Замена предохранительных штифтов подвесного лодочного мотора “Вихрь”

Подбор оптимального гребного винта для «Вихря»

Подвесные лодочные моторы устанавливают на суда как водоизмещающие, движущиеся в режиме плавания и используемые в основном в хозяйственных целях, так и движущиеся в режиме глиссирования с различными скоростями. К последним относятся большинство серийно выпускаемых мотолодок, начиная от комфортабельных туристских до прогулочных или скоростных для спортивных плаваний. В настоящее время отечественная промышленность выпускает около двух десятков наименований таких мотолодок с различными размерениями и грузоподъемностью.

До последнего времени моторы семейства «Вихрь» комплектовали одним гребным винтом с шагом 300 мм и диаметром 240 мм. Он являлся «штатным» гребным винтом мотора и обеспечивал эффективную эксплуатацию относительно плоскодонных мотолодок типа «Казанка», «Южанка» и др. Для современных комфортабельных туристских лодок этот винт является гидродинамически «тяжелым» и не позволяет, особенно при максимальной нагрузке, использовать номинальную мощность двигателя мотора.

В середине семидесятых годов были проведены работы по определению характеристик гребных винтов для самых распространенных лодок, на которых устанавливают моторы семейства «Вихрь». Так, для моторов «Вихрь», эксплуатируемых на катерах МКМ, «Крым», Юг-2500, «Днепр», рекомендуется использовать комплект из трех винтов с шагами 264, 278 и 290 мм при диаметре 226 мм, для моторов «Вихрь-М», используемых на лодках типа «Прогресс», «Прогресс-4», «Ка-занка-2М», — комплект винтов с шагами 258 и 282 мм при диаметре 235 мм, а для моторов «Вихрь-30» — винты с шагом 282 и 306 мм.

В случае отсутствия сменных винтов с меньшим шагом можно улучшить характеристики штатного гребного винта. Для этого винт нужно тщательно зачистить шкуркой и отполировать. Это увеличит его упор почти на 10–15 %. Для лодок, эксплуатируемых на скоростях 40–45 км/ч на моторах «Вихрь» и «Вихрь-М» нужно уменьшить диаметр винта на 20 мм — сделать его равным 220 мм. Это также увеличит упор во всем диапазоне скоростей до 45 км/ч еще на 10–15 %.

Установка сменных винтов с различными характеристиками повышает эффективность мотора на лодке, но одновременно требует осторожности при выборе винта. Если при использовании более «тяжелого» винта, чем требуется для лодки, снизятся только мощность мотора и скорость, то при использовании более «легкого» винта частота вращения может превысить номинальное значение, что в лучшем случае резко уменьшит моторесурс мотора, а иногда приводит к его поломке.

При использовании сменных гребных винтов нужно постоянно контролировать режим работы мотора. Опытный квалифицированный водитель уже по шуму выпуска может определить, нормально ли работает мотор. Если опыта недостаточно, лучше установить на лодке тахометр для измерения частоты вращения коленвала.

При замене гребного винта и тем более, если он не заводского изготовления, следует убедиться, что торец ступицы винта не касается корпуса редуктора или стакана.

Касание гребного винта о стакан приводит к надирам стакана и проворачиванию его в корпусе редуктора, в результате чего и стакан, и корпус редуктора приходят в негодность.

Поэтому, поставив новый гребной винт на вал, нужно до закрепления винта шплинтом измерить щупом минимальный зазор между торцом винта и стаканом редуктора, отжав винт рукой в сторону редуктора.

Зазор при этом не должен быть менее 0,8 мм. Если зазор отсутствует или меньше 0,8 мм, в отверстие винта под торец вала можно вставить шайбу 1 0 17,S^0’01 мм (рис. 11), сделанную из любого металла. Это обеспечит упор винта в гребной вал и в зависимости от толщины шайбы требуемый минимальный зазор. Необходимую толщину шайбы можно также определить исходя из измеренной глубины расточки в винте и минимального фактического выступания гребного вала из корпуса редуктора.

Вода может проникать в редуктор через уплотнение тяги муфты холостого хода при износе резиновой втулки. Внутренний диаметр втулки должен составлять 5,3±0,3 мм.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОРА ВИХРЬ

8.1. Рекомендации по эксплуатации мотора
Мотор будет служить тем дольше, чем строже выполняются нижеперечисленные правила его эксплуатации:
1. Недопустима эксплуатация мотора при оборотах коленвала более 5200 об/мин (плавание на легкой незагруженной лодке).
После выхода мотора на режим работы с полностью открытым дросселем рекомендуется несколько снизить число оборотов двигателя за счет прикрытия дросселя – это практически не снизит скорости хода лодки, но установит наиболее благоприятный режим работы двигателя и снизит расход топлива.
Эксплуатация мотора на режиме максимальной мощности допускается непрерывно в течении 2 часов, не более, после чего необходимо проработать на оборотах не выше средних в течение 10-15 минут.
Нельзя эксплуатировать мотор в водоемах глубиной менее 0,8 м – это может привести к засорению системы охлаждения и поломке гребного винта.
2. После запуска перед началом плавания не забудьте прогреть мотор на малых оборотах в течение 2-3 минут. Категорически недопустимо при этом развивать высоки обороты коленвала двигателя.
3. Запустив мотор, проверьте, идет ли охлаждающая вода из контрольного отверстия в дейдвуде.
4. Переключение ручки реверса производите на минимальных устойчивых оборотах двигателя. Начинайте движение плавно, без резкого увеличения газа.
5. Остановку мотора производите после предварительного охлаждения его на малых оборотах холостого хода в течение 2-3 минут.
6. При эксплуатации мотора в морской воде после окончания работы поместите его в бочку с пресной водой и прокрутите стартером 4-5 раз, нажав при этом на кнопку «стоп». Если есть возможность, то запустите мотор и проработайте 2-3 минуты с погружением редуктора в пресную воду. Затем обмойте наружные поверхности мотора пресной водой, протрите их сухой, а затем масляной тряпкой.
7. Не рекомендуется оставлять неработающий мотор в воде на продолжительной время.
После остановки мотора включите нейтральное положение реверса и опрокиньте мотор внутрь лодки, оперев кронштейн дейдвуда на фиксирующий щиток подвески.
8. Никогда не поднимайте мотор из воды при кратковременных остановках, если температура воздуха ниже 0 С. При остановках на длительное время мотор необходимо снять с лодки и убедиться в отсутствии воды в системе охлаждения и редукторе. При наличие воды ее нужно слить.

9. Проворачивать коленвал двигателя можно только в направлении вращения коленвала (по часовой стрелке, если смотреть сверху) с помощью стартера или вращения за маховик. Проворачивать двигатель за гребной винт при включенной передачи категорически запрещается.
10. Следите за чистотой мотора, особенно не допускайте скопления топливной смеси в поддоне двигателя, т.к. это может служить источником пожара.
11. Эксплуатировать лодочный мотор необходимо с поставленным кожухом-обтекателем.
12. В процессе эксплуатации мотора с электрозапуском необходимо строго выполнять «Единые правила ухода и эксплуатации аккумуляторных батарей», прикладываемых к каждой аккумуляторной батарее.
13. При постановке нового винта необходимо выдержать зазор 0,8 мм min между стаканом редуктора и винтом . Для этого допускается постановка шайбы диаметром 16 мм между валом гребного винта и упорным торцем винта.

Фиг. 11. Регулировка зазоров прерывателей магнето.

14. Эксплуатация двух лодочных моторов мощностью 25 л.с. на одном транце судна допускается на катерах весом не менее 180 кг, с обязательным контролем оборотов каждого мотора тахометром (с целью равномерной загрузки моторов и недопустимости завышения предельных оборотов одним из моторов).
15. При оборудовании лодки системой дистанционного управления мотором целесообразно снимать румпель мотора, что предохранит от деформации посадочные отверстия поддона.

Рис. 12. Топливный насос.

В процессе эксплуатации мотора могут возникнуть мелкие неисправности, которые легко устраняются. Эти неисправности обычно связаны с работой систем зажигания и питания двигателя.
При неполадках в работе системы зажигания проверку ее проводите в соответствии со следующими указаниями:
1. Проверьте вначале электропроводку. Если есть оборванные провода или провода с поврежденной изоляцией, их необходимо заменить. Убедитесь в надежности всех контактов, правильности монтажа схемы электрооборудования.
2. Проверьте работоспособность свечей зажигания.
Проще всего сделать это, заменив их последовательно новой свечой, работоспособность которой не вызывает сомнения. У замененной свечи зачистите электродов, установите нужный зазор и она может оказаться годной к эксплуатации.
3. Если систем зажигания, несмотря на исправные свечи и проводку, все-таки работает неудовлетворительно, причиной неполадок могут явиться дефекты прерывательных механизмов магдино:
неправильный зазор между контактами прерывателей, замасливание или подгорание контактов. В этом случае снимите стартер и храповый диск, проверните маховик так, чтобы через окно (А, рис. 11) маховика был виден прерыватель. Затем осторожно поворачивайте маховик до тех пор, пока контакты прерывателя не разойдутся на максимальное расстояние.
Протерев при необходимости контакты от масла чистой тряпкой и зачистив из при наличии нагара, проверьте с помощью щупа фактический зазор между контактами. Если есть необходимость регулировки следует ослабить винт (В), поставить в прорезь основания (Г) отвертку или поворачивая эксцентрик (С) установить нужный зазор 0,3-0,4 мм, а затем снова затянуть винт (В). После этого проконтролировать, находятся ли зазоры в рекомендуемых пределах.
Причинами неполадок в работе топливной системы двигателя могут быть следующие дефекты:
1. Негерметичность топливного шланга, особенно на всасывающей его стороне (между баком и грушей») — в этом случае топливный насос частично или полностью перестает подавать топливо к карбюратору.
2. Засорение фильтра топливного насоса, и как следствие этого, уменьшение количества подаваемого к карбюратору топлива.
Для очистки фильтра надо отвернуть прижимную гайку 5 (рис. 12) крышки фильтра, снять крышку (4), прокладку (3) и сетку (2). Сетку промыть в бензине и продуть. Разборку и сборку насоса вести осторожно, чтобы не повредить сетку. При сборке прижимную гайку (5) надо завинчивать рукой с усилием, достаточным для хорошего уплотнения.
3. Засорение фильтра заборника топливного бака. Для очистки следует вывернуть заборник и промыть фильтр.

8.2. Регулировка карбюратора

Карбюратор имеет два регулировочных элемента: винт регулировки качества смеси малого газа и винт регулировки числа оборотов холостого хода.

Фиг. 13. Регулировка карбюратора.

Регулировка качества смеси на малом газе производится винтом 2 (рис. 13), при завертывании которого происходит обеднение рабочей смеси на малом газе, а при отвертывании – обогащение.
Если произошло нарушение заводской регулировки качества смеси малого газа, то для восстановления регулировки следует завернуть винт до отказа, а затем отвернуть на ? -1 оборот до получения устойчивой работы мотора на малом газе.
Число оборотов холостого хода регулируется винтом 1 (рис. 13) на рычаге дроссельной заслонки, который ограничивает закрытие дроссельной заслонки.
При ввёртывании винта обороты холостого хода увеличиваются, при вывертывании – уменьшаются.
Регулировку производить до получения минимальных устойчивых оборотов.

8.3. Регулировка механизма реверса (рис. 14)
В процессе эксплуатация мотора может произойти разрегулировка механизма переключения реверса, результатом чего могут быть следующие дефекты:
а) ручка реверса находится в положении «холостой ход» (шарик фиксатора входит в отверстие на планке реверса, однако остается включенной шестерня переднего или заднего хода.
В этом случае надо, передвигая ручкой реверса планку (1), вывести муфту реверса редуктора из зацепления с шестерней, убедиться, что при проворачивании коленвала двигателя вал винта не вращается, затем, ослабив затяжку винтов (2) крепления корпуса фиксатора (3), передвинуть его до совпадения шарика (8) с отверстием на планке реверса и вновь затянуть винты. Сделав несколько переключений, убедитесь в правильности проделанной регулировки;
б) при включении переднего хода в редукторе слышится треск, движения лодки нет – муфта реверса не входит в зацепление с шестерней переднего хода. В этом случае надо отвернуть гайку (7), вынуть болт (5) и повернуть втулку (6) по часовой стрелке на 2-3 оборота.
Введя палец (4) в паз планки (1), поставить болт (5) и затянуть гайку (7), после чего проверить работу механизма переключения реверса. Если при этом включение переднего хода вызывает затруднения, необходимо втулку (6) повернуть на один оборот против часовой стрелки и вновь проверить качество включения переднего и заднего хода.

Фиг. 14. Регулировка механизма реверса.

8.4. Замена предохранительных штифтов (рис. 4)
Крутящий момент на гребной винт передается через два латунных штифта (4), вставленных в отверстия вала гребного винта.
Если винт ударяется о препятствие, штифты срезаются, предохраняя таким образом мотор (но не гребной винт) от серьезных повреждений. Как только штифты срежутся, мотор пойдет в «разнос», необходимо немедленно сбросить газ до малого и остановить мотор, нажав на кнопку «стоп».
Для постановки новых штифтов надо вынуть шплинт (1) и снять с вала гребной винт (2).

8.5. Ручной (аварийный) запуск мотора
При неисправном стартере двигатель можно запустить с помощью пускового шнура, прикладываемого к мотору. Для этого надо снять обтекатель и стартер, навить 1,5—2 витка шнура в канавку на маховике, заложив узел шнура в паз (Б. рис. 11) на верхней части маховика. После этого рывком запустить двигатель.

ВНИМАНИЕ! Шнур должен свободно входить в выемку на маховике и выходить из нее. При запуске следите, чтобы никто не стоял в районе длины шнура.

8.6. Уход за мотором
Для того чтобы мотор постоянно находился в хорошем состоянии необходим регулярный уход за ним по следующему плану:
а) Перед каждым плаванием:
1. Произведите наружный осмотр мотора, удалите грязь, масло с наружных поверхностей мотора и из поддона, очистите подводную часть мотора и гребной винт от водорослей и т.п.
2. Проверьте, нет ли поврежденных или незакрепленных деталей на моторе, обратите особое внимание на гребной винт – при наличии забоин их надо аккуратно зачистить. Если хотя бы одна лопасть винта деформирована, его надо обязательно заменить.
3. Проверьте состояние электропроводки, положение всех соединений и контактов.
4. Убедитесь, что органы управления мотора находятся в хорошем состоянию
б) Через каждые 10-15 часов работы мотора:
1. Меняйте смазку в корпусе редуктора (не реже 1 раза в месяц).
2. Осматривайте электроды свечей, счищайте с них нагар, проверяйте и устанавливайте нужный зазор между электродами.
3. Осматривайте и при необходимости подтягивайте наружные болты, винты и гайки.
в) Через каждые 50 часов работы мотора:
1. Проверьте зазоры между контактами прерывателей магнето, если на них есть нагар, то его надо счистить надфилем.
2. Смажьте наружные трущиеся поверхности (оси, зубчатый сектор, шестерни, резьбу зажимных винтов подвески и др.) любой машинной смазкой.
3. Снимите отстойник топливного насоса, промойте его и находящийся над ним сетчатый фильтр.
4. Снимите стартер и залейте любую машинную смазку между блоком и болтом стартера.
5. Пропитайте 2-3 каплями турбинного масла ГОСТ 32-74 или другого подобного типа масла фильца смазочного устройства основания магнето. Смажьте оси рычажков прерывателей, не снимая их.
6. Проверьте затяжку гайки маховика. Величина усилия затяжки гайки маховика 4+2 кгм.
7. Пополняйте полость между сальником и шарикоподшипником 202 в корпусе редуктора консистентной смазкой ЦИАТИМ – 201 в количестве 5-10 граммов.
г) Чрез каждые 100 часов работы мотора:
1. Снимите блок головок и глушитель двигателя, осмотрите состояние поршней и поршневых колец (их подвижность в зоне выхлопных окон). Если на поверхности камеры сгорания и на днище поршня большое отложение нагара, – отмочите в керосине и счистите его. Если на поршнях в зоне выхлопных окон имеются надиры или отсутствует подвижность поршневых колец в канавках поршня, необходимо снять блок цилиндров, осмотреть состояние поршней, надиры зачистить мелким напильником, после чего поршни промыть. При закоксовывании поршневого кольца в канавке поршня его надо осторожно, чтобы не поломать, вынуть из канавки , очистить и промыть вместе с поршнем, после чего снова поставить.
2. Отсоедините корпус редуктора. Снимите корпус водопомпы и крыльчатку. Осмотрите состояние штифта крыльчатки, при необходимости замените.

Читайте также:  Прикормка Дунаев-Фадеев: ее особенности, преимущества и разновидности

8.7. Снятие мотора с судна
Снятие мотора с лодки производится в следующем порядке:
1. Завернуть винт на крышке топливного бака и отсоединить шланг от мотора, у мотора с электрозапуском снять наконечники проводов с клемм аккумуляторной батареи, ВБГ-3А (от пульта управления).
2. Отвернуть два винта крепления мотора к транцу судна, отсоединить страховочный тросик и снять мотор с транцевой доски.
3. Запрещается переносить мотор или класть его так, чтобы дейдвудная труба была выше двигателя из-за возможного попадания остатков воды в цилиндры двигателя и магнето.

8.8. Управление и правила пользования судном с мотором «Вихрь»
Эксплуатация моторов разрешается только на судах прошедших технический осмотр и допущенных к плаванию с указанным мотором. Управление судном с мотором разрешается только лицам, имеющим удостоверение на право управления маломерным судном.
Плавание судна с мотором разрешается только в строгом соответствии с «Правилами плавания по внутренним водным судоходным путям РСФСР и союзных республик.
Управление скоростью движения лодки осуществляется путем изменения режима работы мотора. Для увеличения скорости движения судна рукоятку румпеля необходимо вращать в сторону полного газа. Для уменьшения скорости — в сторону малого газа.
Изменение направления движения судна осуществляется путем поворота мотора румпелем вокруг вертикальной оси, влево или вправо.
Маневрирование судном следует производить плавным поворотом румпеля, с уменьшением скорости движения.
Крутые и резкие повороты разрешается выполнять только на малых оборотах двигателя.
При необходимости проворачивания горячего двигателя следует нажать кнопку «стоп» во избежание запуска.

ВНИМАНИЕ! Шнур должен свободно входить в выемку на маховике и выходить из нее. При запуске следите, чтобы никто не стоял в районе длины шнура.

Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?

Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.

За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.

Почему я начал с психологической подготовки? Потому, что в походе необходимо быть готовым ко всему. Мое правило – все необходимое иметь с собой. 11-13 килограммов запчастей и инструмента обеспечат ваш покой и уверенность и никогда не будут лишними, обеспечивая 100% возможность возврата домой без чьей-либо помощи.

Аккуратно разобрать весь двигатель и снять все прокладки, либо установить новые по следующей технологии

  1. В картере (рис.1) установить их на нитрокраску покрасив все торцы трех частей картера (поз.1.1, 1.2, 1.3). При дальнейшей разборке части картера можно смело разнимать. Хорошо посаженные на краску прокладки при разборке равномерно разорвутся по толщине. При сборке разорванные плоскости также смазывают нитрокраской и картер собирают.
    Поз.1.1 – нижний торец верхней части картера; поз.1.2 – Верхний и нижний торцы средней части картера; поз.1.3 – верхний торец нижней части картера; поз.1.4 – фланец картера.
  2. При сборке верхней крышки картера рекомендую сделать небольшую перестановку деталей. Родную манжету Вихря сменить на манжету от мотоцикла ИЖ она имеет два буртика поджатых двумя пружинками с обеих сторон. В манжете ИЖа сверху необходимо снять фаску 1,5х45. В разогретый в кипятке до 100 градусов картер запрессуйте сначала манжету ИЖа, или заводскую в кольце 2.103-004, а затем два открытых шарикоподшипника 205. Такая схема уже предлагалась в КиЯ и хорошо себя зарекомендовала. Во-первых оба подшипника смазываются свежей смесью; во-вторых при смазывании манжеты автолом сверху увеличивается ее срок службы.
  3. В золотниках, в отверстиях под ведущие пальцы вклейте заглушки. Это уменьшит выбросы топлива, улучшит наполнение цилиндров, что благотворно скажется на повышении мощности вашего Вихря. Подробнее см. КиЯ 164.
  4. Цилиндры, пальцы, шейки шатунов, поршни и кольца советую натереть смазкой на основе дисульфида молибдена и обкатать мотор на небольших оборотах на токарном станке, зажав коленвал в центрах. Не сделав этой операции вы не запустите свои Вихри пока дисульфид молибдена не поглотится полностью металлом поршневой группы. Это неоднократно проверено. Объяснению этому явлению я не нашел даже в специальной литературе. Но это факт – после обкатки двигатели нормально запускаются, компрессия увеличивается, потери на трение снижаются.
  5. Прокладку между картером и блоком цилиндров (рис.2) со стороны блока (поз.2.1) приклейте на нитрокраску, а со стороны картера (поз.2.2) смажьте графитовой смазкой и если есть возможность насыпьте тонкий слой графитового порошка. Эта мера спасет прокладки от прилипания, а затем от разрыва при демонтаже. Натрите графитом прокладку между блоком цилиндров и блоком головок.
    Поз.2.1 – Торец блока цилиндров; поз.2.2 – прокладка; поз.2.3 – металлизированная прокладка между блоком цилиндров и блоком головок; поз.2.4 – прокладка глушителя (приклеивается к блоку цилиндров, со стороны глушителя обрабатывается графитовой смазкой); поз.2.5 – шпильки блока головок (необходимо выкрутить, нагрев блок головок).
  6. Переделайте блок головок Вихря-25. Выкрутите обе шпильки (рис.2, поз.2.5), при сборке ввинтите вместо них обычные стандартные болты с шайбами-гроверами под обычный ключ. Сделав эту операцию, Вы сможете спокойно демонтировать блок головок и проверять состояние головок поршней.
  7. Сделайте разрез поддона (рис.3) по линии прилива, с таким расчетом, чтобы отверстия под болты, заменившие шпильки, остались на отрезанной части для дальнейшего ее зажима между дейдвудом и блоком головок. Образовавшуюся при разрезе щель заклейте герметиком и поставьте между дейдвудом и поддоном цельную прокладку для предотвращения прорыва выхлопных газов из дейдвуда (поз.3.1). Эта операция позволит вам снимать блок цилиндров, не снимая двигатель с транца, а демонтировав лишь приводные рычаги. Прокладку приклейте к дейдвуду и смажьте графитовой смазкой. В отверстия (поз.3.3) винты М10 не ввинчивать и картер с поддноном не соединять, иначе блок цилиндров будет зажат. Двигатель, поддон и дейдвуд стягивайте болтами одновременно.
    Поз.3.1 – цельная прокладка, наклеиваемая на верхний торец дейдвуда; поз.3.2 – отрезанная по приливу задняя часть поддона; поз.3.3 – отверстия под винты М10 с потайными головками (при переделке винты не ставятся)
  8. Обязательно сделайте разборую тягу реверса. Она намного облегчит ремонт редуктора (рис.4, поз. 4.2). Удобно использовать соединительную муфту от Нептуна. С редуктором, если он оснащен разъемной тягой, вообще никаких проблем. Он снимается с двигателя, разбирается, производится установку запасных деталей, затем производится сборка и монтаж его на дейдвуд, соединение тяги и затягивания крепежных болтов.
    Поз.4.1 – плоскость наклейки цельной прокладки; поз.4.2 – отверстие для доступа к муфте разъемной тяги; поз.4.3 – крышка отверстия; поз.4.4 – 4.9 отверстия стяжных болтов для одновременного монтажа дейдвуда, поддона, картера, и блока головок (ослабляются при ремонте в походных условиях, поз 4.8 – 4.9 удаляются совсем для демонтажа отрезанной части поддона поз.3.2).
    Хорошо залить 7 винтов нижней крышки редуктора битумной смолой. Когда она остынет, аккуратно обрезать излишки и придать форму редуктора. Во-первых это улучшает обтекаемость редуктора, во-вторых, предохраняет винты от корродирования. В случае разборки смола легко удаляется, открывая чистые, неокислившиеся головки винтов.

Проделав эти операции, вы намного продлите срок службы прокладок, сможете иметь легкий доступ к наиболее нагруженным частям двигателя – поршням, кольцам, пальцам. Сможете легко производить их замену, не снимая двигатель с транца в любых походных условиях.

Такие же действия (как и описанные выше для Вихря-25) можно проделать и с Вихрем-20 и -30, учитывая конструктивные отличия этих двигателей. Все эти изменения позволяют за 30 минут почистить нагар, за 40-50 минут сменить поршневые кольца, а за 1,5 часа сменить поршневую группу в любых условиях.

Анатолий Михайлович ЛУТИЦКИЙ, г.Киев, 08.05.99.

Проделав эти операции, вы намного продлите срок службы прокладок, сможете иметь легкий доступ к наиболее нагруженным частям двигателя – поршням, кольцам, пальцам. Сможете легко производить их замену, не снимая двигатель с транца в любых походных условиях.

Неисправности подвесного лодочного мотора «Вихрь». Характерные причины неисправностей и основные способы их устранения

Безотказная и длительная работа мотора во многом зависит от внимательного и бережного к нему отношения, тщательного выполнения всех требований инструкции по эксплуатации, а также своевременного выявления замеченных неполадок. Любая неисправность, обнаруженная при работе мотора, должна быть немедленно устранена, поскольку она может повлечь за собой другие, более серьезные, отклонения и даже крупную аварию. Для быстрого и правильного определения причины неисправности лодочного мотора нужно хорошо знать конструкцию мотора и взаимодействие его узлов. Как показывает практика, эксплуатация мотора разными лицами, особенно не имеющими достаточной квалификации, приводит к авариям и поломкам.

Хорошее знание наиболее характерных признаков неисправностей подвесного лодочного мотора «Вихрь» позволит быстро их обнаруживать и квалифицированно устранять. Большая часть возможных неисправностей моторов «Вихрь» и способы их устранения изложены в инструкции по эксплуатации, однако очень кратко. Ниже приведены некоторые практические советы по определению неисправностей и способам их устранения.

Хорошее знание наиболее характерных признаков неисправностей подвесного лодочного мотора «Вихрь» позволит быстро их обнаруживать и квалифицированно устранять. Большая часть возможных неисправностей моторов «Вихрь» и способы их устранения изложены в инструкции по эксплуатации, однако очень кратко. Ниже приведены некоторые практические советы по определению неисправностей и способам их устранения.

Новичок

Re: Очень нужен совет.

Карбюратор пробовали регулировать (в смысле про проблемы на горячем)? Уровень топлива в поплавковой камере, винтики крутить?

Re: Очень нужен совет.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки. Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

Лодочный мотор «Вихрь-30»

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.
Читайте также:  Как сделать донку своими руками правильно: их виды, изготовление и установка

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Готовь сани летом. БСЗ для ПЛМ “Вихрь-30”

Поиск по тэгам ничего похожего не выдал.

Данный пост – дубль отчёта, размещенного мной на другом, более специализированном форуме.

Это довольно известная схема, честно скопированная с “Моторки” и проверенная мной на практике. Может кому и сгодится.

Весной случилась у нас неприятность – скончалось зажигание на Вихре-тридцатке. Провисев года три на вешале в гараже (так получилось) мотор завелся, как обычно, с третьего рывка. Помчали на рыбалку (точнее за рыбой, не приемлю алкоголь на воде), открытие сезона и всё такое. Туда он нас на бензине, а обратно мы его на веслах, благо ушли не далеко и ветер был в корму. Ну, думаю, прилип я, тыщ на 200… (давно смотрю на 2Т Ямаху-30 с ДУ и электрозапуском). Сняли мотор и в гараж. Скинули маховик – обрыв управляющей катушки. Сама схема, залитая в «ванне», была рабочая, но я её выкинул, мотор уже не молод, лишний раз потрошить его не надо. Магнето у меня МБ-2, 4х катушечное, 2 генераторных катушки и 2 одинаковых на зажигание. Пошарив в сети наткнулся на форум «Моторки» и тему «Надежная система зажигания для МБ-2, МН-1, МВ-1». ( http://forum.motorka.org/topic245.html ) Вдохновившись лестными отзывами о схеме

перемотал катушки по параметрам из темы (6500+1000), проверил полупроводники и собрал схему. На «Моторке» ругают печатки, говорят всё делать навесом, а мне печатки ближе.

С обратной стороны плату забыл сфоткать. Вокруг крепёжных отверстий (второе не видно из-за конденсатора) сделаны дорожки, через алюминиевые втулки они дублируют “землю”. Втулки видно на нижних фотках, они с проточкой под ключ 7мм. Родную, двухканальную схему, повторять не стал, хотя энтузиасты на форуме попадаются. Концы катушек объединил (яжеумный, зачем нам лишний провод)

повесил схему на «сопли», поставил маховик, двухискровую катушку зажигания от «Оки»

и давай дергать. Надергался от души, нихрена, ни звука. Как так – у всех всё сразу работает, а я рукожоп? Пришел тесть, он ростом повыше и руки у него подлиннее моих. С первого рывка хлопнуло в глушитель так, что в глазах потемнело. Вывод: не попал в направление намотки катушек (у бесконтактных Вихрей оказывается 4 вида маховиков, с разным чередованием и видом магнитов, всё индивидуально). Через контрольные отверстия в маховике паяльником не залезть, пришлось его снимать (яжеумный, 3 провода), было бы 4 – просто перепаял выводы на плате и все. Переделал, собрал. Пара рывков и пустили дым, на сухую. Снял плату с “соплей”, сунул в корпус от релюхи какой-то и залил эпоксидкой.

. Собрал все обратно, поставил ручной стартер (надоела погонялка)

и уволок Вихря (тяжеленный дурак) на воду. Повесил за борт и начал заводить. Раза только с 20-го завёлся. Прогрел, погазовал и дал ему звезды, до отсечки, потом заглушил. Постоял минут 15-20, завелся со второго рывка, теперь так и заводится – со второго. Дал поработать для прогрева и стал следить за оборотами. Минимальный газ настолько мал, что можно считать обороты, глядя на маховик (утрирую конечно, но он реально мал, на грани останова). Раньше всегда глушился полным сбросом газа, теперь только кнопкой. Холостой держит отменно, перестал дергаться. В процессе эксплуатации отрезал один конденсатор, под нагрузкой (Прогресс-4, 4 человека + груз) случались пропуски зажигания, но мотор не глох. Гоняем, кстати, на 92-м бензине, головка и блок без доработок, масло – по инструкции. Схема 100% рабочая, подходит на многие моторы, и на наши, и на забугорные. В теме на «Моторке» много информации по применяемости.

перемотал катушки по параметрам из темы (6500+1000), проверил полупроводники и собрал схему. На «Моторке» ругают печатки, говорят всё делать навесом, а мне печатки ближе.

Инструкция по эксплуатации подвесных лодочных моторов “вихрь”

СССР
КУЙБЫШЕВСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ИМЕНИ М.В. ФРУНЗЕ

МОТОРЫ ЛОДОЧНЫЕ
ПОДВЕСНЫЕ

«Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30Р электрон»,
«Вихрь-30 электрон», «Вихрь-30»,
«Вихрь-М» и «Вихрь-30Р»

Техническое описание и инструкция
по эксплуатации 4.000-700ТО

Куйбышев
1983

Вы приобрели подвесной лодочный мотор модели «Вихрь», и если Вы хотите, чтобы мотор работал надежно и был верным помощником при отдыхе на воде, будь это увлекательная прогулка «с ветерком», или продолжительный туристский поход, внимательно изучите и безукоризненно выполняйте рекомендации по его эксплуатации, изложенные в настоящем руководстве.

Инженеры и рабочие, создавшие этот мотор, надеются, что Вы останетесь им довольны и желают Вам счастливого плавания!

Рис. 1 Общий вид мотора с баком.

^ 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130 кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов « ^ Вихрь-М», «Вихрь-30Р », «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (Рис. 2), деталями которого комплектуются лодки.
Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил.
Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены.

. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

Рис. 2. Габаритные размеры и места подключения дистанционного управления моторов:
1- ось привода дроссельной заслонки карбюратора. Подключение управления газом;
2- прилив для крепления упора боуденовской оболочки троса газа;
3- отверстие в ручке крепления скобы тросов рулевого управления у управления реверсом.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременная, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя.
На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков) необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

Примечание. До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

^ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ “ВИХРЬ”

^ 3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ “ВИХРЬ”

^ 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При расконсервации мотора необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.
4.2. Запуск мотора с включенным реверсом опасен, так как это может привести к опрокидыванию водителя из лодки.
4.3. Необходимо следить за чистотой мотора, особенно не допускать скопления топливной смеси в поддоне двигателя, т.к. это может служить источником пожара.
4.4. Эксплуатировать лодочный мотор необходимо с поставленным кожухом – обтекателем.

^ 5. УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ ВИХРЬ

Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.
На моторах «Вихрь–25Р электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон» установлена электронная схема зажигания в отличие от маховичного магдино с механическими прерывателями на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30».
Моторы «Вихрь-30», «Вихрь-30 электрон» имеют систему электрозапуска.
Во всём остальном моторы имеют совершенно одинаковую конструкцию.
Моторы состоят из следующих узлов и систем: двигателя с поддоном, дейдвудной трубы, привода гребного винта (редуктора), подвески, топливной системы, системы электрооборудования, системы запуска.

5.1. Двигатель

Рис. 3. Устройство мотора “Вихрь”

Картер двигателя (91) состоит из трёх частей, отлитых из алюминиевого сплава и соединяющихся между собой болтами. Они образуют две кривошипные камеры, в полостях которых вращаются кривошипы коленвала. Коренными опорами коленчатого вала являются шариковые подшипники (100, 102, 88), запрессованные в верхнюю и нижнюю части картера, и игольчатые подшипники (94) в средней части картера.
Для уплотнения кривошипных камер в верхней и нижней части поставлены сальники (86, 101)
Между собой кривошипные камеры разделены лабиринтным кольцом (92), запрессованным в средней части картера.
В средней части картера имеется канал, по которому рабочая смесь из карбюратора поступает в кривошипные камеры. Открытие канала в период впуска и закрытие его в период сжатия осуществляется золотниками (29) – текстолитовыми шайбами с секторными вырезами, которые вращаются совместно с коленчатым валом и прижимаются к картеру пружинными шайбами. Секторные вырезы на шайбах обеспечивают необходимые фазы впуска.
Блок цилиндров (19) изготавливается из алюминиевого сплава с запрессованными чугунными гильзами. В блоке выполнены продувочные каналы для подвода свежей смеси в рабочую полость цилиндров, выхлопные каналы для отвода отработавших газов и водяная рубашка для охлаждения.
Блок головок цилиндров (22) отливается из алюминиевого сплава и шпильками крепится к блоку цилиндров.
В блоке головок выполнены две камеры сгорания специальной формы и два резьбовых отверстия для ввёртывания свечей. Для охлаждения блока головок в нем выполнены водяная рубашка и два водяных канала для охлаждения зоны свечей.
Коленчатый вал двигателя (28) состоит из двух кривошипов, соединенных между собой с помощью торцевых шлиц и стяжного болта с внутренним шестигранником под спецключ. Каждый кривошип неразъемный, состоит из полуоси (с конусом под маховик и с квадратом под торсионный вал) и щеки с торцевыми шлицами.
При монтаже и демонтаже коленчатого вала закрепление необходимо производить по щекам.
Упор в полуоси недопустим, т.к. это приведёт к развороту полуосей и выходу коленчатого вала из строя.
Шатун стальной двутаврового сечения. Верхняя головка шатуна имеет бронзовую втулку под палец поршня. В нижней головке шатуна размещен роликовый подшипник.
Поршень (23) отлит из алюминиевого сплава. В верхней част имеются две канавки под чугунные поршневые кольца (21).
В каждой канавке имеется по одному стальному стопору для фиксации поршневых колец в таком положении, чтобы их замки не находились на одной линии (для лучшего уплотнения) и не совпадали с окнами гильзы во избежание поломки колец.
Поршневой палец (24) плавающего типа, фиксируется в поршне с обоих концов стопорными кольцами.
Поддон (32) отлит из алюминиевого сплава, крепится винтами к картеру двигателя и к блоку цилиндров.
С переднего и заднего торцов поддон имеет ручки для переноски мотора. К специальному кронштейну на поддоне крепится румпель (96) (рукоятка) управления.
В передней части поддона расположены: кнопка «стоп» (89), ручки подсоса карбюратора (87) и тяги реверса (77).

^ 5.2. Дейдвудная труба мотора “Вихрь”

Дейдвудная труба (40) является элементом, соединяющим двигатель, редуктор и подвеску. Выполнена из алюминиевого сплава. В кронштейнах дейдвудной трубы запрессованы резиновые амортизаторы для соединения с подвеской. У моторов мощностью 30 л.с. внутри дейдвудной трубы расположен выхлопной насадок (111).

^ 5.3. Привод гребного винта мотора “Вихрь”

Гребной винт (53) приводится во вращение через реверсивный конический редуктор, понижающий обороты винта в отношении 14:24 к оборотам вала двигателя.
Корпус редуктора (52) крепится тремя винтами к нижнему фланцу дейдвудной трубы.
Вращение валу редуктора передаётся с помощью эластичного торсионного вала (37).
Реверс осуществляется перемещением муфты (65) по шлицам вала гребного винта (59) до зацепления с шестернями переднего (69) или заднего (64) хода. Управление реверсом через тягу реверса (36) выведено на поддон.

^ Рис. 4. Расположение пробок для залива и слива смазки редуктора

Редуктор выполнен из алюминиевого сплава, состоит из 2 частей: корпуса редуктора (52) и крышки редуктора (68), соединяемых винтами. При работе мотора он находится под водой и должен быть герметичным во избежание утечки масла и попадания воды во внутреннюю полость редуктора, для чего крышка корпуса редуктора (68) ставится на бакелитовом лаке, а уплотнение вала-шестерни (51), тяги реверса и вала гребного винта осуществляется резиновыми кольцами и сальниками.
В верхней части корпуса редуктора крепится водяная помпа (45) коловратного типа с резиновой крыльчаткой (46), сидящей на вертикальном вале-шестерне редуктора.
Помпа засасывает воду через отверстия и канал в корпусе редуктора и падает ее к двигателю.
Конструкция редуктора допускает осевое перемещение вала гребного винта до 2 мм и до 2 мм перемещение гребного винта по валу, минимальный зазор между стаканом редуктора и винтом – 0,8 мм.
Смазка редуктора осуществляется маслом трансмиссионным (нигролом), заливаемым в полость корпуса редуктора через заливочное отверстие 7 (Рис. 4) в количестве 100-150 граммов.
Слив отработанного масла осуществляется через сливное отверстие 5 (Рис.4).
Через отверстие 8 (Рис. 4) производится пополнение консистентной смазки (ЦИАТИМ-201) в шарикоподшипнике 202.
Гребной винт выполнен из алюминиевого сплава, трехлопастной, с промежуточным резиновым амортизатором, благодаря чему соединение с валом является упругим.
Крутящий момент на винт передается с помощью двух латунных штифтов 4 (Рис. 4), концы которых входят в пазы втулки амортизатора. Эти штифты, являясь наиболее слабым элементом в передаче от двигателя к винту, срезаются при ударе винта о препятствие и тем самым предохраняют остальные детали мотора от поломки. В осевом перемещении винт фиксируется шплинтом 1 (Рис. 4), проходящим через кольцевую канавку вала гребного винта.

Читайте также:  Зимняя ловля раков на озерах и реках фото видео обзор

5.4. Подвеска

Подвеска служит для крепления лодочного мотора к транцу лодки. С дейдвудной трубой подвеска соединена с помощью центрального кронштейна.
Внутри центрального кронштейна проходит ось, концы которой вставляются в резиновые амортизаторы, уменьшающие вибрацию лодки при работающем моторе.
Подвеска состоит из двух кронштейнов (41), соединенных шпильками.
Имеется запорное устройство – защелка (43), удерживающая мотор при запуске и заднем ходе в вертикальном положении и дающая возможность мотору при наезде на подводное препятствие откидываться вверх, что предохраняет (но не гарантирует) мотор и судно от серьёзных поломок.
При необходимости откинуть мотор надо рычагом защелки (85) отключить запорное устройство и установить мотор на фиксирующий щиток (42).

^ 5.5. Система охлаждения

Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от блока цилиндров, блока головок и глушителя. Через сверления и по каналу в корпусе редуктора вода подводится к водяной помпе. Помпа по трубке, расположенной в дейдвуде, нагнетает воду нижнюю крышку картера и далее, по сверлениям в крышке картера и блоке цилиндров, в водяные рубашки блока цилиндров и блока головок. В верхней части блока цилиндров имеется отверстие для перепуска воды в водяную полость глушителя. Из глушителя вода поступает во внутреннюю полость дейдвуда, охлаждая выхлопные газы. Часть охлаждающей воды выбрасывается вместе с выхлопными газами из контрольного отверстия дейдвуда, что позволяет судить о работе системы охлаждения.

^ Рис. 4а. Дополнительный заборник воды мотора “Вихрь”

Редуктор выполнен из алюминиевого сплава, состоит из 2 частей: корпуса редуктора (52) и крышки редуктора (68), соединяемых винтами. При работе мотора он находится под водой и должен быть герметичным во избежание утечки масла и попадания воды во внутреннюю полость редуктора, для чего крышка корпуса редуктора (68) ставится на бакелитовом лаке, а уплотнение вала-шестерни (51), тяги реверса и вала гребного винта осуществляется резиновыми кольцами и сальниками.
В верхней части корпуса редуктора крепится водяная помпа (45) коловратного типа с резиновой крыльчаткой (46), сидящей на вертикальном вале-шестерне редуктора.
Помпа засасывает воду через отверстия и канал в корпусе редуктора и падает ее к двигателю.
Конструкция редуктора допускает осевое перемещение вала гребного винта до 2 мм и до 2 мм перемещение гребного винта по валу, минимальный зазор между стаканом редуктора и винтом – 0,8 мм.
Смазка редуктора осуществляется маслом трансмиссионным (нигролом), заливаемым в полость корпуса редуктора через заливочное отверстие 7 (Рис. 4) в количестве 100-150 граммов.
Слив отработанного масла осуществляется через сливное отверстие 5 (Рис.4).
Через отверстие 8 (Рис. 4) производится пополнение консистентной смазки (ЦИАТИМ-201) в шарикоподшипнике 202.
Гребной винт выполнен из алюминиевого сплава, трехлопастной, с промежуточным резиновым амортизатором, благодаря чему соединение с валом является упругим.
Крутящий момент на винт передается с помощью двух латунных штифтов 4 (Рис. 4), концы которых входят в пазы втулки амортизатора. Эти штифты, являясь наиболее слабым элементом в передаче от двигателя к винту, срезаются при ударе винта о препятствие и тем самым предохраняют остальные детали мотора от поломки. В осевом перемещении винт фиксируется шплинтом 1 (Рис. 4), проходящим через кольцевую канавку вала гребного винта.

Функциональные особенности

В лодочном моторе гребной вал неотделим от гребного винта. Последний крепится через кронштейн к валу, который вращается с помощью движка. За счет этого действия лопасти винтов захватывают воду и отбрасывают ее назад. После этого мощность реакции откидываемой воды сообщается лопастям винта и по цепочке гребному валу.

Эффективность работы винта определяется соотношением полезной силы, отдаваемой им для движения лодки, к мощности мотора. Ее в свою очередь отдает гребной вал на вращение винта. Это КПД (коэффициент полезного действия) винта.

На плавучих средствах с моторами разной мощности величина КПД будет разной:

  • скорость хода лодки до пятнадцати километров в час предполагает размещение винтов с числом оборотов до тысячи двухсот в минуту. Это максимальное значение и оно вдвое меньше при скорости до десяти километров в час, к примеру;
  • скорость хода лодки до пятидесяти километров обязывает работать гребной вал лодочного мотора в пределах трех тысяч оборотов в минуту.

Сегодня в сфере водного транспорта все чаще можно встретить винты регулируемого шага, помимо привычных с закрепленным. Шаг – это длина продвижения винта за оборот, если бы он не находился в воде, а был в жесткой гайке. В разных частях лопасти шаг незначительно отличается, поэтому после замеров берется средняя величина:

  1. правый винт вращается на переднем ходу по часовой стрелке, когда наблюдаешь с задней части лодки;
  2. левый винт вращается в противоположную правому сторону.

Удобство винтов регулируемого шага заключается в том, что они дают передний и задний ход лодки. Они позволяют тормозить плавсредство в удобный момент, не реверсируя мотор.

Очевидно, что мотор эксплуатируется в зависимости от загрузки лодки, ее скорости, течения и прочих факторов. Для этого и создана разная величина шага, чтобы максимально экономично и грамотно работал движок.

В большинстве случаев гребные винты изготавливают из алюминия, поскольку легко обрабатываются. А вот стальные винты сделать гораздо сложнее.

Следует отметить, что в документах к российским моторам вписывалась мощность на валу двигателя, а к иностранным – на самом винте или гребному валу. В связи с этим у наших движков мощность на гребному валу, собственно и ведущая плавсредство вперед, на деле оказывается меньше в сравнении с подобными «иностранцами».


Если же вал треснул или оказался скручен, скорее всего не была установлена предохранительная муфта (либо была поставлена неправильно) или на него возложена дополнительная нагрузка помимо основного вращения. Как определить его погнутость:

Угол наклона лодочного мотора

Данную тему мы уже затрагивали в отдельной статье (Угол наклона лодочного мотора). Сейчас просто немного пробежимся по основным моментам.

У всех лодочных моторов есть диапазон регулировки наклона.

  • зарубежные лодочные моторы: 5-15 град.
  • “Ветерок”: 0-10 град.
  • “Вихрь”: 5-15 град.
  • “Салют”: 4-24 град.

Перед тем как купить лодку, обязательно поинтересуйтесь у продавца по поводу угла наклона транца. В случае угла наклона транца ниже 5 град. вы сможете использовать на своей лодке лишь лодочный мотор “Ветерок”. Иначе лодка постоянно будет задирать нос. Если же угол наклона транца лодки выше 15 град., то тут подойдет лишь мотор “Салют”. Все остальные лодочные моторы будут зарывать нос лодки в воду.

Немного иллюстраций по теме угла наклона мотора.

Немного иллюстраций по теме угла наклона мотора.

Лодочный мотор «Вихрь»: стоит ли покупать

Самая трудоемкая и ответственная операция при сборке — надевание блока цилиндров на поршни. Выполняя ее, нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить поршневые кольца. Облегчить монтаж цилиндров можно, использовав простые приспособления — упоры для поршней и обжимки поршневых колец. Упоры (см. рис. 40), как уже было сказано, можно изготовить из текстолита, плотного дерева (дуб, бук) или толстой фанеры. При монтаже цилиндров упоры, вставленные между картером и юбками поршней, фиксируют поршни на разных расстояниях от картера.

Вихрь30 и оформление


– Ну пошли, покажешь.

u0427u0442u043eu0431u044b u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0442u044c u043au0440u0435u0434u0438u0442, u043du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu043e u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0435 u0434u043eu043au0443u043cu0435u043du0442u044b: rn

    rn
  1. u041fu0430u0441u043fu043eu0440u0442, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0418u041du041d rn
  2. u0427u0442u043eu0431u044b u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0442u044c u0437u0430u0435u043c, u043fu0435u043du0441u0438u043eu043du0435u0440u044b u0434u043eu043bu0436u043du044b u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u043au043eu043fu0438u044e u043fu0435u043du0441u0438u043eu043du043du043eu0433u043e u0443u0434u043eu0441u0442u043eu0432u0435u0440u0435u043du0438u044f rn
  3. u0414u043bu044f u043fu043eu0434u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0435u043du0438u044f u0434u043eu0445u043eu0434u043eu0432 u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u044cu0442u0435 u043au043eu043fu0438u044e u0441u0431u0435u0440u043au043du0438u0436u043au0438 u0438u043bu0438 u0441u043fu0440u0430u0432u043au0443 u043e u0440u0430u0437u043cu0435u0440u0435 u043fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u043cu043eu0439 u043fu0435u043du0441u0438u0438 rn
  4. u0418u043du0434u0438u0432u0438u0434u0443u0430u043bu044cu043du044bu0439 u043fu0440u0435u0434u043fu0440u0438u043du0438u043cu0430u0442u0435u043bu044c u043fu043eu043cu0438u043cu043e u0441u0432u0438u0434u0435u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0430 u043e u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0430u0446u0438u0438 u0434u043eu043bu0436u0435u043d u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u043bu0438u0441u0442 u0438u0437 u0440u0435u0435u0441u0442u0440u0430 u0432u0441u0435u0445 u0418u041f rn
  5. u0427u0442u043eu0431u044b u0432u0437u044fu0442u044c u0437u0430u0435u043c u043du0430 u0441u0443u043cu043cu0443 u043eu0442 u0434u0432u0443u0445u0441u043eu0442 u0442u044bu0441u044fu0447 u0434u043e u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u043eu0442 u0442u044bu0441u044fu0447 u0440u0443u0431u043bu0435u0439, u043du0430u0435u043cu043du044bu0439 u0440u0430u0431u043eu0442u043du0438u043a u0434u043eu043bu0436u0435u043d u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0442u0440u0443u0434u043eu0432u0443u044e u043au043du0438u0436u043au0443, u043fu0440u0435u0434u0432u0430u0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u0437u0430u0432u0435u0440u0435u043du043du0443u044e u0440u0430u0431u043eu0442u043eu0434u0430u0442u0435u043bu0435u043c rn
  6. u0427u0442u043eu0431u044b u0432u0437u044fu0442u044c u0437u0430u0435u043c u043du0430 u0441u0443u043cu043cu0443 u0431u043eu043bu0435u0435 u0447u0435u0442u044bu0440u0435u0445u0441u043eu0442 u0442u044bu0441u044fu0447 u0440u0443u0431u043bu0435u0439, u043fu043eu043du0430u0434u043eu0431u0438u0442u0441u044f u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0441u043fu0440u0430u0432u043au0443 u043e u0440u0430u0437u043cu0435u0440u0435 u0434u043eu0445u043eu0434u043eu0432 u043fu043e u0431u0430u043du043au043eu0432u0441u043au043eu0439 u0444u043eu0440u043cu0435 rn rn

u0412u0430u0436u043du043e! u0411u0430u043du043a u0438u043cu0435u0435u0442 u043fu0440u0430u0432u043e u043fu043eu0442u0440u0435u0431u043eu0432u0430u0442u044c u0443 u043au043bu0438u0435u043du0442u043eu0432 u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du0443u044e u0434u043eu043au0443u043cu0435u043du0442u0430u0446u0438u044e, u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440 u0418u041du041d u0444u0438u0440u043cu044b u0433u0434u0435 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0435u0442 u043fu043eu0442u0435u043du0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0439 u043au043bu0438u0435u043du0442. rn

u041eu0441u043du043eu0432u043du0430u044f u0437u0430u0434u0430u0447u0430 u044du0442u043eu0433u043e u0431u0430u043du043au0430 u2013 u0441u0442u0440u043eu0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043e u0434u043eu043bu0433u043eu0441u0440u043eu0447u043du044bu0445 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0439 u0441 u0437u0430u0435u043cu0449u0438u043au0430u043cu0438 u043du0430 u043eu0441u043du043eu0432u0435 u0434u043eu0432u0435u0440u0438u044f. rn

    rn
  • u041au043bu0438u0435u043du0442 u043cu043eu0436u0435u0442 u0432u0437u044fu0442u044c u043au0440u0435u0434u0438u0442 u043du0430u043bu0438u0447u043du044bu043cu0438 rn
  • u0420u0430u0441u0447u0435u0442 u043au0440u0435u0434u0438u0442u043du043eu0433u043e u043bu0438u043cu0438u0442u0430 u0438 u0433u0440u0430u0444u0438u043au0430 u043fu043bu0430u0442u0435u0436u0435u0439 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u043eu0434u0438u0442u0441u044f u0438u043du0434u0438u0432u0438u0434u0443u0430u043bu044cu043du043e rn
  • u041fu0440u0438 u0434u043eu0441u0440u043eu0447u043du043eu043c u043fu043eu0433u0430u0448u0435u043du0438u0438 u0437u0430u0439u043cu0430 u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du0430u044f u043au043eu043cu0438u0441u0441u0438u044f u043du0435 u0432u0437u0438u043cu0430u0435u0442u0441u044f rn
  • u041cu043eu0436u043du043e u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0437u0430u044fu0432u043au0443 u043du0430 u043fu043eu043bu0443u0447u0435u043du0438u0435 u043au0440u0435u0434u0438u0442u0430 u043au0430u043a u043du0430 u043eu0444u0438u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu043c u0441u0430u0439u0442u0435, u0442u0430u043a u0438 u0432 u043eu0434u043du043eu043c u0438u0437 u0431u0430u043du043au043eu0432u0441u043au0438u0445 u043eu0442u0434u0435u043bu0435u043du0438u0439 rn rn

Цена нового и б/у

В настоящий момент производство агрегата Вихрь 20 завершилось, потому приобрести новую модель не удастся.

Однако на отечественном рынке присутствует довольно много подержанных вариантов двигателя. Здесь стоимость колеблется от 5000 до 40000 рублей. Совсем дешевые предложения могут привести к куда более серьезным вложениям.


В настоящий момент производство агрегата Вихрь 20 завершилось, потому приобрести новую модель не удастся.

Правильная установка лодочного мотора

Многие пользователи своих “Быстроходных крейсеров” задавали себе вопрос: “Можно ли его разогнать еще быстрее?” Можно, но главное НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ! Большинство лодок имеют ограничения по максимальной мощности подвесного мотора. Посмотрите на лодке пластину “Характеристики”, где указана максимальная установочная мощность двигателя и, если у Вас возникли сомнения, то обратитесь к Вашему дилеру.

ВЫСОТА ТРАНЦА

Подвесной двигатель разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт может работать на границе воздух – водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя может привести к переворачиванию судна.

Стандартная установка двигателя предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта.

а – Антикавитационная пластина
b – Рекомендуемая высота транца (381 мм)
Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.

УГОЛ НАКЛОНА ДВИГАТЕЛЯ

Угол наклона двигателя может быть скорректирован изменением позиции штырька в струбцине навески двигателя. Перестановку штыря регулировки наклона двигателя следует производить только на выключенном двигателе.

Угол наклона двигателя – важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении судна, когда двигатель работает на полных оборотах.

Разные типы моторов имеют различные диапазоны регулировки угла наклона двигателя. Диапазоны регулировки для некоторых моделей (в градусах):

  • Большинство импортных двигателей 5 – 15
  • “Ветерок – 8/12” 0 – 10
  • “Нептун – 23” 5 – 15
  • “Вихрь” 5 – 15
  • “Салют” 4 – 24

Из таблицы видно, что минимальный угол наклона транца для большинства лодочных моторов находится в пределах 5 – 15 градусов. Если Вы еще не купили (или собираетесь покупать) лодку, то обязательно поинтересуйтесь у продавца этой важной характеристикой.

Если угол наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете эксплуатировать только “Ветерок”. С остальными двигателями лодка будет сильно задирать нос. Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор ограничен маломощным “Салютом”. С другими двигателями лодка будет “зарываться” носом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗА

Правильное распределение груза внутри судна (людей и грузов) существенным образом влияет на возможности судна. К примеру:

Смещение веса к корме:

  • В общем увеличивает скорость судна
  • Излишнее смещение груза заставит судна прыгать “по-дельфиньи”
  • Нос судна начнет хлопать по мелкой волне
  • Судно начнет захлестывать волна

Смещение веса к носу (баку):

  • Сглаживает ход
  • Повышает остойчивость хода судна по волнам
  • Перегруз начнет уводить судно с курса влево или вправо

ВЫСОТА ТРАНЦА

Подвесной лодочный мотор разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт лодочного мотора может работать на границе воздух – водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя лодочного мотора потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя лодочного мотора может привести к переворачиванию судна. Стандартная установка лодочного мотора предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта лодочного мотора.

Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.

Угол наклона двигателя – важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении судна, когда двигатель работает на полных оборотах.

Ссылка на основную публикацию