выявления лимитирующих участков судового хода, для получения оперативных сведений об изменениях габаритов на них, для выявления рельефа дна и глубин на отдельных объектах, отвалах грунта и подходах к ним, для осуществления контроля за качеством работы земснарядов в процессе дноуглубления.

Измерение глубин при всех видах промера должно производиться по поперечным профилям.

Допускается выполнение контрольного промера на каналах и фарватерах по продольным профилям, расположенным по оси и вблизи бровок.

Сроки проведения промера должны устанавливаться в зависимости от величины и интенсивности заносимости объекта, значимости объекта в судоходном отношении.

Подробность промера должна обеспечивать равномерное покрытие промерами всей промеряемой площади и выявлять характер рельефа дна, откосов, бровок каналов и выемок на акватории.

Координаты промерных профилей и точек измерения глубин на них должны быть постоянными и позволять сравнивать глубины последующих промеров с предыдущими.

Подробность промера должна назначаться в зависимости от размеров и формы объекта, рельефа дна, значимости объекта, вида промера.

Планы промера должны составляться в масштабах:

  • по приемосдаточному – 1:500; 1:1000 и 1:2000 в зависимости от размеров и значимости объекта;
  • по подробному – 1:1000 и 1:2000 для каналов, фарватеров и акваторий портов; 1:5000 для рейдов и отвалов грунта;
  • по контрольному – 1:2000, а при контроле качества работы земснарядов – в том же масштабе, что и приемо-сдаточный.

Промер глубин на дноуглубительных объектах должен производиться по постоянным основным профилям, разбитым и закрепленным на местности, с соблюдением требований к подробности промеров.

Дноуглубительные организации при неудобстве пользования постоянными уровенными постами могут устанавливать контрольные уровенные посты вблизи своих баз, за точность установки которых они несут ответственность. При этом контрольный пост при пользовании им рассматривается как постоянный.

При необходимости установки постоянного уровенного поста он должен устанавливаться в месте, где колебания уровня свободны от местных искажений и соответствуют колебаниям уровня моря на возможно большей площади водной поверхности.

Способы промера обусловлены способами определения координат измеряемых глубин.

При проведении дноуглубительных работ должны применяться следующие способы промера:

  • по заданному направлению с определением координат глубин засечками;
  • по секущим створам;
  • с буксируемым мерным отрезком;
  • по тросу;
  • со льда.

Выбор способа промера и определение границ его применения должны производиться в зависимости от местных условий (число, расположение, удаленность опорных пунктов) по допустимой погрешности и определении координат глубин.

Подробность промера должна назначаться в зависимости от размеров и формы объекта, рельефа дна, значимости объекта, вида промера.

Способы измерения морских глубин

В течение всего древнего периода мореплавания вопрос об измерении глубин сводился исключительно к промерам с целью обезопасить плавание у берегов. Древний мир не обладал никакими опытными данными о действительных глубинах морей и океанов вдали от берегов, и суждения этого рода, встречаемые у ученых древности, основаны были исключительно на догадках.

Первая попытка измерения океанской глубины, о которой до нас дошли сведения, была сделана Магелланом посреди Тихого океана и окончилась неудачей — дна не достали. После этого прошло еще около 300 лет (от начала XVI до начала XIX столетия), прежде чем возобновились эти опыты. Даже такие знаменитые исследователи океанов, как, например, Кук (1769—1778 гг.), Лаперуз (1785—1788 гг.), или даже в начале XIX столетия Крузенштерн и Лисянский (Надежда и Нева, 1803—1806 гг.), Фицрой на корабле Бигль, плававший с Ч. Дарвином пять лет (1831—1836 гг.), и они не занимались вовсе вопросом о глубинах той стихии, по поверхности которой они плавали. Дело измерения глубин продолжало оставаться ограниченным только прямой и ближайшей практической целью — безопасностью мореплавания вблизи берегов.

В течение первой четверти XIX столетия появляются попытки, правда почти всегда безуспешные, измерить глубины океана. Они были сделаны американскими морскими офицерами в Атлантическом океане. Так, например, лейтенант Паркер на фрегате Соединенных Штатов Congress против берегов Бразилии вытравил около 15 250 м лотлиня и, по его мнению, не достал дна (хотя в действительности глубины тут около 5500—6500 м).

Причины неудач глубоководных промеров заключались в следующем. При измерении небольших прибрежных глубин о моменте достижения лотом дна судят по двум признакам: по удару его о дно, передающемуся руке лотового, и по освобождению последней от груза лота следствием чего бывает замедление в высучивании лотлиня. Наконец,, когда лот снова выбран, то приставший к нижнему его концу образец грунта служит также доказательством достижения лотом дна.

Естественно, что вначале при измерении океанских глубин был применен тот же способ, и понадобилось много времени, пока поняли, что он не может дать никаких результатов, потому что в случае измерения океанской, т. е. очень большой глубины, отсутствуют оба обыкновенных признака достижения лотом дна. Удар лота о дно при глубине 3000— 4000 м совершенно не передается по тросовому, не натянутому, линю наверх, а вес большой длины вытравленного лотлиня так значителен,, что и по достижении лотом дна лотлинь продолжает сучить за борт, на взгляд с такой же скоростью, как и ранее. Недостаточная крепость лотлиней того времени не позволяла поднимать лот, лотлинь обыкновенно’ при попытках выбирать его обрывался, и потому последний признак достижения лотом дна — образчик грунта — также отсутствовал.

Джемсу Кларку Россу, начальнику английской антарктической экспедиции (1839—1841 гг.), удалось во время этого плавания найти первый способ измерения океанских глубин, который позволял замечать момент достижения лотом дна.

Производя многочисленные опыты измерения больших глубин. Д. К- Росс подметил, что скорости высучивания лотлиня в начале и конце измерения неодинаковы, а именно: лотлинь от начала до некоторого момента измерения сбегает с вьюшки равномерно-замедленно, а затем наступает момент, когда сбегание лотлиня становится почти равномерным. Росс объяснил это следующим образом. По мере сбегания лотлиня длина его в воде увеличивается, а следовательно, и трение о воду становится больше, и хотя вес вытравленной части лотлиня тоже увеличивается, но тормозящее усилие воды настолько велико, что падение лота и лотлиня делается равномерно-замедленным. Когда же лот достигнет дна и лотлинь начинает ложиться на дно, то длина его до поверхности воды остается постоянной, вес и трение тоже перестают изменяться, и сбегание лотлиня становится почти равномерным, нарушаемым только качкой судна, инерцией вьюшки и лотлиня.

Если на лотлине положить марки через одинаковые расстояния, то,, замечая по часам промежутки их сбегания, нетрудно видеть, что ‘первоначально эти промежутки будут все увеличиваться, а потом становятся почти равными друг другу, то немного увеличиваясь, то уменьшаясь. Очевидно, та длина лотлиня, около которой промежутки его сбегания начали делаться равными друг другу, и есть искомая глубина.

Признаком Росса для определения момента достижения лотом дна пользовались в течение 30 лет. За этот промежуток времени были введены разные усовершенствования, но основной принцип оставался тот же. Для того чтобы лучше, отчетливее заметить момент достижения дна, делали лотлинь возможно тоньше и крепче, старательно навивали его на вьюшку, заботились, чтобы последняя свободно вращалась на своей оси. С другой стороны, вес лота увеличивали, и таким путем достигали более заметной и резкой перемены в характере ряда промежутков времени сбегания соседних, одинаковых длин лотлиня до касания лотом дна и сейчас же после того. Из целого ряда измерений были составлены таблицы таких промежутков времени для определенной толщины лотлиня и веса лота. Во всяком случае, все-таки многое зависело от опыта и искусства наблюдателя.

Однако поднять лот и достать образчик грунта с океанской глубины не удавалось, и при каждом измерении приходилось терять лот и почти весь вытравленный лотлинь.

В 1854 г. мичман флота Соединенных Штатов Брук предложил новый лот с отделяющимся грузом в момент прикосновения лота ко дну. Таким образом, при выбирании лотлиня ему приходилось выдерживать только вес выпущенной за борт длины его и еще небольшой вес железной трубки, сохранявшей образец грунта дна.

Благодаря изобретению Брука и пользуясь приемом Росса, стало впервые возможным доставание образчиков грунта дна, т. е. несомненного доказательства, что лот не пронесло, не говоря уже о возможности впервые исследовать характер грунта дна океанов на больших глубинах. Идея отделяющегося груза применяется и во всех современных лотах.

Технически в первоначальном лоте идея Брука была выполнена таким образом. Легкая железная трубка снабжалась вверху двумя лапками, вращавшимися на общей оси. Верхние, более длинные концы лапок соединялись коротким штертом, за который с помощью особого кольца брался лотлинь. Нижние, более короткие концы лапок служили для надевания на них петель от особых штертов, противоположные концы которых прикреплялись к кольцу, надевавшемуся на трубку снизу. Грузом служило обыкновенное ядро, просверленное по диаметру, поддерживавшееся на весу с помощью кольца с двумя штертами, петли которых надевались на лапки. Таким образом, вся эта система висела на лотлине и шла с ним ко дну, пока трубка лота нижним концом не упиралась в дно. От удара конец трубки углублялся немного в грунт, образчик которого и оставался в пучке гусиных перьев, укрепленных в нижнем конце трубки. Между тем лотлинь еще продолжал сбегать с вьюшки, отчего у него образовывалась слабина, лапки вверху трубки, уступая тяжести ядра, отгибались вниз, обе петли штертов соскакивали с них, и ядро освобождалось. С этого момента на лине оставалась висеть только трубка с образчиком грунта, которую вместе с лотлинем и поднимали на борт.

Лот Брука дал возможность применять тяжелый груз при тонком лотлине, вследствие чего стало легче замечать момент достижения лотом дна по признаку Росса, затем получались образцы грунта, и, наконец, сохранялся лотлинь.

Скоро по изобретении лота Брука он был применен при промере линии от Ирландии к Ньюфаундленду с целью выяснить рельеф дна для прокладки первого подводного телеграфного кабеля (американец лейт. Берриман на пароходе Arctic в 1856 г.); затем в 1859 г. англичанин кап. 2 ранга Дэйман на судне Cyclops вторично промерил ту же линию и на судне Gorgon — линию от Ньюфаундленда до Азорских островов и оттуда до Ла-Манша. Это были первые обстоятельные и систематические измерения океанских глубин, которые дали возможность проложить первые телеграфные кабели и построить первую карту рельефа дна Северного Атлантического океана, составленную лейтенантом Мори.

При последующих измерениях постепенно видоизменяли первоначальное весьма простое устройство лота Брука и в большей части лотов заменили ядро несколькими плоскими чугунными гирями, позволявшими нагружать лот, смотря по глубине, и получать большие образчики грунта дна с обеспечением, что их при поднимании не вымоет из трубки лота. С последней целью внизу трубки делали или клапаны или краны, закрывавшиеся при прохождении чугунных гирь через нижний конец трубки.

Для того чтобы получить полное понятие об измерении больших глубин по способу Росса, ниже приведен пример, взятый из работ на английском корвете Porcupine в 1869 г. в Бискайском заливе. Лотлинь был тросовый, окружностью в 0,8 дюйма и выдерживал на разрыв 1330 фунтов (русских), каждые 100 морских сажен его весили около 14 фунтов. Лот загружался 372 фунтами.

Лот шел ко дну 33 мин- 35 сек., а поднимали его паровой лебедкой 2 часа 2 мин.

Современные способы и приборы для измерения глубин. Работы на Porcupine почти закончили собою первый период измерений глубин океанов при помощи тросового лотлиня и признака Росса по замечанию промежутков. На Challenger (1872—1876 гг.) в последний раз работали тросовым лотлинем; одновременно известным английским физиком Вильямом Томсоном (впоследствии лордом Кельвином) был предложен глубомер, основанный на совершенно новой идее, который значительно облегчил и сделал точнее промеры океанских глубин. Это изобретение, так же как и лот Брука, составило эпоху в деле исследования подводного рельефа, а следовательно, и вообще в океанографии.

Главная идея в глубомере Томсона заключалась в следующем. Прежде лотлинь свободно травился с вьюшки, чтобы не нарушать правильности изменения промежутков сбегания одинаковых длин лотлиня (что составляло сущность способа Росса), Томсон же стал тормозить вьюшку и притом во всякий момент измерения с таким усилием, которое равнялось весу в воде той части лотлиня, которая уже была вытравлена за борт; т. е. тормозящее усилие по мере увеличения длины лотлиня за бортом тоже все увеличивалось и увеличивалось. Следовательно, вращение вьюшки обуславливалось только весом лота, и когда последний достигал дна, то вьюшка сама собою останавливалась, тем самым указывая момент конца измерения глубины. Таким образом, необходимость замечания промежутков сбегания лотлиня отпадала.

Важное усовершенствование, введенное в дело измерения глубин Томсоном, состояло в замене тросового лотлиня проволочным. Томсон применил сперва фортепианные струны, а потом стали нарочно для лотлиня изготовлять цинкованную проволоку диаметром 0,7—0,9 мы, выдерживавшую на разрыв 105—300 кг. Проволочный лотлинь имеет много преимуществ; он занимает очень мало места, на небольшую вьюшку его можно навить 10 000 м, он не намокает и его не надо просушивать; он быстрее идет ко дну, малый вес его позволяет быстро вытаскивать обратно, тем более, что при этом не приходится поднимать воду, пропитавшую тросовый лотлинь. Его меньше выгибает при неизбежном дрейфе корабля во время измерения глубины; при более быстром сбегании лотлиня корабль меньше сносит с места дрейфом.

Так как нельзя быть уверенным, что вследствие инерции вьюшка все-таки не сделает нескольких лишних оборотов, то, во избежание образования колышек на проволоке, к ее концу привязывают кусок троса метров в 20, к которому уже и привешивают лот, а над ним два термометра и батометр для доставания образчика воды.

Дальнейшие усовершенствования в способах измерения глубин и е самих глубомерах состояли в улучшении технической части приборов. Так, в современных глубомерах такого рода (их три: Сигсби — американский, Леблана—французский и Люкаса — английский) аккумулятор принимающий на себя толчки от качки, введен в устройство самого глубомера, счетчик отнесен на ось той вьюшки, через которую бежит проволока лотлиня, и потому он дает не обороты вьюшки, а прямо глубинь в метрах или морских саженях. Главные вьюшки делаются прочные стальные, так как им приходится выдерживать громадное давление проволоки; все устроено обдуманнее и компактнее, почему и весь глубомер гораздо меньше размером, нежели были первые образцы.

Читайте также:  Ловля линя осенью — на что клюет эта рыба

За нуль отсчета глубины принимают поверхность океана. Если во время промера существует порядочная зыбь, то поверхность моря в зависимости от положения корабля на гребне или у подошвы волны может колебаться метра на три по вертикали и тем вносить такую же ошибку в отсчет глубины.

Только в редкие штилевые погоды и при условии отсутствия течения на поверхности корабль стоит неподвижно и лотлинь имеет в воде точно вертикальное положение. Обычно же он отклоняется более или менее, и его линия принимает вид кривой, похожей на параболу. От этой причины проистекает ошибка, всегда увеличивающая измеренную глубину против действительности.

Чем больше глубина, тем все причины, влияющие на точность промера, становятся больше, потому что тогда промер требует больше времени и корабль не сохраняет своего места.

Вообще в обычных условиях ошибка промера бывает около 3% измеренной глубины, т. е. тридцатая доля вытравленной длины лотлиня.

С целью измерения глубин при помощи звука применяют два рода приборов. Одни производят звук, обладающий в секунду колебаниями от 50 до 20 000—такие звуки человеческое ухо может слышать. Если же прибор производит звуки с колебаниями свыше 20 000 в секунду, то человеческое ухо их уже не может отмечать. Такие колебания называются сверхзвуковыми.

Скорость звука в воде зависит от температуры слоя, проникаемого звуком, от ее солености (т. е. в сущности от плотности водного слоя) и от сжатия слоев воды с глубиной, сквозь которую проходит звук.

В сущности, существующие приборы для определения глубины по скорости звука различаются главным образом сообразно тому характеру звуковой волны, какой они производят, т. е. ощущаются они человеческим ухом или нет.

Звуковая волна первого рода (независимо от того, как она производится, ударами молотка по наковальне или взрывом динамитного патрона) всегда распространяется в воде шарообразно, причем центр шара находится в месте производства звука.

Так как звуковые волны одинаково распространяются во все стороны от центра, то в случае, если дно моря имеет уклон, то звуковая волна отразится ближайшей поверхностью.

При пользовании приборами, производящими сверхзвуковую волну, последняя может быть направлена перпендикулярно поверхности воды и тогда она дает именно искомую глубину моря.

Оба способа измерения глубин океана — и при помощи проволочного линя, и по скорости звуковой волны — по необходимости должны употребляться совместно. Каждый раз, когда корабль делает океанографическую станцию, она начинается с измерения глубины в месте остановки.

Конечно, предшествовавшие определения глубины звуковым лотом уже дали приблизительную глубину места корабля, но измерение глубины проволочным лотлинем позволяет сразу получить не только глубину, но и столбик грунта дна, температуру самого придонного слоя воды и образец этой воды, и вместе с тем одновременное определение глубины звуковым лотом дает сравнение этих двух способов, а также способа определения глубины с помощью сравнения отсчетов защищенного и незащищенного от давления воды термометров в придонном слое. Все это потому, что для производства наблюдений на разных глубинах все равно необходимо долгое время, следовательно, использование проволочного лотлиня для измерения глубины на станции уже не представляет значительного удлинения времени стоянки и в то же время дает весьма ценные данные о грунте дна и свойствах придонного слоя воды.

Во всяком случае преимуществом звукового лота остается чрезвычайное удобство: всю работу можно делать на ходу корабля и даже как бы само собой. Например, в течение последних лет американские военные транспорты на путях из Соединенных Штатов к Филиппинам, используя самозаписывающий звуковой лот, попутно покрыли всю северную часть Тихого океана (между Гаваями и Алеутами) массой промеров, в общем до 30 000, и тем самым обследовали попутно рельеф его дна, до тех пор очень плохо известный.

Но для того чтобы точнее вычислять глубины, надо было в этой области произвести обыкновенными приемами океанографические исследования, без которых скорость звука в этих местах не была достаточно хорошо известна.

Итак, можно сказать, что для целей гидрографических звуковой лот имеет большие преимущества; а для работ океанографических нельзя обойтись без глубомеров с проволочным линем, без опускания приборов на разные промежуточные глубины для определения температуры и солености и, следовательно, необходимой для выполнения таких требований остановки корабля на несколько часов.

Причины неудач глубоководных промеров заключались в следующем. При измерении небольших прибрежных глубин о моменте достижения лотом дна судят по двум признакам: по удару его о дно, передающемуся руке лотового, и по освобождению последней от груза лота следствием чего бывает замедление в высучивании лотлиня. Наконец,, когда лот снова выбран, то приставший к нижнему его концу образец грунта служит также доказательством достижения лотом дна.

Как использовать глубиномер

Все разновидности глубиномеров являются точными устройствами, которые применяются в тех случаях, когда снимаемый с их помощью показатель является важным. Именно поэтому использование данных устройств требует работы без спешки на подготовленных основаниях. Сначала нужно проверить, чтобы в отверстии или пазе детали отсутствовал мусор, поскольку щуп измерительного прибора не сможет упереться в дно углубления.

После этого измерительный стержень опускается в отверстие или паз. Важно убедиться, чтобы длины измерительного стержня было достаточно для касания дна. В противном случае прибор окажется бесполезным. Многие устройства поддерживают сменные стержни разной длины, поэтому сначала нужно выбрать подходящий из них.

При работе с индикаторными глубиномерами и штангенглубиномерами достаточно просто выдвигать щуп. Применяя же микрометрическое устройство необходимо вращать его головку по часовой стрелке. По мере вращения опускается измерительный стержень, который достигнув дна углубления создаст сопротивление. В результате в глубиномере сработает трещотка. Головку нужно вращать еще 3 оборота вокруг оси с момента срабатывания трещотки. После этого выполняется фиксация стержня специальным стопорным винтом, и только тогда прибор вынимается из углубления для считывания результатов.

Глубиномер является очень чувствительным прибором, который нуждается в аккуратном обращении. После каждого использования его необходимо обтереть чистой салфеткой. Если устройство применялось для измерения глубины в деталях покрытых смазочными материалами, его следует промыть водно-щелочным раствором. После этого инструмент протирается насухо. Для длительного консервирования инструмента, сделанного не из нержавеющей стали, его следует натереть тонким слоем машинного масла. После этого глубиномер оборачивается в бумагу с водоотталкивающей пропиткой.

Ручные методы промера глубин

Ручные способы измерения глубин не предполагают использования навороченной современной электроники. Замеры производятся с помощью достаточно привычных элементов оснастки, заточенных под эти цели, либо и вовсе подручными средствами. Каждый из них требует определенного навыка: чем более отточено искусство рыболова, тем точнее результаты.

На первых порах лучше отдать предпочтение менее точным, но более простым способам вроде применения маркерной оснастки или простукивания. Кстати говоря, с ростом мастерства, выражающегося в увеличении точности заброса и детальном распознавании нюансов «поведения» маркера, даже достаточно примитивные способы начинают давать поразительные по точности результаты.

Нижеописанные варианты кажутся сложными и трудоемкими лишь в словесном выражении. На практике, при знании теоретических основ, все гораздо проще и веселее. Впрочем, присутствие рядом опытного рыболова, на месте растолковывающего нюансы, в любом случае не помешает.

  • Берем отводной поводок с карабином на одном конце, вертлюгом и карабином – на другом. В идеале на нем должен наличествовать мягкий «пыльник», в значительной степени защищающий монтаж от цепляния водорослей и всевозможного мусора.
  • На один конец поводка цепляем грузик. Вес его может варьироваться в достаточно значительных пределах. На дальних дистанциях и при течении применяются грузила весом свыше 100 граммов, по спокойной воде достаточно и вдвое меньшей массы.
  • Надеваем на противоположный конец поводка крупную поролоновую бусину, проводя ее через карабин. Ее предназначение – чуть приподнимать монтаж над дном, не давая грузу зарываться в ил.
  • Крепим на карабин возле бусины вертлюг и через него (или дополнительное кольцо на нем) пропускаем основную леску. Она уже должна быть закреплена на катушке.
  • На леску после отвода с грузом надеваем последовательно резиновую бусину-ограничитель (чтобы груз не бил в поплавок) и резиновый конус с расширяющимся отверстием внутри (с узкой стороны отверстия).
  • На свободном конце лески навязываем карабин любым надежным узлом («паломар», «клинч» и так далее). Простейший пример: обматываем свободный конец вокруг основы несколько раз и пропускаем «хвост» в петлю возле застежки.
  • На застежке фиксируем маркерный поплавок. Закрываем место соединения уже имеющимся на леске резиновым конусом. Все, маркерная оснастка готова!

Особенности промеров глубин в прибрежной зоне морей

7.8.1. Инженерно-гидрографические работы в прибрежной зоне морей производятся на открытых участках побережья под строительство новых объектов, на акваториях существующих морских портов, в непосредственной близости от причалов, набережных, на каналах и на подходах к морским портам в значительном удалении от побережья.

Цель инженерно-гидрографических работ состоит:

в обеспечении плановыми материалами проектирования объектов на различных стадиях;

в изучении движения донных наносов;

в изучении деформаций дна на внутренних акваториях и в прибрежных зонах морей посредством периодически повторяющихся промеров глубин.

К промерам глубин в прибрежной зоне морей предъявляются требования, указанные в табл. 7.1.

Инженерно-гидрографические работы при инженерных изысканиях для строительства выполняются в масштабах 1:5000 — 1:500.

Потребность в обзорных планах масштабов 1:10000 и 1:25000 обеспечивается получением морских карт указанных масштабов в службах портов или в специальных морских ведомствах.

7.8.2. Плановое положение промерных точек должно определяться со средней квадратической погрешностью, не превышающей ±1,5 мм в масштабе составляемого плана. Плановое положение промерных точек в прибрежной зоне морей определяется, как правило, с применением спутниковых навигационных систем.

Могут быть использованы также следующие способы:

по тросу с проложением промерных профилей по направляющим створам;

прямой засечкой с проложением промерных профилей по направляющим створам или прокладкой по сетке изолиний;

обратной засечкой с проложением промерных профилей прокладкой по гониометрической сетке;

7.8.3.Способ прямой засечки, а также комбинированный способ, применяются при промерах глубин в прибрежных зонах морей иногда в измененном виде по сравнению с промерами на реках. Специфика обусловлена отсутствием условий проложения промерных профилей по направляющим створам и каким-либо другим визуальным целям, вследствие закрытости берега или большой удаленности от него.

В данных условиях проложение промерных профилей осуществляется по оперативной прокладке определений, ведущейся на сетке изолиний непосредственно перед рулевым промерного катера. При этом выполняются следующие работы.

По выбранным и определенным в натуре пунктам теодолитных постов на планшетах, в пределах границ промера, строятся сетки лучей. На эти сетки наносят, исходя из форм рельефа дна акватории, планируемые линии промерных профилей.

Промерный катер оборудуется эхолотом, приемно-передающей радиостанцией и перед рулевым размещается планшет для прокладки определений. Во время промера катер обслуживается группой из 3 человек: оператором эхолота, рулевым и гидрографом, выполняющим прокладку курса катера и общее руководство процессом промеров. По его команде на эхограмме делается оперативная отметка, а на береговых теодолитных постах по этой команде, передаваемой по радио, измеряются дирекционные углы на катер (место измерения глубин) и также по радио незамедлительно сообщаются для прокладки.

Скорость движения катера и частота обсерваций устанавливаются так, чтобы интервалы между определениями были не более 3—4 см в масштабе плана. Рулевой ведет катер, руководствуясь плановым положением промерных профилей на сетке лучей и фактическим местоположением, ориентируясь имеющимися удаленными ориентирами местности или по компасу. В среднем отклонения от плановых расстояний между промерными профилями не должны превышать 1/3 их заданной величины.

7.8.4.Способ обратной засечки применяется для определения места на прибрежном промере при большом удалении от берега. При этом способе все измерения выполняются непосредственно на плавсредстве, а результаты измерений сразу же используются для прокладки на планшеты.

При производстве промеров глубин для составления планов в крупных масштабах определение места способом обратных засечек необходимо выполнять с соблюдением следующих условий:

– гониометрические сетки должны обеспечивать погрешность прокладки определений не более ±1,5 мм в масштабе плана;

– интервалы определений на промерных профилях в масштабе составляемого плана не должны превышать 3—4 см;

– в процессе промера должна обеспечиваться одновременность измерения углов и взятия или фиксации глубин на эхограмме эхолота;

– поправка индексов секстанов не должна превышать величины ±1¢;

– береговые знаки должны быть хорошо видны, строго отцентрированы над пунктами обоснования и иметь фигуры, обеспечивающие быстрое и точное визирование;

– положение промерных профилей по оперативной прокладке определений должно соответствовать предварительно спланированному положению.

Точность гониометрических сеток зависит от ряда факторов и, в первую очередь, от положения пунктов обоснования. Для достижения оптимального варианта их расположения следует учитывать удаленность участка промера от опорной сети и требуемую точность плановых определений промерных точек.

Для построения высокоточной гониометрической сети в начале намечают местоположение среднего из трех пунктов, а затем, в зависимости от ситуации и имеющегося обоснования, решают вопрос о крайних пунктах. Необходимые пункты могут устанавливаться на берегу и на акватории, для чего, по возможности, используются банки и места со сравнительно небольшими глубинами. В качестве крайних пунктов часто используются хорошо видимые существующие местные ориентиры.

Для координирования глубин обратной засечкой могут быть использованы несколько комбинаций опорных пунктов.

Решение о приемлемости той или иной комбинации опорных пунктов принимается на основе расчета средних квадратических погрешностей определения места М в метрах, которые могут быть определены по формулам, приведенным в п. 7.3.6.

7.8.5.Построение гониометрических сеток может производиться с помощью штангенциркуля и по пересечениям сеток лучей.

Порядок работы при построении гониометрических сеток, формулы и примеры вычислений даны в приложениях ПГС-4, ГУНИО МО СССР, 1984 г.

Во всех случаях, когда построение сеток требует большого объема вычислительных работ, целесообразно вычисления производить на ПЭВМ по соответствующим программам, а при наличии графопостроителей следует автоматизировать и сам процесс их построения.

Расстояния между соседними изолиниями сетки в любой части планшета, проведенными через интервал в 1°, не должны быть более 3 см. (При погрешности измерения углов секстаном ±2, на плане данной величине соответствует линейное смещение в 1 мм и при пересечении изолиний под углом не менее 30°, общая погрешность определений обратной засечкой будет равна требуемому пределу -1,5 мм).

Сетки изолиний наиболее целесообразно наносить на лавсановую основу несмываемой разноцветной тушью. Такая основа практически не деформируется, может использоваться для снятия копий и применяться при промере для рабочей прокладки определений и камеральной обработки для окончательной прокладки промерных профилей и перенесения их на отчетный планшет.

После нанесения и вычерчивания изолиний, правильность выполненного построения контролируют по величине линейного смешения изолиний от теоретического их положения.

Контроль осуществляется следующим образом:

на планшете для каждой системы изолиний намечают в точках их пересечения по 3-4 контрольных точки, расположенных равномерно по всей площади, и графически снимают их координаты;

по координатам контрольных точек и пунктов обоснования, решением обратных задач, вычисляют дирекционные углы;

по разностям дирекционных углов вычисляют значения вмещающих углов и сравнивают с данными на сетке и устанавливают величины в минутах;

рассчитывают линейные смещения Dn изолиний на планшете в миллиметрах по формуле:

где nрасстояние по нормали между двумя соседними изолиниями в миллиметрах;
uразность угловых значений соседних изолиний в минутах;
Duпогрешность определения вмещающих углов в минутах.

Предельные значения полученных линейных смещений не должны превышать 1 мм.

7.8.6.Измерение углов при промере способом обратных засечек производится промерными секстанами с точностью до 1. Правила обращения и проверки секстанов помещены в приложении Д.

7.8.7. Для определения планового положения промерных точек в прибрежной зоне морей применяются спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и Navstar в двух- и одночастотном исполнении, которые работают в режиме RTK и постобработки с различным программным обеспечением (п. 7.3.1).

Для координирования глубин обратной засечкой могут быть использованы несколько комбинаций опорных пунктов.

Метод последовательных забросов

Это самый простой вариант, которому легко обучится новичок. Его суть заключается в выполнении серии забросов в разные точки зоны ловли и отсчет времени падения грузика на дно. Таким образом, удается приблизительно промерить глубину, определив, как изменяется рельеф.

Фото 2. Промерочные забросы.

Рыболов просто-напросто выполняет заброс в одну точку и считает секунды, за которые груз опускается до дна. Затем леска выматывается и «свинец» посылается чуть ближе либо дальше и опять засекается время падения. В результате получаем ориентировочную картину, в каком направлении происходит повышение или понижения рельефа.

Недостатки метода последовательных забросов следующие:

  • Низкая точность метода, поскольку сложно выполнять выверенные забросы грузика и запоминать точку его приводнения, чтобы выполнить следующий бросок.
  • Нельзя отследить картину на дне целиком. Метод отображает лишь приблизительно, в каком направлении меняется рельеф дна.
  • Невозможность отследить структуру дна и определить локальные перспективные точки, такие как «пупок», бугорок, приямок, бровка, стол и прочие.
Читайте также:  Спиннинги Zetrix Azura: отзывы, обзор популярных моделей Зетрикс Азура (AZS 802ML и другие)

Этот вариант измерения глубины используется в комбинации с другими в качестве начального, чтобы приблизительно представить рельеф на выбранной акватории и определить наиболее перспективные направления для дальнейшего исследования дна.


Рыболов просто-напросто выполняет заброс в одну точку и считает секунды, за которые груз опускается до дна. Затем леска выматывается и «свинец» посылается чуть ближе либо дальше и опять засекается время падения. В результате получаем ориентировочную картину, в каком направлении происходит повышение или понижения рельефа.

Измерение глубин

Комплекс промеров при измерении глубин включает:

  • • определение положения промерных вертикалей в плане;
  • • измерение глубин в каждой промерной точке;
  • • определение уровня воды;
  • • установление характера грунтов, слагающих дно реки.

Наиболее простой способ координирования промерных точек –

непосредственное измерение расстояний от постоянного начала створа посредством ленты, рулетки, размеченного шнура, каната. В постоянно закрепленных створах соответственно закрепляется и разметка промерных вертикалей.

Более сложны геодезические методы координирования – засечка промерных точек теодолитом, секстантом и мензулой, применяемые при промерах с моторных лодок и катеров. Способ промеров глубин зависит от общей цели работ. Если они выполняются для определения расходов воды, то измерение глубин производится в гидрометрическом створе, чтобы получить поперечный профиль и площадь водного сечения. Если промеры входят в состав русловых съемок, глубины измеряются по поперечникам, косым галсам и продольникам.

Точность измерения глубин в точке зависит как от самой глубины, так и от средств измерения. При использовании штанг, наметок и лотов отсчеты глубины должны производиться с точностью, равной половине цены деления. В практике считается допустимой относительная погрешность измерения не более 2 % [28]. Отсюда вытекают следующие требования к разметке лотлиня и наметок:

Цена деления, см

При измерении глубин более 5,0 м применяются лоты. Погрешность отсчета по счетчикам лебедок механических лотов составляет 1 см и является вполне достаточной. Лотлини ручных лотов обычно размечают через 0,2 м. В этом случае точность промеров оказывается очень низкой и применение ручных лотов допускается лишь при русловых съемках и не рекомендуется при измерениях расходов воды.

Наблюдения за уровнями воды ведутся на ближайшем гидрологическом посту. Высота уровня измеряется в начале и конце работ на каждом поперечнике (профиле).

Характер грунтов определяется визуально или с помощью лотов и специальных донных щупов. Данные о грунтах представляют интерес при расчете деформаций русла и транспорта наносов. Кроме того, эти данные позволяют судить о точности измерения глубин.

Организация промерных работ в гидрометрических створах равнинных рек зависит от оборудования, которое используется при их выполнении. Обычно измерения глубин в гидрометрических створах производятся с мостиков, лишенных переправ и судов, а зимой – со льда.

Глубины воды по профилю измеряются через равные расстояния в 20-50 промерных точках (вертикалях). Расстояние между промерными вертикалями зависит от ширины реки, рельефа дна и требуемой точности определения площади водного (живого) сечения [28, 68].

Наиболее просты приемы промеров русла с гидрометрических мостиков. При ледоставе облегчается доступ для выполнения промеров по всей ширине реки; затруднения связаны с необходимостью пробивать или бурить лунки для опускания наметок и лотов. В каждой промерной точке сначала определяется высота снега, затем глубина воды, общая толщина льда, глубина погружения льда и шуги. На каждом промерном профиле определяется расстояние от постоянного начала до уреза воды по нижней поверхности льда. При открытом русле измерение глубин выполняется с использованием лодочных переправ, моторных лодок и катеров. Для производства промеров на реках шириной до 200 м наводится лодочная переправа с ездовым и разметочным тросами.

Промеры глубин на горных реках имеют свои особенности. Отличительная черта горных рек – сложный рельеф валунно-галечного дна и неровность водной поверхности. Разность отметок уровня по ширине русла может достигать нескольких десятков сантиметров. В этих условиях при промерах глубин уже нельзя исходить из представления о горизонтальности водной поверхности; ее действительные отметки определяются нивелированием одновременно с промерами поперечного профиля русла, В качестве неизменного начала для отсчета относительной высоты уровня и дна может служить туго натянутый разметочный канат или балки гидрометрического мостика (их отметка определяется нивелированием от репера поста). В этом случае каждый раз делаются два измерения расстояний по вертикали – до дна и до поверхности воды. Разность этих расстояний дает значение глубины.

Цена деления, см

Промер глубины поплавком-маркером в фидерной ловле

Как устроена снасть для промера глубины маркером. Для этих целей обычно используют недорогое телескопическое удилище и безынерционную катушку. К концу основной лески, на более тонком поводке крепится грузило массой 40-60 гр – поводок, при глухом зацепе спасет всю снасть, пожертвовав лишь грузилом. По основной леске, на колечке с вертлюжком, свободно перемещается поплавок-маркер.

При забросе снасти поплавок смещается непосредственно к грузилу. Выполнив заброс в выбранном направлении, даем возможность всплыть маркеру на поверхность, ослабив натяжение лески. После всплытия маркера начинаем сматывать леску на катушку, считая обороты катушки. Вращаем ручку катушки пока поплавок-маркер не упрется в грузило. Разные катушки имеют разные диаметры шпули, поэтому и длина лески, сматываемая за один оборот катушки, у всех разная. Умножив длину лески, соответствующую одному обороту вашей катушки, на количество оборотов катушки до достижения маркером грузила, получаем глубину водоема в точке заброса.

После достижения маркера грузила и произведенных подсчетов, движением удилища перемещаем груз вместе с маркером на метр ближе к берегу. И снова ослабляя леску, позволяем маркеру всплыть на поверхность. После всплытия маркера, вращаем ручку катушки, считая обороты, до удара маркера о грузило – вычисляем глубину и снова, при помощи удилища, перемещаем груз с маркером примерно на один метр. И так далее, до самого берега. Подобными забросами, выполняемыми веерообразно по всему сектору, промеряем глубину выбранного места.

После определенного количества выполненных замеров придет опыт, позволяющий довольно быстро справляться с этой операцией.


Чтобы с большой точностью попадать кормушкой при забросе в выбранное место нужно, во-первых, определить и запомнить ориентир, в сторону которого делаем заброс. Ориентиром может служить что угодно, дерево или куст на противоположном берегу, большой камень и т.д. Расстояние до выбранного места отсчитывается оборотами катушки и фиксируется намоткой резинки непосредственно на катушку. Резинка поможет выдерживать нужное расстояние, удерживая леску. Пользоваться клипсой на катушке для удержания лески нежелательно, так как велика вероятность обрыва лески в месте защемления.

Что такое лот. Прибор для измерения глубины. Методы для измеренмя глубин.

Глубины на море измеряют специальными приборами — лотами.
В зависимости от измеряемой глубины лоты разделяются на:
— глубоководные;
— навигационные.
Навигационные предназначаются для измерения сравнительно небольших глубин. Ими снабжают все морские суда для обеспечения безопасности плавания. Устройство навигационных лотов позволяет измерять глубины на ходу судна с достаточной для судовождения точностью. По принципу действия и устройству навигационные лоты подразделяются на:
— ручные;
— механические;
— гидроакустические.
Ручной лот. Основными частями ручного лота являются свинцовая (или чугунная) гиря 1 и лотлинь 2 (рис. 1). Гиря имеет форму усеченной пирамиды или конуса высотой около 30 см и весом от 3 до 5 кг. Верхняя часть гири оканчивается ушком с продетой в него стропкой из стального троса, обшитого кожей. В нижней, более широкой части гири сделана выемка, в которую перед замером глубины вмазывают смесь сала с толченым мелом. При опускании гири на дно частицы грунта прилипают к замазке. Это позволяет определить характер грунта после подъема лота на палубу.
Гиря соединена с лотлинем, который делают из линя длиной более 50 м и толщиной около 25 мм. Перед разметкой лотлинь хорошо вытягивают. При разбивке за нуль принимают место соединения лотлиня с гирей, так как она при измерении глубины моря обычно ложится на грунт. На расстоянии 2-3 м от гири в лотлинь вплеснивают клевант — колышек из твердой породы дерева, а затем через каждые 10м флагдуки (разноцветные кусочки материи) со следующей последовательностью цветов: красный-10 м, синий-20 м, белый-30 м, желтый — 40 м, бело-красный- 50 м. Каждый десятиметровый участок делят пополам кожаной маркой с «топориками». Марку с одним «топориком» вплеснивают на отметке 5 м, с двумя — 15 м и т. д. Каждый пятиметровый участок разбивают на пять равных частей кожаными марками в виде зубцов: марку с одним зубцом вплеснивают в местах, соответствующих 1; 6; 11; 16; 21; 26; 31 и 46 м; марку с двумя зубцами — на 2; 7; 12; 17; 22; 27; 32; 37; 42 и 47 м и т. д. Иногда метровые участки лотлиня разбивают не более мелкие деления небольшими кожаными марочками (для шлюпочного промера).
Лот бросают с наветренного борта, чтобы лотлинь не попал под корпус судна. Ручной лот используют лишь при скорости судна до 5 узлов и глубине моря не более 50 м. При глубинах до 150 м применяют диплот, устройство которого аналогично устройству ручного лота. Измерять глубины диплотом можно только на стоянке.
Ручной лот и диплот используют не только для измерения глубины. Ими определяют дрейф судна, стоящего на якоре, высоту прилива в месте якорной стоянки и др.
Механический лот. Действие механического лота (рис. 2 а) основано на принципе гидростатического давления. Основными частями механического лота являются:- батометрическая трубка, — гиря 1 и лебедка (рис.2 б) с лотлинем 3, снабженная автоматическим тормозом, срабатывающим в момент касания гирей грунта. При помощи гири в море погружают медный пенал 2 с вложенной в него стеклянной трубкой (рис. 2 а), запаянной с одного конца.
По мере погружения заключенный в трубке воздух сжимается под давлением заполняющей ее воды. Глубину погружения трубки определяют по формуле:
Н = h*p0 / ? (l — h)
где h — высота подъема воды в трубке;
р0 —атмосферное давление воздуха на поверхности воды;
? — вес единицы объема морской воды;
l — длина трубки.
Внутренние стенки трубки покрыты специальной краской, которая смывается морской водой. Это позволяет легко определить величину h. Трубки лотов имеют стандартные размеры. Поэтому глубину определяют при помощи специальной шкалы, рассчитанной по формуле. Прикладывая трубку к шкале 4, глубину определяют по отсчету, совпадающему с границей смытой краски в трубке.
Недостатком механического лота являются трудоемкость процесса измерения глубины и возможность использования лишь при скорости судна до 12 узлов.
Гидроакустический лот. Гидроакустическими лотами измеряют глубину до 2000 м при неограниченной скорости судна. Специальные приборы лота — самописцы дают наглядное представление о рельефе морского дна. Большие преимущества гидроакустических лотов способствовали их широкому распространению на морских судах.

Рис.2. Механический лот.
Затем стали измерять глубину с помощь звука, распространяющегося в воде. В настоящее время на отечественных судах для обеспечения навигационной безопасности плавания устанавливают эхолоты унифицированного ряда НЭЛ-М, состоящего из разных моделей, обеспечивающих надежное измерение глубины на судах любого водоизмещения — от катеров до супертанкеров.
Чтобы не осуществлять постоянное наблюдение за показаниями индикаторов, в схемах эхолотов предусмотрены приборы сигнализации заданной глубины (ПСГ). Они предназначены для подачи светового или звукового сигнала при выходе судна на глубину, заранее установленную оператором. Принцип действия ПСГ заключается в следующем: сравнивают промежуток времени от момента излучения до приема отраженного от дна сигнала с заданным интервалом времени, соответствующим глубине, установленной оператором.
В ПСГ обычно предусмотрена возможность его переключения на сигнализацию о выходе на заданное значение как при движении судна с больших глубин на меньшие, так и наоборот. Опасные глубины устанавливаются либо в виде дискретного значения, либо в виде диапазона глубин.
Современное эхолотостроение в мире достигло высокого уровня. Широкое применение в схемах микропроцессорной техники позволяет снижать габариты приборов и повышать уровень автоматизации процессов измерений. В частности, в некоторых схемах предусматриваются автоматическое переключение диапазонов и ввод различных поправок (на изменение скорости распространения акустических колебаний в воде, осадку судна, вертикальное перемещение его на волнении и т. д.). В некоторых конструкциях эхолотов применяют специальные схемы, позволяющие отсеивать всевозможные помехи от полезных сигналов. Наиболее сложные системы способны передавать информацию о глубине в ЭВМ автоматизированного управления судном и в батиметрические системы, обеспечивающие определение места судна по рельефу дна.
Принцип действия батиметрических систем основан на определении места судна путем сравнения глубин, полученных с помощью эхолота, с профилями глубин, зафиксированными на карте.
Наряду с навигационными эхолотами, предназначенными для обеспечения безопасности плавания, выпускаются специальные приборы для поиска рыбы, промерных, геологоразведочных работ и др. Такие эхолоты имеют многоцветные телевизионные экраны, которые позволяют получить информацию не только о профиле дна, но и о качестве грунта, глубине ила, его плотности и т. п. (по цветности изображения). В исследовательских эхолотах предусмотрена возможность менять масштаб изображения и выделять на экране наиболее интересующие исследователей зондируемые участки дна. Такие эхолоты рассчитаны, как правило, на несколько рабочих частот, что позволяет измерять глубины в самых разных диапазонах. Создаются и многолучевые эхолоты, которые одновременно записывают рельеф морского дна в различных направлениях. В некоторых эхолотах предусмотрены устройства для не-посредственного нанесения измеренных глубин на морские карты.

Рис.2. Механический лот.
Затем стали измерять глубину с помощь звука, распространяющегося в воде. В настоящее время на отечественных судах для обеспечения навигационной безопасности плавания устанавливают эхолоты унифицированного ряда НЭЛ-М, состоящего из разных моделей, обеспечивающих надежное измерение глубины на судах любого водоизмещения — от катеров до супертанкеров.
Чтобы не осуществлять постоянное наблюдение за показаниями индикаторов, в схемах эхолотов предусмотрены приборы сигнализации заданной глубины (ПСГ). Они предназначены для подачи светового или звукового сигнала при выходе судна на глубину, заранее установленную оператором. Принцип действия ПСГ заключается в следующем: сравнивают промежуток времени от момента излучения до приема отраженного от дна сигнала с заданным интервалом времени, соответствующим глубине, установленной оператором.
В ПСГ обычно предусмотрена возможность его переключения на сигнализацию о выходе на заданное значение как при движении судна с больших глубин на меньшие, так и наоборот. Опасные глубины устанавливаются либо в виде дискретного значения, либо в виде диапазона глубин.
Современное эхолотостроение в мире достигло высокого уровня. Широкое применение в схемах микропроцессорной техники позволяет снижать габариты приборов и повышать уровень автоматизации процессов измерений. В частности, в некоторых схемах предусматриваются автоматическое переключение диапазонов и ввод различных поправок (на изменение скорости распространения акустических колебаний в воде, осадку судна, вертикальное перемещение его на волнении и т. д.). В некоторых конструкциях эхолотов применяют специальные схемы, позволяющие отсеивать всевозможные помехи от полезных сигналов. Наиболее сложные системы способны передавать информацию о глубине в ЭВМ автоматизированного управления судном и в батиметрические системы, обеспечивающие определение места судна по рельефу дна.
Принцип действия батиметрических систем основан на определении места судна путем сравнения глубин, полученных с помощью эхолота, с профилями глубин, зафиксированными на карте.
Наряду с навигационными эхолотами, предназначенными для обеспечения безопасности плавания, выпускаются специальные приборы для поиска рыбы, промерных, геологоразведочных работ и др. Такие эхолоты имеют многоцветные телевизионные экраны, которые позволяют получить информацию не только о профиле дна, но и о качестве грунта, глубине ила, его плотности и т. п. (по цветности изображения). В исследовательских эхолотах предусмотрена возможность менять масштаб изображения и выделять на экране наиболее интересующие исследователей зондируемые участки дна. Такие эхолоты рассчитаны, как правило, на несколько рабочих частот, что позволяет измерять глубины в самых разных диапазонах. Создаются и многолучевые эхолоты, которые одновременно записывают рельеф морского дна в различных направлениях. В некоторых эхолотах предусмотрены устройства для не-посредственного нанесения измеренных глубин на морские карты.

Задача вторая: исследовать «рыбное место»

Необходимо четко представлять себе все участки, которые были выбраны для рыбалки. На типичном озере или канале следует делать промер с помощью глубиномера и устанавливать спуск так, чтоб верхушка антенны поплавка была наравне с водной поверхностью. Эта начальная глубина ловли для большей части канальных и озерных оснасток.

Теперь следует передвигать поплавки очень маленькими шажками по запланированному для ловли месту. Следует передвигать поплавок влево и вправо на расстояние в 5 – 10 см и пройти через весь выбранный участок – это даст понимание того, является ли дно относительно ровным. Чтобы ловить точно по месту закорма, совершенно не нужно выбирать большой участок: протяженности в 30 см будет вполне достаточно, особенно если кормить планируется только чашкой.

Чтобы получить полную уверенность в том, что дно на выбранном участке совершенно ровное, следует медленно передвигать по нему глубиномер назад и вперед, а если вам кажется, что дно подозрительно мягкое, следует зажать дробину на крючке и убедиться, что спуск поплавка находиться точно на дне 😉 . Теперь можно делать отметку глубины на ките.

1. Огрузить поплавок, таким образом, чтоб антенна выходила из воды на необходимую длину. Ниже главной группы грузил прикрепить три дробины № 10, определив для них место над петлей для крепления поводка (поводок не ставить!)

Ссылка на основную публикацию