Виды и особенности тяговых аккумуляторов для лодочных моторов

Виды АКБ, их плюсы и минусы

Используются такие виды:

  • WET – свинцово-кислотные
  • AGM И GEL
  • Li-On – литий-ионные

Свинцово-кислотные – самые часто используемые. Они являются необслуживаемыми. Доливать воду в банки используя их не нужно. Главный минус этих аккумуляторов: если их часто полностью разряжать, то часть ёмкости будет теряться.

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

AGM И GEL – часто используются с лодочными электромоторами. Они не боятся глубокого разряда и могут выдавать высокий пусковой ток для мотора, даже если разряжены. Заряжаются очень быстро, не выделяют газов и их не нужно обслуживать. Минусы в том, что их нельзя перезаряжать, а также высокая стоимость.

Литий-ионные – стремительно набирают популярность. Их постоянно улучшают, несмотря на то, что они появились совсем недавно. У них имеется защита от перезаряда.

Плюсы:

  • Энергоёмкость;
  • Не требуют обслуживания;
  • Небольшой процент износа (10% за год);
  • Быстро заряжаются;
  • Легкие и компактные.

Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.

Свинцово-кислотные – самые часто используемые, они являются необслуживаемыми


Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.

Особенности тяговых аккумуляторов глубокого разряда

Электрический аккумулятор (далее «аккумулятор», лат. accumulator, что означает собиратель, стяжатель, накопитель) – устройство для периодического накопления электрической энергии от химической реакции, и передачи её устройству-потребителю. Работоспособность аккумулятора восстанавливается электрическим током, противоположным току разряда. Аккумуляторы, соединённые последовательно, образуют аккумуляторную батарею (АКБ).

Первый аккумулятор создан немецким химиком И.В. Риттером (1776 – 1810). 21 век впечатляет разнообразием этих устройств, от миниатюрных батарей к бытовым устройствам до гигантских хранилищ энергии. Так, компания Tesla построила в Калифорнии хранилище на 80 МВт*часов, которое обеспечивает 4-часовой запас электроэнергии для 15 тысяч домов и готова построить в Австралии хранилище на 100 МВт*часов.


В зависимости от веществ, используемых в химической реакции, АКБ подразделяются на типы, которых сейчас насчитывается более 30.

Эксплуатация автомобильных АКБ

Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:

  1. Конструкция автомобильного АКБ предусматривает выдачу высокого заряда только на момент старта двигателя и дальнейшую работу в связке с генератором (подзарядку). Для лодочного мотора этого будет недостаточно,
  2. Автомобильные аккумуляторы после 2-3 циклов полного заряда-разряда могут потерять до 70% от первоначального объема, поэтому использование их в качестве тягового АКБ нерентабельно.

Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.

Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.

  1. Конструкция автомобильного АКБ предусматривает выдачу высокого заряда только на момент старта двигателя и дальнейшую работу в связке с генератором (подзарядку). Для лодочного мотора этого будет недостаточно,
  2. Автомобильные аккумуляторы после 2-3 циклов полного заряда-разряда могут потерять до 70% от первоначального объема, поэтому использование их в качестве тягового АКБ нерентабельно.

Преимущества и недостатки

Тяговые АКБ имеют большую популярность среди владельцев моторных плавающих устройств.

Следует выделить некоторые преимущества:

  • АКБ имеют доступную стоимость и отличаются высоким качеством;
  • низкий саморазряд;
  • могут использоваться для больших мощностей;
  • относятся к наиболее экологичным АКБ;
  • такие виды батарей имеют гарантийный талон;
  • батареи подлежат ремонту;
  • устройство удобное в использовании.

Недостатки таких зарядных устройств:

  • низкая плотность заряда в АКБ;
  • необходимо следить за количеством электролита в устройстве;
  • при полной разрядке происходит снижение функционала изделия.


Недостатки таких зарядных устройств:

Степень обслуживания

Длительная эксплуатация может привести к разрушению внутренней конструкции. В этом случае аккумулятору требуется соответствующее обслуживание. По степени обслуживания выделяют следующие типы батарей:

Читайте также:  10 советов как сделать свой zig rig более эффективным

  • Необслуживаемые АКБ сегодня встречаются чаще других. Они характеризуются длительным сроком эксплуатации, а также высокой устойчивостью к нагрузкам. Некоторые варианты имеют отверстия для залива воды, другие — цельный корпус. Время от времени рекомендуется проводить зарядку батареи, добавлять воду.
  • Полуобслуживаемые аккумуляторы характеризуются хорошим сочетанием цены и эксплуатационных качеств. Они встречаются довольно часто, могут служить на протяжении длительного времени.
  • Обслуживаемые батареи требуют периодического ухода. Их низкая стоимость определяет высокую доступность, но из-за необходимости периодического обслуживания существенно увеличиваются расходы.

Тяговые аккумуляторы, которые устанавливаются в электродвигатель, не рекомендуется глубоко разряжать. Нужно приобрести специальное зарядное устройство, которое в автоматическом режиме регулирует напряжение и силу тока.

  • Необслуживаемые АКБ сегодня встречаются чаще других. Они характеризуются длительным сроком эксплуатации, а также высокой устойчивостью к нагрузкам. Некоторые варианты имеют отверстия для залива воды, другие — цельный корпус. Время от времени рекомендуется проводить зарядку батареи, добавлять воду.
  • Полуобслуживаемые аккумуляторы характеризуются хорошим сочетанием цены и эксплуатационных качеств. Они встречаются довольно часто, могут служить на протяжении длительного времени.
  • Обслуживаемые батареи требуют периодического ухода. Их низкая стоимость определяет высокую доступность, но из-за необходимости периодического обслуживания существенно увеличиваются расходы.

Тяговые аккумуляторы для лодочного мотора

Оснащение лодки электрическим двигателем позволяет использовать плавсредство с минимальным уровнем шума, что особенно удобно во время ловли рыбы. Также значительно повышается экологичность и экономичность использования силового агрегата. Основной задачей после приобретения электрического лодочного мотора является правильный подбор источника электроэнергии. Существует большое количество моделей аккумуляторов, которые можно использовать в качестве источника электрического тока для лодочного мотора, но не все так просто.

Оснащение лодки электрическим двигателем позволяет использовать плавсредство с минимальным уровнем шума, что особенно удобно во время ловли рыбы. Также значительно повышается экологичность и экономичность использования силового агрегата. Основной задачей после приобретения электрического лодочного мотора является правильный подбор источника электроэнергии. Существует большое количество моделей аккумуляторов, которые можно использовать в качестве источника электрического тока для лодочного мотора, но не все так просто.

Рейтинг моделей с ценами

Выбирая тяговый аккумулятор, вы должны смотреть на его емкость (A/ч), долговечность (циклов заряда), минимальное напряжение (V) и температурные условия (°C).

Весь рынок тяговых аккумуляторов условно можно поделить на 3 категории:

  • От 4 до 12 тысяч рублей. Такие аккумуляторы довольно неплохие, они имеют среднюю емкость (от 70 до 100 А/ч), устойчивость к вибрации и среди них попадаются модели глубокого разряда. Касательно технологии и типа, гелиевых аккумуляторов в данном ценовом диапазоне встречается немного. В основном это AGM-модели. Причем тут стоит опасаться так называемых кальциевых аккумуляторов. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, только с добавлением кальция в качестве примеси к свинцу. Сложилось мнение, что после глубокой разрядки, данный тип аккумуляторов уже не восстанавливаются. Поэтому, если вы планируете разряжать ваш прибор полностью, лучше загляните в следующую ценовую категорию
  • От 12 до 20 тысяч рублей. Сюда уже попадают и гелевые модели. Именно их мы рекомендуем для лодочных электромоторов. Они прочны, стабильны при самых низких температурах, выдают хорошее напряжение, что важно для мощности мотора. Отдельно отметим их емкость – от 100 до 150 А/ч. Но, если вы планируете долгую рыбалку, и хотите взять модель с улучшенной емкостью вам подойдут модели от 20 тыс. руб.
  • От 20 до 40 тысяч рублей. Это самые топовые аккумуляторы для электромоторов на российском рынке. Их отличает большой пусковой заряд, почти сравнимый со стартерами, и громадный объем емкости (от 150 до 245 А/ч). А некоторые из них, вдобавок ко всему содержат резервную емкость.

  • Аккумулятор гелиевый Minn Kota MK-31-GEL. Цена около 22-х тысяч рублей. Роскошный аппарат, герметизированный, с емкостью в 102 А/ч и напряжением 12 В, с настоящей возможностью глубокой разрядки. Фирма Minn Kota давно зарекомендовала себя как фирму лидера в моторном производстве. Их аккумуляторы ничуть не хуже. Замечательный вариант для мощных электромоторов.
Читайте также:  Рыба-парусник: максимальная скорость и особенности ловли

Предъявляемые требования

Тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов выбираются с учетом определенных требований. К ним относят:

  1. Устойчивость к сильной вибрации. На момент движения лодки по водоему и работе ДВС может появиться вибрация, которая оказывает негативное влияние на различные конструкции.
  2. Максимальное время работы без подзарядки. Этот показатель может варьировать в большом диапазоне.
  3. Сохранение работоспособности на момент сильной качки. Качка также оказывает негативное воздействие на некоторые АКБ, что стоит учитывать при их выборе.
  4. Минимальное техническое обслуживание.

Выбор аккумулятора для электромотора проводится в зависимости от условий эксплуатации. К примеру, для зимней рыбалки выбирают более емкие варианты исполнения АКБ, так как из-за низкой температуры этот показатель существенно падает.

  1. Устойчивость к сильной вибрации. На момент движения лодки по водоему и работе ДВС может появиться вибрация, которая оказывает негативное влияние на различные конструкции.
  2. Максимальное время работы без подзарядки. Этот показатель может варьировать в большом диапазоне.
  3. Сохранение работоспособности на момент сильной качки. Качка также оказывает негативное воздействие на некоторые АКБ, что стоит учитывать при их выборе.
  4. Минимальное техническое обслуживание.

Стартерные

Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.

Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.

К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.

Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.

Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов

Разберём основные виды аккумуляторов, которые применяются для лодочных моторов. Это следующие разновидности:

  • Свинцово-кислотные WET (жидкий электролит);
  • AGM и GEL (электролит в связанном состоянии);
  • Литий─ионные.

Кальциевые аккумуляторные батареи имеют низкий саморазряд и могут быть использованы как с ДВС, так и с электромотором. Но проблема заключается в том, что эти АКБ плохо переносят глубокий разряд. При нём они теряют часть своей ёмкости.

Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора

На сегодняшний день сложно представить себе профессионального рыбака без собственной лодки – изготовленной самостоятельно либо купленной в специализированном магазине. Как и любое транспортное средство, лодка требует обязательного наличия источника питания для двигателя, который также обеспечивает работоспособность электросистем и агрегатов плавсредства. Далее мы расскажем, как подобрать аккумулятор для лодочного мотора, на что обратить внимание при выборе АКБ и как наиболее эффективно использовать ресурс устройства.

  1. Тяговые. В большинстве случаев устанавливаются на лодках и малогабаритных катерах с электромоторами. Тяговый аккумулятор для лодочного электромотора легко переносит глубокий разряд и демонстрирует довольно длительное время работы.
  2. Стартерные. Стартерные аккумуляторы чувствительны к глубокому разряду и требуют постоянной зарядки для восстановления потерянной емкости; Данный тип аккумуляторов не совсем подходит по своим характеристикам для использования на электромоторах.
  3. Стартерно-тяговые. Данный тип АКБ может быть использован как для запуска лодочного мотора, так и в качестве источника питания для систем и агрегатов лодки.

2. КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ (ЦИКЛИЧЕСКИЙ РЕСУРС).

WET (устройства с жидким электролитом внутри) выдерживают до 1000 циклов глубокого заряда/разряда, но требуют технического обслуживания и заряжания в специальном сертифицированном помещении с эффективным проветриванием.

AGM (электролит абсорбирован в стекловолокно) – больше подходят для работы в буферном режиме, т.е. как источники бесперебойного (резервного) электропитания. В циклическом режиме выдерживают от силы 400 циклов заряда/разряда при DOD-75%.

GEL – оптимальный выбор для тяговых аккумуляторов. Выдерживают более 700 циклов зарядки с возможностью глубокого (до 80% емкости) разряда.

Читайте также:  Как выбрать матчевое удилище, разновидности и характеристики

Кроме этого, срок службы аккумулятора (количество циклов заряда/разряда) зависит от того, насколько глубоко разряжается аккумулятор. Если при эксплуатации аккумулятора разряжать его полностью (глубокий разряд – 80% и более процентов её ёмкости), то количество доступных циклов будет минимальным, если же АКБ постоянно разряжать только на 50%, то количество циклов значительно возрастает. Разряжать АКБ более чем на 80% его ёмкости не рекомендуется – такие разряды драматически снижают ресурс АКБ вплоть до выхода его из строя.

GEL – оптимальный выбор для тяговых аккумуляторов. Выдерживают более 700 циклов зарядки с возможностью глубокого (до 80% емкости) разряда.

Полезные советы при выборе тягового аккумулятора на лодочный мотор

Выбирая себе тяговой аккумулятор на лодку, необходимо просчитывать множество моментов.

Наиболее важными из них являются такие.

Чтобы купить действительно подходящую модель нужно заранее просчитать среднее время эксплуатации аккумулятора. В этом случае нужно проанализировать мощность аккумулятора. Например, в технической документации на устройство указанно 30А, а номинальная емкость – 100Ah. Это говорит нам о том, что при полной зарядке тягового аккумулятора, он способен обеспечить бесперебойный и стабильный ток в течение от 3 до 3.5 часов (100 делим на 30 и получаем 33 в 3 в одном периоде). Полученные в ходе вычисления цифры – сугубо теоретические. Мощность на протяжении 3 с половиной часов будет считаться максимальным ходом при условии, что аккумулятор эксплуатируется совсем недолго. Далее, логично предположить, что эти показатели будут только уменьшаться. На снижение мощности в первую очередь влияют такие факторы:

  • Температурный режим среды эксплуатации аккумулятора;
  • Использование батареи на неполном заряде;
  • Непостоянная возможность зарядки АКБ.

Дабы купленное вами аккумуляторное устройство могло служить максимально долго, нужно к минимуму сократить все негативные воздействия на его конструкцию, а именно:

  • Храните устройство при неполном заряде в помещении с температурой не ниже 0 градусов по Цельсию;
  • Избегайте ситуаций с некачественным зарядом;
  • Глубина заряда не должна опускаться значения мin (не менее 2.5 Вольт для тяговой продукции на лодочные моторы).

Своевременная зарядка – наиболее важное условие правильной эксплуатации аккумулятора на лодочном моторе. Выполнять данную процедуру нужно сразу же после разрядки. Иными словам, после возращения с рыбалки или похода, по речным артериями вашего региона, ставьте аккумулятор на зарядку.

Также при выборе батареи на лодочный мотор иногда возникает вопрос – а можно в качестве зарядного устройства использовать модификации под автомобильные аккумуляторы? Ответ – можно, но только при одновременном выполнении 2 условий: первое – емкость зарядки равна не менее 20 Вольт; второе – устройство снабжено параметрами ручного ограничения тока.

Но если вы решили использовать сугубо один аккумулятор, выбирайте среди типов AMG и GEL. Если располагаете значительным бюджетом, лучше потратьтесь на литий-ионную модель. Она хоть и дорогая, но лучше справляется с технологическими нагрузками и отличается повышенным сроком эксплуатации даже в суровых условиях.

Использование для пуска автомобильного двигателя

Важно! Тяговые батареи теоретически можно использовать в качестве стартовых, но их максимального тока едва хватит для пуска. Батареи, способные обеспечить необходимый ампераж вряд ли поместятся под капотом.

Для пуска двигателя требуется ток от 240 до 600 A, такие показатели кратковременно выдает обычный автомобильный АКБ на 60Ah (в зависимости от марки). Если же пытаться запустить мотор тяговой батареей, понадобится устройство с номинальной емкостью около 260Ah, которое поместиться далеко не в каждый багажник, не говоря о месте под капотом.

Важно! Тяговые батареи теоретически можно использовать в качестве стартовых, но их максимального тока едва хватит для пуска. Батареи, способные обеспечить необходимый ампераж вряд ли поместятся под капотом.

Всего комментариев: 0

Конечно многое будет зависеть от суммы, на которую вы рассчитываете, но стоит помнить, если вы не хотите попасть в неловкое положение – не нужно экономить.

Ссылка на основную публикацию