Смазка для безынерционных катушек – как, когда и чем смазать, ремонт и сборка

Руководство по смазке катушки для спиннинга

Катушки представляют собой особо сложные механизмы, внутри которых присутствует множество движимых частей, взаимодействующих друг с другом и с корпусом. Из-за трений, возникающих внутри безынерционной катушки, высок риск повреждения всего механизма, из-за чего под ударом оказывается весь процесс управление снастью. Разберемся, чем смазать катушку для спиннинга.


Катушки представляют собой особо сложные механизмы, внутри которых присутствует множество движимых частей, взаимодействующих друг с другом и с корпусом. Из-за трений, возникающих внутри безынерционной катушки, высок риск повреждения всего механизма, из-за чего под ударом оказывается весь процесс управление снастью. Разберемся, чем смазать катушку для спиннинга.

Когда смазывать катушки

Обычно необходимость обслуживания безынерционной катушки можно определить по нескольким критериям:

  • Начало рыболовного сезона.
  • Середина рыболовного сезона, плановый осмотр и диагностика движущихся частей, на отсутствие посторонних шумов, затрудненного хода.
  • Плановый осмотр на протяжении всего сезона, визуальная оценка состояния и цвета масла, его вытекание и загрязненность.
  • Внеплановая диагностика при обнаружении ненадлежащей работы механизма – шума, скрипов, затрудненности вращения движущихся частей, люфтов и видимого загрязнения песком.

На практике, всегда лучше проводить осмотры снастей 2-3 раза за сезон, даже если никаких видимых признаков износа нет, потому что в случае поломки катушки, не всегда получается ее починить, а профилактические осмотры и обслуживания помогают предотвратить поломку.

На практике, всегда лучше проводить осмотры снастей 2-3 раза за сезон, даже если никаких видимых признаков износа нет, потому что в случае поломки катушки, не всегда получается ее починить, а профилактические осмотры и обслуживания помогают предотвратить поломку.

На что ориентироваться при выборе смазки для рыболовных катушек

Смазка для рыболовных катушек должна:

  • Быть устойчивой к большим нагрузкам
  • Выдерживать высокие и низкие температуры
  • Удерживаться на месте даже в случае действия центробежных сил при вращении узлов
  • Хорошо работать во влажной среде
  • Не смываться водой
  • Хорошо смазывать и защищать от износа
  • Быть устойчивой к полимерам и резинам
  • Не иметь запаха, чтобы не распугать рыбу в случае попадания на шнур или леску
  • Обладать длительным сроком службы, чтобы обеспечивать долговременную надежную работу рыболовной катушки

На российском рынке смазочных материалов для бюджетных катушек широко применяются Смазка для рыболовных катушек EFELE.

EFELE – российский бренд смазочных материалов. Многие пользователи предпочитают его за оптимальное соотношение цены и качества. Смазка для рыболовных катушек EFELE подходит для всех видов катушек, включая безынерционные. Она не смывается водой, одинаково хорошо работает и летом, и зимой. В отличие от некоторых других материалов, смазка для рыболовных катушек EFELE не имеет запаха, поэтому не отпугивает рыбу.

Для некоторых элементов катушки, например, ролика лесоукладчика, желательно применять жидкие смазки.

А чем вы смазываете рыболовные катушки? Пишите в комментариях!

Далее, поставьте на место шпулю, закрепите ее регулятором фрикциона и соберите рукоятку устройства.

Смазка для безынерционных катушек — как, когда и чем смазать, ремонт и сборка


Иногда рыболовы для подобных целей используют солидол или обычно машинное масло, но подобное обслуживание способно только усугубить состояние снасти.

Когда необходимо смазывать механизм?

Вопрос необходимости вообще не рассматривается, остановимся на периодичности:

  1. После попадания в воду – просушка и закладка свежей смазки.
  2. При загрязнении песком, грязью, илом – очистка, промывка, сушка и смазка.
  3. При активном использовании минимум один раз в течение сезона.
  4. Перед началом сезона, либо смене климатических условий.


Передаточное отношение подобрано таким образом, чтобы при относительно высокой скорости движения лески, рыбак прилагал умеренное усилие.

Вся эта механика точно настроена, сбой любого компонента приведет к остановке движения в самый неподходящий момент.

Чем и как смазывать рыболовную катушку для спиннинга

Спиннинговая катушка сложный и в то же время деликатный механизм, значительно упрощающий лов рыбы с использованием спиннинговых, матчевых и болонских удилищ. Изделие состоит из определённого количества деталей, взаимодействующих между собой посредством передачи энергии от вращения рукоятки механизма рыболовом. Девайс способствует смотке и подаче шнура, а также посредством тормоза нивелирует возникающие в процессе ловли и вываживания трофея излишние нагрузки.

Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.


Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.

Как разобрать

Главное правило при разборке, особенно если вы делаете это впервые: все снимаемые детали механизма раскладывайте по порядку, в направлении слева на право. Так при сборке вы не запутаетесь и соберете его правильно.

Перед тем, как разобрать катушку, тщательно протрите ее от грязи, песка и рыбной слизи ватным диском, смоченным теплой водой. При сильных загрязнениях можно в воду добавить немного жидкого мыла. Для удаления загрязнений в труднодоступных местах воспользуйтесь пинцетом или ватной палочкой. Не используйте агрессивные бытовые очищающие средства. Если поверхность не очищается мылом, можно удалить грязь спиртом или бензином. Пренебрежение этапом внешней очистки затруднит разборку катушки.

  1. Для начала нужно снять все легко разборные внешние элементы. Первой откручивается гайка фрикциона, после снимается шпуля.
  2. Затем вы увидите установленные мелкие шайбы и шестеренки, которые обязательно нужно раскладывать в том порядке, в котором вы их снимаете.
  3. После снимите ручку.
  4. Теперь приступайте к разборке самого катушечного механизма: отверните зажимную гайку. Это легко сделать при помощи плоскогубцев или ключа. Снимите ее вместе с подкладкой.
  5. После этого снимите ротор.
  6. На нем нужно снять дужку и разобрать механизм, позволяющий ей защелкиваться, так же разберите ролик лесоукладывателя.
  7. Сейчас можно разбирать и сам корпус катушки. Для начала нужно отвинтить болт рычага, переключающего обратный ход, затем снять тумблер.
  8. После этого нужно вынуть заглушку, так же с помощью отвертки удалив болт.
  9. Затем снимите стенку катушки, она снимается с усилием, скорее всего, ее нужно будет подцепить пинцетом.
  10. Теперь вы добрались до главного механизма катушки – это бегунок и две шестеренки, обеспечивающие вращение. Если он работает и разборку катушки вы совершаете в профилактических целях, то достаточно почистить механизм ватной палочкой, не вынимая содержимого. Просто удалите старую смазку, тщательно очищая каждый зубчик.
  11. Конечно, если внутренности механизма сильно загрязнены, то все детали необходимо снять и прочистить.
Читайте также:  Ящики для зимней рыбалки - как сделать своими руками и цены

Сборка катушки производится в обратном порядке, к тому же необходимо в процессе постоянно проверять правильность установки деталей.

Карпфишинг для начинающих – руководство, которое проложит путь в мир карповой ловли и крупных трофеев.

КОГДА СМАЗЫВАТЬ?

Как определить, когда приходит время смазывать катушку? Вот несколько основных признаков.

  • 1) Катушка поскрипывает—это означает, что смазать ее нужно было гораздо раньше, но лучше поздно, чем никогда.
  • 2)Катушка какое-то время пролежала в воде или попала под сильный дождь. Если это длилось недолго, можно и подождать конца сезона, но лучше, конечно, решиться на разборку.
  • 3) В катушку попал песок. Вообще, трудно себе представить, каким образом песок может попасть в сам механизм более-менее качественной катушки, а вот в наружные узлы и механизмы вроде дужки лесоукладывателя, кулачка, ручки, ролика и т. п. — вполне. В таких случаях достаточно локальной смазки, полной разборки не требуется.
  • 4) Смазка в катушке отработала уже длительное время. Однозначного ответа о ресурсе или сроке службы какого-нибудь смазочного материала для катушек нет. По моему мнению, фирменная заводская смазка катушки среднего ценового диапазона (50-100 у. е.) вполне может отходить три сезона и более, но это без экстремальных нагрузок и загрязнения. Есть, впрочем, неписаное правило, гласящее, что капитальная замена смазки должна делаться не реже одного раза в сезон. Но тут есть нюанс: одно дело, когда безынерционная катушка используется в достаточно размеренном режиме фидера, и совсем другое, когда она оказывается в распоряжении ходового спиннингиста. Во втором случае техобслуживание катушки необходимо производить чаще. При этом хочу предостеречь вас от другой крайности — проводить разборку катушки без достаточных для того причин.

При иллюстрации этого материала я разобрал и смазал две катушки. Первая — Shimano Super X 3000 с «бесконечным винтом» и задним расположением фрикционного тормоза, вторая — Shimano Nexave 2500 с т. н. «планетарной» схемой и передним фрикционом. Вначале расскажу о технологических операциях, общих для обеих моделей.

Раборка и смазка катушек Shimano

Любой, даже самый четко налаженный механизм рано или поздно потребует обслуживания. Особенно это относится к рыболовным катушкам, которые имеют свойство выходить из строя и приходить в негодность при отсутствии элементарной смазки. Эта инструкция по разборке и смазке подходит для любых рыболовных катушек безынерционного типа – практически все они однотипны.

Порядок обслуживания рыболовных катушек можно условно разделить на несколько этапов:

Первичный осмотр необходим для определения плачевности состояния катушки в целом, особенно это касается катушек, которые впервые попадают к вам в руки. Во время осмотра выясняется степень загрязнения механизмов и возможные неисправности. После первичного осмотра следует разборка и последующая диагностика – выясняем степень износа механизмов и если это необходимо, заказываем запчасти.

Для разборки рыболовной катушки потребуется:

-внимательность (много элементов, которые легко потерять)

-плоскогубцы или гаечный ключ на 12

-желательна схема катушки

Разборка рыболовной катушки Shimano

Чтобы добраться до внутренностей катушки, изначально необходимо открутить регулятор

фрикциона и снять шпулю. (фото выше)

На штоке мы увидим шестерню трещотки и подкладочные кольца. Их необходимо удалить, потягивая вверх и покачивая из стороны в сторону. Снимается ротор. Ротор у большинства рыболовных катушек обычно крепится к бронзовой шестизаходной шестерне, гайкой с правым вращением. Затем контрится винтом, вкручивающимся рядом.

Винт удаляем, гайку скручиваем против часовой стрелки. Ротор стягиваем вверх и откладываем в сторону. Он нам еще пригодится. Далее удаляем обгонную муфту, откручивая три крупных винта, притягивающих ее к корпусу.

Читайте также:  Электронные приманки для рыбы - как сделать своими руками, цена и отзывы

Сама муфта как правило, смазки не требует. Если у механизма имеется износ, или стопор заднего хода не срабатывает, есть смысл протереть ролики небольшим количеством силиконового масла. Совсем небольшим. Меньше одной капли масла, чтобы покрыть ролики тонким слоем. Помогало в 9 случаях из 10 и работоспособность муфты восстанавливалась на длительное время.

Вытягиваем бронзовую шестизаходную шестерню со всеми обвесами, снимаем кольцо предотвращающее самосброс дужки лесоукладывателя (в зависимости от модели, его может и не быть).

Откручиваем винт декоративной накладки корпуса и удаляем накладку. Выкручиваем три винта с боковой крышки корпуса. Средний винт у некоторых – длиннее крайних.

Корпус можно разъединить.

Откручиваем винт, блокирующий направляющие хода штока (с торца). Извлекаем штифты направляющих и кулачковый вал (бесконечный винт) с его втулками. Кулачковый вал выточен из нержавейки, как и шток катушки. В другой части корпуса у нас осталась шестерня главного привода и ее подшипник.

Подшипники крытые, не обслуживаемые. В некоторых моделях попадаются открытого типа

Вскрывать закрытые для обслуживания нет смысла, проще заказать комплект новых, если это необходимо (габариты подшипников – 2 штуки 7х13х4, одна штука 7х11х3, у ролика лесоукладывателя – 4х7х2,5мм).

Странно, но на валу младших моделей Shimano в приводе ротора подшипники стоят 7х14х5. Кстати, если вам интересно, то подшипники 7x13x4 стоят еще и в таких катушках Шимано 2500 размера, как:

-Shimano Hyperloop FB

Это только те, которые я вспомнил. На самом деле, список шире. Схемы качаются с оф. сайта.

Дужку лесоукладывателя снимаем, откручивая с двух сторон винты, крепящие ее к ротору. Механизм сброса дужки извлекаем и промываем. Смазки потребует верхняя и нижняя часть пружины, а также остальные трущиеся друг о друга элементы.

Смазывать сам фиксатор (мелкий пластмассовый или металлический подпружиненный штифт, рядом с осью рычажка дужки) нет необходимости, иначе – в последствии появится “самосброс”.

Собираем, совмещая пазы рычажка и механизма фиксатора. Обычно это прямое положение. Под небольшим усилием все встает на место.

Далее следует узел ролика лесоукладывателя.

Разбирается путем откручивания винта, и обычно не вызывает проблем с обратной сборкой. Обратите внимание при разборке, в какую сторону смотрит ролик, и в каком порядке стоят элементы.

При неправильно собранном узле следуют такие проблемы как “ролик не крутится” и “ролик режет плетенку”.

В нормальном состоянии ролик реагирует на малейшее прикосновение к нему.

Жидкой смазки на этот узел требуется меньше капли. Смазывать как сам подшипник, так и втулку, которая вставляется в ролик лесоукладывателя.

Для промывки можно использовать бензин “Калоша”, изопропиловый спирт. Они не агрессивны по отношению к лакокрасочному покрытию декора и пластиковым деталям катушки.

Детали складываем в емкость и заливаем бензином или спиртом. Достаем, чистим (всю старую смазку удаляем зубной щеткой, полоскаем деталь, откладываем в сторону сохнуть.

В промытые подшипники кладем совсем немного силиконового масла (подходит также веретяное, либо масло приборное силиконовое ПМС-100). Слишком много масла будет тормозить подшипник при вращении. В шестерни и прочие детали кладем густую смазку.

Необходимо учесть, что слишком густая смазка будет создавать дополнительное сопротивление вращению при работе катушки, а это, поверьте, очень неудобно. Для этой катушки лучше всего подходит фирменная шимановская смазка в виде спрея, стоимость комплекта смазки жидкая+густая за рубежом порядка $50.

Из более бюджетных вариантов можно использовать комплекты смазок от Penn, Abu Garcia, Daiwa, Tica. Смазку укладываем на зубья шестерен, канавки бесконечного винта. На шток смазки наносить очень тонким слоем, так как большое количество смазки также будет тормозить катушку при работе. После сбоки корпуса, беремся за ротор. Его тоже можно промыть, если необходимо.

Собираем катушку в обратной последовательности, радуемся. Катушка прослужит столько же, сколько прослужила до сего момента. Разборка и обслуживание других мясорубок шимано примерно идентична.

Здоровья вашим любимицам. Можете пинать .) Статья старая, но от того не менее актуальная. Писалась для сайта, который сдох. Надеюсь, поможет вам в обслуживании вашей “иномарки”)))

Из более бюджетных вариантов можно использовать комплекты смазок от Penn, Abu Garcia, Daiwa, Tica. Смазку укладываем на зубья шестерен, канавки бесконечного винта. На шток смазки наносить очень тонким слоем, так как большое количество смазки также будет тормозить катушку при работе. После сбоки корпуса, беремся за ротор. Его тоже можно промыть, если необходимо.

Смазка для обслуживания безынерционных катушек Daiwa

По результатам исследования новых безынерционных катушек Daiwa и из личного опыта автора этого материала можно указать следующее — для достижения максимальной эффективности работы любой безынерционной катушки требуется три вида смазки разной густоты. Наиболее густая смазка используется для зубьев шестерней. За счет того, что смазка густая, она долго держится на зубьях, сохраняя их от преждевременного износа.

В качестве такой смазки можно порекомендовать Daiwa Molybden Gerase, или ZPIF0 Grease, или Grebenstein Rollenfett (фото 2). Если у вас нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, для зубьев шестерней можно использовать смазку «Литол». Но в этом случае нужно понимать, что ход будет немного тяжелее, чем у катушки, смазанной специализированной смазкой.

Читайте также:  Сигнализатор поклевки на фидер - визуальный и звуковой: как сделать своими руками

Можно смазывать зубья шестерней и смазкой Daiwa Reel Guard Grease или Shimano Reel Grease Spray из баллонов. При ловле в летний период такая смазка задерживается на зубьях не более двух рыбалок. Поэтому можно рекомендовать смазывать зубья шестерней такими смазками только с расчетом эксплуатации безынерционной катушки строго в зимний период.

Но прежде чем закладывать такую смазку в безынерционную катушку, убедитесь, что смазки не вступили в химическую реакцию. Для этого нужно подождать несколько дней и убедиться, что не произошло затвердения смазки или образования твердых частиц-фрагментов. Жидкая смазка используется для смазки обгонной муфты и шарикоподшипников (если катушка оснащена открытыми шарикоподшипниками).

Также жидкую смазку можно наносить в небольшом количестве на главную ось катушки в течение сезона. Примеры такой смазки — Shimano Reel Oil Spray или Daiwa Reel Guard Oil в аэрозольных баллонах (фото 4). Если нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, можно воспользоваться, например, смазкой для швейных машин.

Категорически не рекомендуется использовать ружейную смазку, так как она предназначена для нейтрализации продуктов сгорания пороха и имеет сильную щелочную реакцию (из-за чего могут повреждаться поверхности рабочих узлов и деталей катушки). Жидкость WD‑40 использовать также не рекомендуется. Она не предназначена для смазки и также может повреждать детали катушки.

Перед закладкой новой смазки старую необходимо удалить (особенно если это не такая же смазка, которую вы собираетесь использовать, или катушка «купалась»). Для удаления остатков старой смазки можно использовать бензин для зажигалок или бензин «Калоша».

Категорически не рекомендуется использовать ружейную смазку, так как она предназначена для нейтрализации продуктов сгорания пороха и имеет сильную щелочную реакцию (из-за чего могут повреждаться поверхности рабочих узлов и деталей катушки). Жидкость WD‑40 использовать также не рекомендуется. Она не предназначена для смазки и также может повреждать детали катушки.

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке


Универсальные смазки бывают двух видов (иногда они продаются в комплекте, иногда – отдельно):

Технология смазки

Основное внимание нужно уделить обработке основной пары шестерни. Проследить, чтобы вещество распределилось на поверхности равномерно. Для этого шестерню лучше прокрутить несколько раз. Делать это нужно прямо перед установкой. При монтаже не забываем про метки – важно, чтобы шестерни совместились идеально без малейшей погрешности.
После этого корпус катушки закрывают крышкой.

Подшипник лекоукладывателя тоже не стоит оставлять без внимания. Во время рыбалки он засоряется чаще, чем какой-либо другой элемент катушки. А значит, требует смазки чаще. Для устройств, где он закрыт с одной стороны – каждый рыбак мажет по мере необходимости, в полностью закрытом подшипнике – заложена заводская смазка и другая не требуется.

Бюджетный вариант – канифоль, которой после очистки элементов натирают поверхность фрикциона. Альтернатива – купить водостойкую смазку густой консистенции.

Бюджетный вариант – канифоль, которой после очистки элементов натирают поверхность фрикциона. Альтернатива – купить водостойкую смазку густой консистенции.

Способы прикармливания

Замешанная смесь формируется в шары, размер которых зависит от имеющихся условий. Если течения нет, а дно твердое и ровное, лучше использовать небольшие комки. В случае, когда течение быстрое, оптимальным вариантом будут шары размером 5-8 см в диаметре.

Для заброса прикормки на место ловли можно воспользоваться несколькими способами, в зависимости от расстояния и применяемой снасти:

  • вручную;
  • с помощью «ракеты»;
  • с помощью специальной рогатки;
  • с помощью кормушки (при ловле на фидер).

Опытные рыболовы закармливают место ловли за несколько дней до рыбалки. Это позволяет рыбе привыкнуть не только к виду и аромату смеси, но и к определенному участку водоема. Такое решение существенно увеличивает эффективность рыбалки.

Зимой, при ловле со льда, на небольшой глубине плотва прикармливается щепотками с таким временным расчетом, что 300-400 г смеси должно хватить на целый день. Если же глубина более 5 м, то лучшим вариантом будет использование кормушки. При зимней ловле не следует кормить плотву большим количеством мотыля, тем более им одним – это обязательно привлечет стаи окуня или ерша.

Для заброса прикормки на место ловли можно воспользоваться несколькими способами, в зависимости от расстояния и применяемой снасти:

Рецепт №1

  • Панировочные сухари – 0,3кг.
  • Пареная рожь – 0,3кг.
  • Толокно – 0,2кг.
  • Молотый геркулес – 0,1кг.
  • Чеснок тертый – 0,5 столовых ложек.
  • Жареное семя конопли, измельченное – 50г.
  • Нитчатые водоросли – 50г.
  • Мелкий опарыш – 2-3 спичечных коробка.

Самостоятельно приготовить прикормку для ловли плотвы может даже начинающий рыболов, достаточно лишь запастись соответствующими ингредиентами, подобрать нужный рецепт и следовать консультациям.

С отрубями

Необходимые ингредиенты:

  • панировочные сухари – 150 грамм;
  • жмых – 50 грамм;
  • отруби – 70 грамм;
  • черви, мотыли – 40 грамм;
  • ваниль – 3 грамма;
  • речной песок;

Способ приготовления:

  1. Положить в глубокую миску панировочные сухари, отруби, мелко нарезанные черви и жмых. Всё хорошенько перемешать.
  2. На берегу водоёма взять песок, положить его в миску.
  3. Добавить ароматизатор, небольшое количество воды с водоёма и тщательно перемешать все компоненты.
  4. Сделать небольшие шарики.

  • панировочные сухари – 150 грамм;
  • водоросли – 60 грамм;
  • жмых – 30 грамм;
  • навозные черви – 40 грамм;
  • корица – 3 грамма;
  • речной песок;
Ссылка на основную публикацию