Для чего используют задний фрикцион в рыболовной катушке

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей. Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя. В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.


К достоинствам заднего фрикционного тормоза относят:

Все что вы не знали о фрикционе

Многие рыбаки устанавливают фрикционный тормоз на катушку. О том, что такое фрикцион, какими качествами он обладает, для чего предназначается, должен знать каждый начинающий рыболов.

  • не рвется леска;
  • не деформируется крючок;
  • увеличивается улов;
  • можно использовать легкие приманки.

Что это такое и для чего он нужен?

Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы. Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить. Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.

В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.


Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.

Принцип работы

Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.

Использование фрикциона позволяет использовать более деликатную снасть:

  • Увеличивается шанс на поимку трофея.
  • Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.


Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Немного о байтраннере

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Читайте также:  Монтаж силиконовых приманок на крючок

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

  • Включением байтраннера мы активируем задний фрикцион, затянутый свободно, устанавливаем удилище на подставке и спокойно занимаемся своими делами.
  • В это время клюет крупный экземпляр, и слабо затянутый фрикцион отпускает леску. Если б не было байтраннера, трофей бы просто утащил удилище в водоем.
  • Вы слышите сигнализатор, подбегаете, делаете один оборот рукояти, тем самым передавая управление переднему фрикциону, настроенному на вываживание.

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.


Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

01 июля 2017 12606


01 июля 2017 12606

Как работает фрикционный тормоз безынерционной катушки и байтраннер

Устройство тормоза обратного хода безынерционной катушки создано с той целью, чтобы суметь извлечь из водоема крупную рыбу тонкой оснасткой за счет спуска лесы при резком увеличении нагрузки.

К сожалению, не многие рыболовы умеют пользоваться этим механизмом, считая, что катушка – это своеобразное мотовило для наматывания лесы и регулировки ее длины. Однако правильная настройка фрикциона позволяет при поимке трофея не переломить бланк, не разорвать лесу, не разогнуть крючок и извлечь из воды рыбину.

Устройство тормоза обратного хода безынерционной катушки создано с той целью, чтобы суметь извлечь из водоема крупную рыбу тонкой оснасткой за счет спуска лесы при резком увеличении нагрузки.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».
P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Советы по использованию

  • После рыбалки не забывайте ослаблять фрикцион вашей катушки. Это продлит ей жизнь!
  • При регулировке тормозного механизма не прилагайте чрезмерных усилий, т.к. это может привести к поломке катушки или удилища.
  • Сильно затянутый фрикцион может повлечь за собой обрыв лески, если рыба достаточно большая или делает мощные рывки. Если фрикцион недостаточно затянут, это может помешать подсечь рыбу.
  • Настраивать фрикцион нужно на 2/3 — ¾ от разрывной нагрузки лески.
  • В зависимости от условий лова, фрикцион можно затягивать или ослаблять. Это можно делать и в процессе вываживания.
  • Если случился зацеп, ни в коем случае не закручивайте фрикцион до упора, так вы поломаете удилище. Попробуйте направить удилище параллельно леске, прижав ее к бланку и постучать рукой по нему – бывает, что такой метод помогает.
Читайте также:  Как сварить перловку для рыбалки на леща: уловистый рецепт


Как ни странно, но не все рыболовы пользуются фрикционным тормозом. По какой причине – неизвестно. Может быть, просто не умеют, может не хотят. Но, скорее всего, не умеют или не знают, как правильно его настроить. А может быть дело в самих катушках. Ведь основная масса простых рыболовов используют в своей рыбалке самые дешевые катушки китайского производства, где сам по себе механизм фрикциона изначально изготовлен как попало и очень быстро ломается. Вот и выходит, что у одного рыбачка тормоз фрикциона закручен практически до упора, а у другого закручен как придется.

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

  • Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
  • Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
  • Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная “стратегическая” задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная “тактическая” задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Не менее важная “тактическая” задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Тормозная система в рыболовных катушках появилась давно. Еще инерционные модели оснащались различными трещотками и прижимными шайбами. Революционный прорыв в этом направлении произошел с появлением безынерционных катушек. Из-за особой конструкции «мясорубок» пришлось изобретать фрикционные тормоза. Благодаря новой системе удалось использовать более тонкие лески для ловли рыбы. Существует несколько вариантов тормозных систем. При выборе катушки в магазине важно обратить внимание и на особенности фрикциона.


Покупая рыболовную катушку, у многих возникает вопрос, что такое фрикционный тормоз? Оказывается, эта система очень полезна во время рыбной ловли.

Все, что вы хотели знать о безынерционных катушках

Каждый рыбак, безусловно, знает что такое спиннинговая катушка, почти все их используют как неотъемлемый атрибут рыбалки, но далеко не все разбираются в их функциональности и тонкости подбора к определенному виду ловли. С развитием спортивной и любительской рыбалки растет ассортимент различных тяжелых и легких оснасток и, соответственно, увеличивается список требований к катушкам, которым отводится одна из главных ролей в успешной рыбалке – доставка оснастки в выбранный участок водоема, а также комфортное вываживание рыбы без обрывов.

Читайте также:  Эхолоты Лоуренс: отзывы о модели Elite-3x, инструкция и характеристики техники Lowrance

Самой популярной и широко используемой рыбаками разновидностью среди катушек является безынерционная катушка. Ей и будет посвящена данная статья.
Давайте сразу определим понятие “безынерционная”. Почему? Как это?
Такое название определяет физику схода лески со шпули. В этих катушках при забросе барабан не вращается и не имеет инерции. Леска слетает с торцевой части неподвижной шпули. Проще и понятнее, наверное, это можно объяснить на примере сравнения с инерционной катушкой:

У инерционной катушки сходящая при забросе леска раскручивает барабан, создавая инерцию. Т.е. остановка барабана после попадания оснастки в воду происходит далеко не сразу. Сила инерции заставляет барабан крутится дальше, поэтому при использовании таких катушек особое внимание нужно уделять притормаживанию барабана при полете и, особенно, при попадании оснастки в воду. Иначе можно получить, так называемую, “бороду” из лески, распутывание которой забирает много времени и нервов, а также частенько приводит к деформации и повреждению лески.

Что же, с понятием почему катушка называется “безынерционной” определились. Возникает второй вопрос: какие бывают безынерционки? Прежде, чем перейти к данному вопросу целесообразно разобраться с еще одним важным, а иногда и решающим в выборе катушки моментом – специальной маркировке. А для этого вначале определим основные элементы безынерционной катушки:

  1. Корпус
  2. Лапки катушки
  3. Рукоятка
  4. Лесоукладыватель
  5. Ролик лесоукладывателя
  6. Скоба лесоукладывателя
  7. Шпуля
  8. Передний фрикцион
  9. Задний фрикцион
  10. Бейтранер
  11. Регулятор обратного хода

У инерционной катушки сходящая при забросе леска раскручивает барабан, создавая инерцию. Т.е. остановка барабана после попадания оснастки в воду происходит далеко не сразу. Сила инерции заставляет барабан крутится дальше, поэтому при использовании таких катушек особое внимание нужно уделять притормаживанию барабана при полете и, особенно, при попадании оснастки в воду. Иначе можно получить, так называемую, “бороду” из лески, распутывание которой забирает много времени и нервов, а также частенько приводит к деформации и повреждению лески.

Качество намотки

При прочих равных, остановить выбор нужно на катушках с ровной укладкой шнура или лески на шпуле. Правильная укладка влияет на дальность заброса. Во время заброса не допускается самосброс петель, а при выматывании – захлестывание через переднюю поверхность шпули. Брендовые модели обычно всегда обладают качественной намоткой. Немало хороших моделей с качественной укладкой и среди недорогих представителей. Выяснить это при покупке можно в магазине, попросив продавца намотать леску. При покупке в интернет-магазинах перед окончательным выбором стоит подробно изучить отзывы в интернете.

Фидер – это не спиннинг ультралайт, нужны крупные шпули, мощные движки. Самые популярные катушки для фидерной рыбалки – с размером шпули 4000 (по классификации Shimano). Момент выбора размера напрямую завязан на калибре снасти, для которой безынерционка подбирается.

Клипса

Важная часть фидерной ловли – клипсование. При выборе обращаем внимание на клипсу. Лучший вариант – круглая металлическая клипса. Однако, чаще на шпулях ставится обычная пластиковая треугольная. Клипса на катушке для фидера может повредить плетенку при силовом забросе или сама сломаться. Фидерное клипсование – отдельная тема для разговора. Описанные неудобства лечатся просто – клипсованием через резинку. А во время промера дна, когда нужна частая переклипсовка, леска зажимается в самой клипсе через прокладку из кусочка фидергама. Изначально пластмассовая клипса не предназначена для забросов – только для перевозки. Поэтому при поломке клипсы качать что-то у производителя или продавца по гарантии – не получится. Иногда об этом указано в инструкциях (правда, на китайском). Подробнее – о клипсовании при ловле фидером.

Клипса – важный момент, но при выборе рыболовной катушки для фидера – вторичный. Все равно клипсуемся через резинку. Важнее – качество работы механизма, соответствие размеров и передаточное число.

Для монолески нужна глубокая шпуля, для тонкой плетенки – крупная и мелкая по глубине, или стандартная, с последующим оснащением бэкингом.

Ссылка на основную публикацию