Леска на спиннинг на щуку

Леска на щуку. Выбираем монолеску и плетенку для спиннинга

Для ловли спиннингом нужно от 50 до 150 м высококачественной лески. Диаметр (толщину) лески подбирайте с учетом размеров рыбы, которую вы собираетесь ловить, и лесоемкости спиннинговой катушки.

Чем тоньше леска, тем она незаметнее в воде и тем успешнее рыбная ловля. Грубая, толстая леска, кроме того, затрудняет заброс приманки и ловлю на сильном течении. Для ловли щуки весом 4—5 кг достаточна леска диаметром 0,20—0,25 мм, при использовании безынерционной катушки. Умело маневрируя снастью, можно и на тонкой леске вытащить крупную рыбу: ведь леске помогает удилище! Но это под силу лишь опытным рыболовам. А начинающим спиннингистам, не имеющим пока необходимых навыков, лучше использовать лески рекомендованного диаметра.

В настоящее время выпускаются лески из моноволокна, прозрачные, как стеклянная нить, серого, голубого, зеленого цвета, радужные, многоцветные — от вишнево-красной до фиолетовой расцветки и плетенки из тонких волокон. Прочность лески указывается на упаковке.

Качество лески можно приблизительно оценить при внешнем осмотре. Хорошая леска прозрачна, имеет глянцевитую поверхность и одинаковую толщину по всей длине. Мутноватые, молочного оттенка лески, как показывает опыт, не прочны.

Прозрачные лески универсальны, их можно применять всюду. Зеленого цвета больше подходят для ловли в заросших водорослями озерах и водохранилищах, серого и голубого — в реках и озерах с каменистым дном. Радужная окраска способствует «скрадыванию» лески при ловле в ясную, солнечную погоду: в зависимости от освещенности и цветового фона подводного рельефа разноокрашенные участки такой лески как бы исчезают и в целом леска становится мало заметной.

Монолески обладают свойством упруго растягиваться и вновь укорачиваться. Это удлинение составляет около 10%, то есть около 1 м на 10 м длины. В воде леска слегка набухает, делается «мягкой» и растягивается еще на 3—5%, а высыхая, укорачивается до первоначальной длины.

Виды лесок для спиннинга

Сегодня леску для ловли щуки делят в основном на два вида: моноволоконная и плетеная лески. Этот каждый вид обладает своими особыми характеристиками, которые подбираются в зависимости от условий и методики ловли.

Монолески

Моноволоконная леска или как ее называют в народе монолеска, производится из нейлона (полиамида). ??з названия уже понятно, что это цельная монолитная одноволоконная леска. Сама по себе она также обладает разными свойствами, в зависимости от технологии ее производства.

Более эластичную, мягкую делают из монофиламента. Такая леска лучше укладывается на катушке и соответственно способствует более дальнему забросу приманки. Еще делают монолески из смеси разных типов полиамида. Такой вид называется кополимерным. Он обладает большой прочностью на разрыв и жесткостью. Следующий тип это сокополимерные. Такие монолески изготавливаются с помощью сложных высокотехнологичных процессов. Благодаря этому они обладают разными специфическими свойствами: тонущие, устойчивые к воздействию ультрофиалета и т.д.

Плетенки

Плетеная леска или как ее называют ее в народе плетенка, является более прочной, чем монопрофильная леска. Поэтому она завоевала больший интерес к себе у большинства рыбаков.

??з названия понятно, что такую леску плетут из большого количества волокон. Этим и достигается ее лучшая прочность. Плетенка еще делится на два типа. Первый – это сплетенные между собой волокна или жгутики, а второй – это сплетенные между собой волокна или жгутики покрытые оболочкой. Второй тип визуально похож на моноволоконную леску. Плетеная леска обладает низкой эластичностью, высокой прочностью и мягкостью.

Флюорокарбон

Это особенный материал, отличающийся по своим рабочим показателям от плетеного шнура и монофильной лески. Это определяет сферу его использования и помогает рыболовам быть более успешными на водоеме, применяя положительные свойства флюорокарбона.

Отличительные особенности флюорокарбоновой:

  • Незаметность в воде, за которую многие рыболовы и выбирают флюорокарбон. ??мея угол преломления света близкий к преломлению света в воде, такая леска становится невидимой для рыбы.
  • Повышенная стойкость к истиранию, флюорокарбоновая леска отлично подходит для поводков, она позволяет не терять понапрасну оснастки при ловле на ракушечнике, в коряжнике и охоте за зубастыми хищниками.
  • Минимальная память и жесткость. Этот материал слабо «запоминает» искривления лески, возникающие в процессе рыбалки. Для спиннингового направления это является важным свойством.
  • Флюорокарбон имеет большую, чем у мононитки, плотность. Он тонет быстрее. Это оценили не только спиннингисты, но и любители матчевой ловли, болонской удочки и нахлыста.
  • Устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Лучшая флюорокарбоновая леска может до 1000 часов находиться под прямыми солнечными лучами, не теряя своих первоначальных свойств.
  • Стойкость при перепадах температур. При резком похолодании или нагреве леска из флюорокарбонового материала практически не теряет прочность.

Флюорокарбоновые лески при ловле щуки обычно применяются в качестве поводкового материала. При значительном диаметре (0.4-0.5 мм и более), материал довольно устойчив к щучьим зубам.

Флюорокарбон не смотря на все свои достоинства, материал не идеальный, — он имеет достаточно низкую прочность на разрыв. Это вынуждает к приобретению большего диаметра. Кроме того, жесткость материала не позволяет использовать ряд распространённых рыболовных узлов, приходится использовать специальные узлы и крепеж при помощи термотрубок.

Что лучше плетенка или леска?

В закоряженных местах плетёнка вне конкуренции. При ловле на джиг плетёнка за счёт своей нулевой растяжимости даёт полную информацию о том, что сейчас происходит с приманкой. Однако при «вываживании» крупной щуки эта «нулевая растяжимость» может подвести — рыба может сойти или сломать удилище.

Список достоинств плетеной лески:

  1. Плетёнка обеспечивает идеальное чувство приманки.
  2. При использовании плетёнки для верной подсечки будет достаточно одного движения кистью.
  3. Плетёная лёска на 30-35% прочнее монофильной такого же сечения — плетенка незаменима в «закоряженных» местах.
  4. Плетёные лёски не подвержены «эффекту памяти» и отлично работают на безынерционных катушках.
  5. Плетёные шнуры не «боятся» ультрафиолета и для них не является обязательным хранение в тёмном месте. То есть при воздействии ультрафиолетовых лучей они не теряют своих свойств.
  6. Нелимитированный срок годности, качественная плетенка не теряет своих положительных свойств годами.
  7. Благодаря высокой износоустойчивости, при интенсивном использовании катушка плетёного шнура прослужит не один сезон.
  8. Узлы на плетёных шнурах сохраняют более 95% прочности. ?? перевязывать узел после каждой рыбалки нет необходимости — он останется надежным.

Плетёнка при наличии опыта позволяет моментально определить, кто сидит на другом конце снасти. Это преимущество «нулевой» растяжимости плетёной лески.

Основные требования к леске для спиннинга

Какую леску выбрать для спиннинга, чтобы комфортно ловить хищника на водоеме? Первым важным моментом в выборе мононити является ее диаметр. Он не должен быть слишком тонким, чтобы вероятность обрыва была минимальна. Однако толстая нейлонка тоже плохо – существенно снизится дальность заброса, снасть станет заметной.

Поэтому выбор лески для спиннинга сводится к оценке следующих факторов:

  1. Вероятные размеры трофея.
  2. Тип и вес применяемых приманок.
  3. Условия ловли (наличие водорослей и коряжника, прозрачность воды, структура дна и прочее).

Какая лучше леска на спиннинг, прозрачная или цветная? Яркая мононить хорошо заметна визуально, спиннингисту легче контролировать проводку и местоположение приманки в воде. Это существенно упрощает ловлю, особенно для новичка.

В прозрачной воде, где хищнику заметны мельчайшие детали, лучше отказаться от яркой нейлонки. Какая леска нужна на спиннинг в этой ситуации? Желательно отдать предпочтение бесцветной леске либо коричневой. Она не так заметна в воде, не настораживает рыбу.

Мононить легко окрасить в желаемый цвет в горячем растворе красителя для хлопчатобумажной (не шерстяной) ткани. Достаточно выдержать леску в этом растворе до остывания, а затем прополоскать, пока вода не станет прозрачной. Можно получить радужную окраску, попеременно погружая неокрашенные участки лески в различные красители.

Мягкая мононить не подходит для спиннинга из-за склонности к запутыванию. Такая леска обычно имеет память, быстро приходит в негодность, скручивается, сбрасывает петли и образовывает бороды. Жесткая нейлонка тоже малопригодна для спиннинговой ловли, поскольку слишком упругая и также будет путаться. Выбирать нужно умеренно жесткую леску, но без ярковыраженного эффекта памяти. Благо на рынке на сегодня подходящих достаточно.

Диаметр лески на щуку

Для ловли щуки обычно используют леску диаметром от 0,22 до 0,35 мм. Толщина лески зависит от массы рыбы, которая обитает в водоеме. Если водоем не обловленный и не известно, что за «монстры» в нем живут, то рекомендуется брать леску диаметром 0,25 мм. Это «золотая средина» для современной спиннинговой снасти. С одной стороны, леска такого диаметра позволяет делать достаточно дальние забросы, с другой — выдерживает большие нагрузки на разрыв (около 6,5–7,5 кг в зависимости от производителя). Такая леска позволит вытащить щуку массой 4–6 кг.

Диаметр плетенки на щуку

Вне зависимости от типа ловли, лучшей плетенкой станет та, которая будет обладать минимально возможным диаметром в конкретных условиях. К примеру, для ловли щуки в траве подойдёт плетеный шнур с показателем разрывной нагрузки в 6 Lb.

  • Качественный шнур диаметром 0,11 мм с разрывной нагрузкой 4,35 кг подойдет для ловли приманками весом до 22 г.
  • Диаметр 0,2 мм с разрывной нагрузкой 14,10 кг используют в основном для твичинга крупных воблеров кастинговым удилищем.
  • Диаметр 0,33 мм с разрывной нагрузкой 26,10 кг применяется для ловли крупной трофейной щуки.
  • Диаметр 0,4 мм с разрывной нагрузкой 36,20 кг может пригодится в джерковой ловле, где средний вес приманки 100 г.

Совет: обычные узлы ослабляют прочность лески почти вдвое, лучше пользоваться специальными узлами, не уменьшающими прочность лески.

Топ 10 лесок для спиннинга

Топ лучших рыболовных лесок и шнуров по мнению рыболовов-спортсменов из-за рубежа:

1. Suffix 832 Advanced Superline

Suffix 832 Advanced Superline — плетенка. Это лучшая леска для ловли щуки на спиннинг, имеет высокую степень износоустойчивости, устойчива к разрывам от укусов. Защищена от воздействия ультрафиолетового излучения.

2. Power Pro Spectra Fiber

Если вы хотите улучшить качество своей рыбалки, леска Power Pro Spectra Fiber станет отличным выбором. Эта плетеная линия выполнена из сверхпрочных волокон, что добавляет к ней дополнительную чувствительность. Леска идеально подходит как для опытных рыболовов, так и для новичков.

3. Spiderwire Braided Stealth Superline

Новая плетенка от Spiderwire, как говорят, на 30% крепче, чем ее предшественники. Леска хорошо подходит для рыбалки на трофейную щуку.

4. Piscifun PE Braided

Леска PE от Piscifun имеет высокую прочность и устойчива к истиранию, благодаря чему не теряет своих полезных качеств в течении длительного периода времени. Окрашена в темный цвет.

5. Berkley Fused Crystal Fireline

Одна из лучших плетеных лесок на рынке. Благодаря высокой прочности и устойчивости к истиранию заслужила признание у спиннингистов во всем мире.

6. Stren Original Service Spool

Stain Original Service Spool — это монолеска, которая считается одной из лучших лесок для спиннинга с безынерционной катушкой. Она довольно популярна среди рыбаков.

7. Power Pro Super 8 Slick

Качественная плетенка с высокой прочностью и устойчивостью к истиранию. Хорошо подходит для ловли в заросших водорослями водоемах.

8. Seaguar TATSU Fluorocarbon

Флюорокарбоновая леска от компании Seaguar TATSU — это одна из лучших лесок из флюорокарбона, достаточно прочная и гибкая. Абсолютно незаметная для рыбы в воде.

9. KastKing SuperPower Braided

KastKing в течение многих лет занимает топовые позиции среди рыболовных лесок. Эта сверхпрочная плетеная леска предназначена для рыбалки в сложных условиях на трофейного хищника.

10. South Bend Monofilament

Высококачественная устойчивая к истиранию леска, идеально подходит для ловли щуки с использованием тяжелых приманок.

Для ловли щуки на спиннинг не может быть одного «идеального» шнура, на практике приходится выбирать леску исходя из условий ловли, снастей и предполагаемого размера хищника. Многие рыбаки подстраховываются, используя леску диаметром 0,25 — 0,30 мм. В определенной степени они правы. Напрямую на результативности ловли это практически не сказывается, косвенно влияет на дальность заброса и чувствительность снасти, что все же снижает вероятность успеха при ловле на спиннинг.

Какая леска лучше подойдет для спиннинга на щуку

Леска для ловли щуки является одним из важнейших элементов комплектации спиннинговой снасти. Ведь именно от данной составляющей зависит надёжность вываживания пойманного трофея и предшествующая этому действию возможность скрупулёзного контроля приманки. На сегодняшний день производители лесок предлагают рыболову широкий ассортимент продукта не только разного по своему составу, но и с громадным спектром рабочих характеристик и параметров.

Порой и опытные спиннингисты не всегда могут определиться в этом неимоверном разнообразии рыболовного аксессуара с наиболее эффективным подбором лески для спиннинга, не говоря уже о начинающих рыболовах. О тонкостях выбора лески под спиннинговый лов щуки пойдёт сегодняшний разговор, из которого читатель узнает о качествах материала шнуров и его использования в зависимости от условий ведения рыбалки.

Выбор лески для ловли щук

Леска на спиннинг на щуку подбирается из ряда основных критериев планируемой рыболовной сессии. Прежде всего, рыболов должен представлять, на какую спиннинговую приманку он будет осуществлять лов. Твичинг и джиг требуют постоянного и чёткого контроля ведения приманки, игра блёсен не так сильно зависит от действий спиннингиста, зачастую имея свой заводской настрой игры. Эти факторы влияют на подбор материалов по жёсткости.

Немаловажным критерием является и дистанция ловли. Для подачи приманок на дальние расстояния требуются тонкие шнуры с низкой парусностью и такой же минимальной памятью материала. Щуки являются серьёзными бойцами, оказывающими сильное сопротивление при вываживании. Следовательно, разрывная способность материала шнура должна с запасом закрывать требования к надёжности аксессуара. Но при низкой активности рыбы большая толщина лески для спиннинга играет отрицательную роль, делая оснащение более грубым по своим параметрам.

Важно! Отсюда можно сделать вывод, что леска для поимки щук на спиннинг должна быть как можно тоньше в диаметре, но с высокими параметрами нагрузки на разрыв.

Какую предпочесть

На сегодняшний момент есть три основных вида материалов, из которых производят рыболовные шнуры. К ним относят монофильную или знакомую каждому рыбаку нейлоновую леску, плетёную леску из полиэтиленовых волокон и так называемый флюорокарбон, или же в точности термина нить из фторированного органического полимера. Выбирать леску для спиннинга на щуку советуют по условиям ведения ловли. Все виды нитей под спиннинговое оснащение продаются в компактных бобинах длинами от 100 метров.

Важно! Специализированные шнуры для щучьей охоты производители маркируют английской аббревиатурой PIKE.

Рассмотрим каждый вид нити в расширенном формате с основными критериями её строения и характеристик, а также рекомендациями к условиям применения.

Какую плетенку выбрать для спиннинга на щуку

Спиннинговая плетёнка наиболее универсальный вид нити для осуществления спиннинговой щучьей ловли. Материал ввиду своих качеств низкого растяжения даёт высокую чувствительность при анимации приманки. К тому же полиэтиленовые волокна при относительно малом диаметре имеют высокую разрывную нагрузку. Эластичность шнуров с низкой памятью позволяет осуществлять особо дальние забросы относительно лёгких приманок. К тому же выбрать плетёнку для спиннинга на щуку можно в абсолютно любом цвете, так как материал хорошо поддаётся окраске, чем с успехом и пользуются производители.

Кроме явных преимуществ, данный вид рыболовной лески имеет и ряд недостатков. К ним относят высокую стоимость и излишнюю жёсткость материала, что предъявляет к снастям дополнительные требования и особенно это касается вкладышей пропускных колец, которые под плетёнку должны обладать особо высокими качествами противостояния к истиранию поверхности. Плетня со временем теряет структуру формы и начинает впитывать воду, что препятствует её использованию при отрицательных температурах.

Читайте также:  Чем смазывать катушку для спиннинга? Пошаговое руководство

Мононить

Монофильная леска уже давно стала классикой рыболовного дела, без которого редко обходится какая бы то ни была рыбалка. Монофил имеет высокий коэффициент растяжения, что облегчает вываживание трофея, он дёшев в производстве, что отражается на его низкой цене при продажах и не впитывает воду, что даёт возможность к применению шнуров данного типа при отрицательных температурах без всякого вида дополнительных обработок. Нити отличаются высокой степенью прозрачности и долговечностью эксплуатации, послушно ложатся на поверхность шпули при сматывании и проще распутываются при так называемых бородах после неудачных забросов по сравнению с плетёными шнурами, а также незначительно влияют на вкладыши пропускных колец используемого для ловли удилища.

К недостаткам монолески относят излишнюю растяжимость, что напрямую влияет на дальнобойность снасти, парусность, наличие у материала памяти. К тому же нейлон боится ультрафиалетовых лучей и при долгом воздействии на шнуры солнечного света достаточно быстро теряет свою прочность.

Важно! Отрицательным фактором является и серьёзная деформация структуры материала при вязке и затягивании узлов, наличие которых на отрезке шнура снижает его прочность как минимум на 20–30 процентов, что нужно учитывать при формировании монтажа.

Флюорокарбон

Флюорокарбон используется в спиннинговом лове гораздо реже выше представленных типов нитей. Но к достоинству материала относят его изумительные качества прозрачности в воде, что делает флюр полностью незаметным для рыбы. Материал жёсткий, позволяющий достигать отчётливой связи с приманкой. Стойкость к истиранию поверхности нити делает флюорокарбон незаменимым элементом оснастки при ловле на ракушечниках и каменистом дне. Немаловажным преимуществом является выносливость к резким перепадам температуры без изменения физических характеристик. Лов на переменчивости положительных и отрицательных температур с применением флюорокарбонового шнура наиболее комфортен и практичен.

Недостатки флюорокарбона в низкой прочности, что особо заметно в сравнении с толщиной плетёнки для спиннинга, которая по этому параметру в своих диаметрах в меньшую сторону превосходит флюр в разы. Этот фактор сразу же влияет на тонкость оснастки, снижая дальнобойность и повышая парусность. К тому же флюорокарбоновые шнуры хрупки и ломки, боятся узлов и критических деформаций, да и стоимостной фактор не всегда в пользу флюра из-за высокой ценовой составляющей.

Цвет лески

Динамичность спиннинговой ловли, а в частности, постоянное движение приманок в результате проводки, позволяют не ставить цвет лески в ранг наиболее важных факторов влияния на клёв рыбы. Хищник в первую очередь обращает внимание на игру приманки, и цветовое оформление шнура отходит на второй план.

Важно! Как правило, флюорокарбон и монофил практически всегда используют в прозрачном виде, делая лишь изредка исключения в цветовых вариантах.

И если стоит такой вопрос, то наилучшими оттенками считают зеленоватые спектра цвета.

Важно! Касательно плетёнки, цветовую гамму выбирают для визуального удобства контроля хода проводки.

Ведь тонкая леска в ярком раскрасе гораздо приметней, чем её тусклые тона.

Какой должна быть толщина лески

Диаметр лески на щуку подбирают исходя из применяемой для ловли приманки и планируемых габаритов улова. Ультролайтовый лов требует применения особо тонких плетёных шнуров диаметрами в 0,06-0,08 мм. На лайтовые спиннинги ставят монофил в 0,18-0,25 мм, а плетёнку от 0,1 до 0,18 мм. Флюорокарбон подходит в толщине, начиная с 0,3 мм и выше. Для тяжёлых приманок, а следовательно и более значимых трофеев, диаметр плетёнки на щуку увеличивают от 0,2 до 0,25 мм, а в троллинговом лове иногда применяют и диапазон в пределах 0,3-0,4 мм. Монофильные шнуры от 0,3 и до 0,5 мм считают более практичными. Флюорокарбон для тяжёлых оснащений ставят лишь в окончании шнура, отрезом в 3–5 метров, применяя диаметр за 0,5 мм.

Важно! Стоит отметить, что планируя в улов щук в 2 кг, разрывная способность подобранного диаметра монолески, плетни или флюра должна соответствовать не менее 4 кг.

Эта поправка в надёжности даётся на бойцовские качества зубатой.

Популярные производители

Леска на щук производится многими производителями и в конце материала хотелось бы заострить внимание на более известных и уже проверенных временем брендах, на которые стоит обращать внимание при покупке данного аксессуара. Плетёные шнуры отличного качества рыболов приобретёт, подбирая продукт:

  • Fire Line,
  • TUF Line,
  • PowerPro,
  • Sunline Deep one.

Присматривая варианты из флюорокарбона, стоит обратить внимание на продукцию:

  • Snuline FC SWS Small game,
  • Owner Fluorocarbon,
  • YGK Geso X Leader.

Ну а монофильные лески порадуют качеством и надёжностью в виде вариантов:

  • Browning Cenex Feeda Line,
  • Reflo Power Max,
  • Shimano Technium Spinning.

Важно! Помните, что приобретение качественного продукта у известных производителей, гарантирует его эксплуатацию в течение нескольких полноценных интенсивных по лову сезонов, чем оправдывает вложенные в товар изначально большие по размерам средства.

Обзор зимних лесок

Зима… Рыбак наш, торжествуя, на перволёдье держит путь… Да-да, уже пора обновлять не только путь, но и снаряжение, и снасти, и шапку тёплую не забыть. Главное обновление, которое не потерпит отлагательств – это лески, и статья посвящена как раз им. Лески для зимней рыбалки значительно отличаются от летних, примерно так же, как зимняя автомобильная резина от летней. Только последствия несвоевременной замены у рыбака не столь критичны. Однако это не значит, что можно положиться на авось в такой ситуации и пойти зимой с летней тонкой леской на рыбалку и надеяться на хороший улов. Улов, может, и был бы хорошим, да леска не выдержит, и этот самый хороший улов сорвётся и радостно поплывёт к другому рыбаку, который вовремя озаботился сменой снастей и его леска вполне выдержит крупный трофей.

Итак, перейдём к конкретике. Создать рейтинг зимних лесок весьма сложно, так как их много разных, применяются они в зависимости от вида рыбалки – мормышечная или зимняя леска для блеснения, делятся по типам – плетёная леска, флюорокарбон или же монофильная леска. Нельзя сравнить несравнимое и отдать первенство чему-то одному, выбрать лучшую зимнюю леску из разных видов. Сравнивать можно лишь однотипные вещи. Поэтому наша статья будет в виде обзора, а вы после прочтения уже сами выберете себе самый подходящий вид лески именно под ваши потребности.

Монофильные лески

Сначала рассмотрим монофильные зимние лески известных производителей.

Первой в очереди мы поставили леску зимнюю AQUA IRIDIUM. Эта сополимерная леска, изготовленная из нескольких видов полимеров – отличный бюджетный вариант. Цвет и качественное сырьё не позволяют рыбе увидеть её в толще воды, эта леска почти невидима. А минимальное растяжение и низкая память также играют на руку рыбаку. Зимние лески марки AQUA дополнительно проходят специальную обработку, которая обеспечивает ей прочность при низких температурах.

Следующий наш участник обзора – композитная зимняя леска NL ULTRA BREAM. Она создана из трёх сополимеров, и каждый из них обеспечивает леске определенные характеристики, которые можно найти только у этого бренда. Слой AACP (Anti-Abrasive Coated Protection) предохраняет леску от механических повреждений, например, от трения о края лунки. А благодаря фторокарбоновому покрытию (PVDF) леска получается идеально гладкая и прочная на узлах. Эффект незаметности достигается низким показателем преломления света – рыба просто не видит леску. Выпускается в трёх типах – на леща, окуня и белую рыбу, отличается только толщиной лески в зависимости от разновидности рыбы.

Леска Expert profi Nano Poliamide Colection X5 – высокотехнологичный продукт, изготовленный из японского сырья. Это самый подходящий вариант для холодного сезона, когда необходима абсолютная надёжность и высокая прочность. Высокие показатели калибровки данной серии соответствуют заявленным производителем. Леска идеально подходит как на лёгкие, так и на тяжёлые мормышки.

И следующий наш участник – чистокровный японец! Леска VS90-3D хамелеон – это абсолютно новый продукт, производится в Японии из полиамида и отличается высокой разрывной нагрузкой, долговечностью, невосприимчивостью к погодным условиям, суперпрочностью на местах узлов и полным отсутствием памяти. Однако, несмотря на хорошую прочность, эта леска очень мягкая и эластичная. Дополнительная 3D опция этой лески обеспечивает её полную незаметность в воде.

XILO COLMIC – японская леска, которой пользуются большинство спортсменов рыболовов в зимний период. Линейка начинается от диаметра 0,053 до 0,25 мм. Удобная размотка по 50 метров. Такой шпули хватает на две зимние мормышечные удочки что очень важно для спорта. Каждой удочке нужен полный дублёр, чтобы при отрыве мормышки или поломке кивка можно было вынуть вторую точно такую же удочку с той же мормышкой и продолжить скоростную ловлю. XILO очень мягкая и гладкая леска, комфортная на вываживании. Леска обладает высокими показателями разрывной нагрузки и не теряет прочности на узлах. Это недёшевый монофил, но за качество стоит платить больше. Да и в пересчёте на то, что других лесок вам понадобится на две удочки две шпули, а COLMIC – только одну, получается, что не так уж и дорого.

Ещё один настоящий супермен по прочности среди зимних лесок – леска Pro-Max Ice Stop. Это очень морозостойкие лески, производитель заявляет, что они не теряют своих свойств даже при температуре до -40-50 градусов! Это новейшая разработка бренда Momoi Fishing, идущая пока в авангарде монофиламентных зимних лесок. Суперпрочный мультиполимер, из которого изготовлена сама леска, плюс покрытие против обледенения Pro-Max Ice Stop в два раза уменьшают количество адсорбируемой влаги в сравнении с другими лесками. Отдельной похвалы заслуживает то, что эта леска соответствует всем заявленным показателям вплоть до 0,001мм и не замерзает до -50С. Производитель упаковывает леску в вакуумную упаковку, чтобы леска не потеряла прочность во время длительного хранения. Хотя вряд ли такое чудо надолго залежится у хорошего рыбака!

А сейчас хотим обратить ваше внимание на зимнюю монофильную леску RUBICON Ice Magic Line. Это ещё одно удачное и универсальное бюджетное приобретение, так как несмотря на обычный нейлон в составе, она произведена на современном оборудовании и обладает впечатляющими характеристиками. Она очень прочна на местах узлов, не обладает памятью, устойчива к истиранию о край лунки и совершенно не видна в воде благодаря своему цвету – пропуская свет, он делает её прозрачной. Усилие на разрыв зависит от диаметра лески:

  • 0,08 мм/1,35 кг
  • 0,14 мм/2,6 кг
  • 0,16 мм/3,4 кг
  • 0,20 мм/5,20 кг
  • 0,22 мм/6,5 кг
  • 0,25 мм/7,0 кг

Продолжим наш обзор монофильными лесками Helios, и первая из этой семейки – леска Helios Ice Profi Nylon Transparent. Качественная, как и все продукты этого бренда, леска разработана специально для рыбалки при низких температурах. Эксперты рекомендуют её, как универсальную леску для любого вида рыбной ловли. Она невидима в воде, что даёт рыбаку преимущество, леска гладкая, прочная, устойчива к обмерзанию и не имеет памяти. Бюджетно и весьма универсально. Берём!
Следующий представитель бренда – леска Helios CRYSTAL Nylon Transparent. Это всесезонная универсальная монолеска, произведённая по японской технологии из стопроцентного нейлона, не обладает памятью и незаметна в воде. Имеет гладкую поверхность и повышенную устойчивость к истиранию, что позволяет использовать её в любой сезон. Эксперты рекомендуют использовать её в качестве поводочного материала и на коротких оснастках летом, а также для ловли на мормышку зимой.

И переходим ещё к одному семейству под брендом Helios – это лески ICE CRYSTAL Nylon Transparent. Специальные лески, созданные для рыбалки при отрицательных температурах, обладают всеми необходимыми качествами. Высокая износостойкость обеспечивает целостность лески при соприкосновении с неровными краями лунки, устойчивость к обмерзанию не даст ей сломаться, а отсутствие памяти и незаметность её в воде дают дополнительные преимущества рыбаку. Леска поставляется в нескольких диаметрах в зависимости от веса улова от 0,06 до 0,20 мм.

Флюорокарбоновая леска

Флюорокарбоновая леска отличается от обычной нейлоновой. И отличий очень много. Например, она жёстче, чем нейлон, а значит, она быстрее тонет и меньше запутывается, соответственно, и распутывается легче. Флюорокарбон или флюр в воде менее заметен, чем стандартные нейлоновые лески, менее растяжим. Меньше впитывает влагу, поэтому не боится отрицательных температур, весьма устойчив к истиранию.

Ну и раз мы говорим о зимних лесках, расскажем, как вам пригодится флюр зимой на примере лески зимней Pro-Max Fluorocarbon. На самом деле уникальная вещь, особопрочная и одновременно супермягкая леска из флюоркарбона, соответствует всем характеристикам стандарта качества – полная прозрачность в воде, совершенно не впитывает воду, устойчива к перепадам температуры – всё, что нужно для зимней рыбалки и даже больше. Флюорокарбоновую леску можно использовать в прозрачной воде как основную на зимние удочки, на жерлицы для поводков, а также в качестве поводков на балансирах и зимних блёснах. Многие производители используют в изготовлении лесок фторуглеродное напыление, которое придаёт лескам свойства чистого флюорокарбона.

Как выбрать хорошую леску для ловли щуки на спиннинг? Какого диаметра и толщины?

При ловле щуки на спиннинг, требуется уделять особое внимание оснастке. Ведь эта рыба своими острыми зубами может перекусить леску любой толщины и диаметра. О том, как выбрать хорошую леску и какие бывают поводки, расскажем далее.

  • Выбор лески для ловли щуки ↓
  • Какую предпочесть? ↓
  • Плетёнка ↓
  • Мононить ↓
  • Флюорокарбон ↓
  • Нюансы подбора поводков для ловли щуки ↓
  • Флюорокарбоновые ↓
  • Специальный поводочный материал ↓
  • Стальной ↓
  • Титановый ↓
  • Вольфрамовый ↓
  • Кевларовый ↓
  • Советы и рекомендации ↓

Выбор лески для ловли щуки

В зависимости от способа ловли речного агрессора, изменяются требования к леске.

Перечислим основные критерии:

  1. Размер. Леска продается в катушках. Длина в катушках 50, 135, 150, 300 м.
  2. Диаметр. Зависит от способа ловли щуки. 0,12-0,2 мм диаметром леска будет оптимальным выбором спиннингом на мелкие приманки. Если же ловят на блесны, то и диаметр уже около 0,3 мм. На жерлицы вообще лучше брать 0,4 мм, а то и 0,5 мм диаметром.
  3. Прочность. Зачастую, нужна нагрузка на разрыв в 8-9 кг.
  4. Вес. Здесь все зависит от материала и типа изготовления лески. Так, например, CottusSpecial+ Pike будет иметь вес 65 грамм, а DaiwaSamurai – Pike 300B уже 400 грамм.

Какую предпочесть?

Плетёнка

Плетенка (шнур) зачастую популярна диаметром 0,16-0,20 мм для джига и твичинговых воблеров. Новичкам советуют покупать дешевый шнур-леску. Он не такой долговечный при активной ловле щуки, но потом можно будет определиться с дорогими моделями. Для блесен, плетенка не такая удобная, но в 0,28-0,35 мм диаметром будет полезна.

На жерлицы, леску уже берут от 0,4 мм диаметром. Цвет стоит брать темно-зеленый или коричневый. Некоторые производители дополнительно маркируют упаковку плетенки для щуки словом – Pike (щука).

Плюсы:

  1. Максимально возможная прочность лески на разрыв.
  2. Слабая растяжимость.
  3. Длительный срок службы лески.

Минусы:

  1. Дороговизна.
  2. Не применяйте такую леску при ловле на каменистом дне.
  3. Требуется уделять дополнительно внимание еще до катушки и удилища.

Производители:

  • Sunline Deep one;
  • Sunline super PE 10 ЛБ;
  • Shimano Beastmaster;
  • Steel Power Asama;
  • Salmo Diamond Braid;
  • Berkley FIRE LINE;
  • Power Pro Pike;

Мононить

Данная леска возвращает утраченные позиции среди рыбаков. Для речной щуки, можно поставить 0,28-0,35 мм диаметром. При меньшей леске, следует быть более аккуратным и не делать резких движений. Следовательно, и вываживать зубастую щуку можно будет только после того, как ее утомили.

Мононить популярна для ловли блесной.

Для жерлицы ставят 0,50 мм диаметром. Зимой уже и 0,25-0,30 мм подходит и такой леске нет альтернативы. Она не обмерзает. Специальные щучьи также помечены словом — Pike.

Читайте также:  Моторная лодка Неман

Плюсы:

  • можно делать дальние забросы на щуку;
  • малое сопротивление в толще воды;
  • слабая видимость мононити в воде;
  • растяжимость лески гасит рывки крупной рыбы;
  • дешевизна.

Производители лесок:

  • ShimanoTechniumSpinningLine.
  • Shimano Antares Silk Shock.
  • Owner.
  • Formax Pike Spin.
  • DAIWA Samurai Pike 3.
  • Mikado SENSEI PIKE 0, 26.
  • Phantom Line Super Soft.
  • BalsaxRXR Kameleon.

Флюорокарбон

Новинка среди лесок. Является монофильной леской, изготовленной из особого полимерного материала Флюорокарбона. Используется рыбаками, как «основа» и как поводок для ловли щуки, но очень толстый.

Плюсы:

  • показатель преломления еще ближе воде, и, следовательно, еще мене заметен в ней чем монофильная леска;
  • не боится влаги и солнечных лучей при хранении;
  • большая износоустойчивость, не перетирается.

Недостатки:

  • меньшая нагрузка на разрыв в сравнении с монофильной леской такого же диаметра;
  • узлы получаются слабые, из-за чего приходится их укреплять клеем;
  • зачастую, в продаже имеется жесткая флюрокарбоновая леска, которая отличается ломкостью при ловле щуки.

Производитель:

Пока что альтернативы NEW FC Sniper нет. Она себя одна оправдывает как основная леска на снасти.

Нюансы подбора поводков для ловли щуки

Базовым критерием для щучьего поводка является невозможность его перекусить зубастой. Сейчас есть выбор среди готовых в продаже или самостоятельно определиться с материалом самодельного.

Флюорокарбоновые

Других вариантов поводков при ловле окуня и судака нет. При выуживании щуки необходимо быть осторожными в их использовании. Зачастую, их используют джиговики. Так как леска в 0,35 мм диаметром немного лучше стальных, то уже будет заметен.

Приходится выбирать между прочностью и маскировкой. Кроме того, крупные особи режут такие поводки. Так что выбирают между 0,3 и 0,4 мм диаметром.

Замечания:

  1. Ни в коем случае не применяйте флюкарбоновые на воблерах.
  2. Поводок из 0,25 мм лески делают до одного метра длиной для маленьких особей.

Специальный поводочный материал

Сделать такой поводок длиной в 0,3-0,4 м несложно. Основой его лески служит плетеный материал в виде тугой косички, с множеством тонких стальных жилок. Также, покрыт предохранительной пленкой. Продается он или по метру, или по 3, 5, 7 м. Для его крепления используются обжимные трубочки и застежки с вертлюжками.

Также, в продаже уже есть готовые поводки необходимой длины. Такие поводки почти не влияют на игру наживки, не деформируются и при этом очень прочные.

Замечания:

  1. При сильном сопротивлении щуки, поводок может скрутиться в пружинку и навсегда получить следы от ее зубов.
  2. При отделении отдельных жилок от поводка, следует заменять такие поводки.

Стальной

Главным недостатком является минимальная маскировка. Зачастую, используется при быстрой проводке приманки (джиг, блесна, воблер).

Среди преимуществ выделяются прочность лески, и способность рассекать водоросли. Благодаря последнему рыболов не вытаскивает вместе со снастью жмут водорослей.

Можно найти в продаже как специальный материал для стальных поводков или уже изготовленный из него, так и использовать тонкие гитарные струны или другую альтернативу в 0,3-0,4 мм стальной проволоки. Но все же они не могут конкурировать со специальными стальными. Изготавливают поводки в 0,2-0,3 м.

Титановый

По характеристикам, поводок похож на стальной, но его отличительной чертой является отсутствие памяти. То есть он выдержит множество атак щуки и при этом останется ровным и эластичным. Замечание только одно – уж очень дорогой такой поводок.

Вольфрамовый

Зачастую, поводок используется на воблерах. Как и 2 предыдущих материала, является прочным и заметным в воде. Легче чем стальной. Продаются уже в готовом виде.

К недостаткам относится слабая износоустойчивость лески. Так, после 2-3 атак щуки такой поводок начинает перекручиваться. Требует постоянного осмотра. Если есть возможность купить титановый, то не тратьте деньги на вольфрамовый, а во всех остальных случаях вольфрамовый поводок лучше других материалов.

Кевларовый

Такие поводки эластичные и мягкие, их можно легко привязать с другим материалом, износоустойчивые, не имеют памяти, их сложно перекусить рыбине. За свойствами не так уж и сильно уступает стальным, но зато мало видимый в воде. Выполняется кевларовый экземпляр поводка из переплетенных тонких гибких и прочных кевларовых нитей.

Советы и рекомендации

Относительно поводков:

  1. Зачастую, для спиннинга делают их из флюкарбона и кевлара.
  2. При ловле щуки дорогими приманками, лучше использовать поводки из металлических лесок.
  3. Многожильная проволока в нейлоновой оболочке – хороший поводковый материал. Он мягкий и обладает низкой памятью. Не мешает игре приманки. Его легче заменить. Недостатком можно считать то, что он при контакте с ракушечником махрится. Тем не менее такой поводок — хороший выбор.
  4. Никогда не используйте монофильную леску для щучьих поводков.

Относительно лески:

  1. Если используете флюкарбоновую леску, то можно обойтись и без поводка.
  2. Монофильную леску используют для блесен и жерлиц.
  3. Плетенку берут уже для различных воблеров и джига.

Тюнинг лодки «Прогресс» — каютная мотолодка на базе моторной лодки «Прогресс-2» — усовершенствование серийной лодки

Поговорим немного о тюнинге мотолодок, а конкретно — о тюнинге лодки «Прогресс». Несмотря на то, что с момента проведения работ по усовершенствованию данной серийной лодки прошло более трех десятков лет, актуальность данной статьи не утратила своего значения, ведь старые добрые «Прогрессы» служат своим владельцам верой и правдой вот уже почти полвека. Итак, предлагаем вашему вниманию подробный отчет о довольно удачном усовершенствовании серийной моторной лодкитюнинге мотолодки «Прогресс-2».

Подряд несколько навигаций мы всей семьей ходили на «Прогрессе» на подмосковные водохранилища и Верхнюю Волгу. И подобно многим другим водномоторникам средней полосы пришли к мысли, что лучше всего было бы иметь не открытую моторку, а каютную, более приспособленную для длительных семейных походов. В то же время как-то грустно было расставаться с нашим «Прогрессом», верой и правдой служившим с 1971 г. В конце концов решили удлинить его и надстроить на нем рубку.

Осенью 1975 г. я засел за эскизы. Делал их на миллиметровке в масштабе 1 : 10, отрабатывая внешний вид лодки и удобство планировки. Все работы велись в Икшинском водно-моторном клубе «Рассвет», членом которого я состою с момента его образования. Жена пошила тент и поролоновые подушки, выполняла малярные работы. Помогали и сыновья, включая младшего (7 лет). Таким образом, катер наш получился в полном смысле семейным. Работали по выходным дням; ушло на это около восьми месяцев. Зато во время первого же — пробного 20-дневного плавания мы убедились в том, что потратили время не напрасно.

Основные данные каютной мотолодки на базе «Прогресса-2»
Длина наибольшая, м5,15
Ширина наибольшая, м1,7
Высота борта, м0,75
Осадка, м0,25
Размеры каюты, м1,3х1,95
Размеры кокпита, м1,3х1,8
Грузоподъемность, кг500

Схема общего расположения удлиненного каютного варианта «Прогресса-2»


а — вид сверху, б — вид на левый борт, в — вид на правый борт.
1 — транцевая доска в дополнительной кормовой секции; 2, 12 — гермоотсек; 3 — кормовой диван-рундук (1300х550); 4, 16 — подбортная полка; 5 — рундук левого борта (1250х400); 6 — раскладной стул рулевого (от комплекта «Отдых»); 7 — ДУ мотором «Москва»; 8 — штурвал; 9 — шкаф для белья; 10 — диван V-образный; 11 — блок пенопласта; 13 — носовая утка; 14 — леер (Ø14х1); 15 — люк;
17 — иллюминатор; 18 — плафон с выключателем; 19 — клотик; 20 — ветровое стекло; 21 — бортовой огонь; 22 — фальшборт; 23 — рецесс; 24 — стол раскладной (940х470); в сложенном виде — 470х70; 25 — розетка с выключателем; 26 — место штурмана; 27 — двухконфорочная газовая плита;
28 — шкаф для вещей; 29 — люк; 30 — люк гермоотсека; 31 — аккумулятор СТ-42; 32 — бортовая утка; 33 — шкаф для посуды и рундук для газовых баллонов; 34 — дверь каюты; 35 — пульт управления;
35 — расходный бак.

Особенно порадовала нас комфортабельность судна. В хорошую погоду все располагаемся в открытом кокпите, имеющем размеры 1,3х1,8 м. Здесь размещен трехместный кормовой диван и перед ним по правому борту — раскладной столик, а по левому — рундук. Пост управления — слева на кормовой стенке рубки; по правому борту — место штурмана, под которым расположены газовая плита, полка для посуды, рундук для баллонов, 5-литровый анкерок питьевой воды, аккумулятор. В непогоду и на ночь на стоянке над кокпитом ставится тент.

В каюте при устройстве ночлега столик укладывается в проходе между диванами; образуется спальное место на двух взрослых и одного ребенка. Еще один ребенок может спать в кокпите на кормовом диване. При входе в каюту по обоим бортам оборудованы шкафы. Горизонтальная часть крыши рубки, защищенная ветровым стеклом, служит штурманским столиком. В кокпите и в каюте по бортам остались штатные полки для хранения различных вещей. Продукты, запасные части, инструмент, крупные и тяжелые вещи размещаются под диванами и в рундуке кокпита.

Для обеспечения непотопляемости сохранен штатный носовой гермоотсек, по бортам в каюте уложены листы пенопласта и сделай еще один гермоотсек под рецессом в дополнительной кормовой секции. В рецессе размещаются два штатных бака с топливом. Дополнительно, при дальних переходах, можно разместить три-четыре канистры и емкость с маслом в рундуке под кормовым диваном.

Чтобы иметь возможность увеличить длину каюты до 1,95 м, а кокпита — до 1,8 м, я вырезал палубу до гермоотсека, а штатный моторный отсек превратил в кормовой диван-рундук. За счет удлинения катера на 0,5 м получился кормовой гермоотсек с самоотливным рецессом. Таким образом, каюта получилась от шп. 1 до шп. 4, а кокпит от шп. 4 до бывшего транца (по теор. чертежу «Прогресса», приведенному в книге Л. Л. Романенко и Л. С. Щербакова «Моторная лодка», изд. «Судостроение», 1971). Высота каюты до подволока от пайола — 1200 мм, а от сидений диванов — 900 мм.

Вырез в палубе окантовал остатками углобульбового профиля. По периметру оставшейся части вырезанной переборки на шп. 2, превращенной в шпангоут, поставил угольник 25х25х2,5, а в углах — кницы δ = 1,5. Каркас диванов в каюте сделал из угольника 20х15х2. Переборка на шп. 6 вырезана на ширине 1300 мм, а по высоте — до уровня подбортных полок и окантована аналогично шп. 2. Средняя часть кормового дивана имеет двустворчатую крышку, подобно кормовому сиденью «Прогресса-4»; сверху на нее укладывается поролоновая подушка.

Пайолы вырезаны из 10-миллиметровой фанеры и оклеены линолеумом. Шкафы при входе в каюту имеют ширину 200 мм и глубину — 400 мм.

Дюралевые стенки рубки (δ = 1,0 мм) крепятся к углобульбу на палубе винтами М5 с шагом 200 мм. Набор изготовлен из сосновых реек: продольный — сечением 50х12, поперечный — 50х20. Обшивка прикреплена к набору шурупами 2,5х12.

Секция кормы собрана из дюралевых листов δ = 1,5 мм на обвязке из угольника, применены заклепки диаметром 4 мм. При стыковке с оставшейся частью кормы свободные края листов дополнительного отсека уложены на штатную обшивку и проклепаны трехрядным шахматным швом. Мощная дубовая подмоторная доска δ = 40 мм прикреплена к транцу угольниками 50х50х2.

Угольники длиной до 1 м, листы дюраля и трубки для лееров были приобретены в магазине «Детский мир», все остальное — в хозяйственных магазинах Москвы. Максимально использованы штатные детали (дуги тента, рулевое управление, ДУ, бортовые огни, люк носового багажника и др.) и материал от демонтированных частей лодки. Отделка выполнена светлым пластиком и пластиком с имитацией под дерево. На остекление использован плексиглас толщиной 4 и 6 мм, прикрепленный к каркасу через резиновую прокладку винтами М4.

Во время эксплуатации я убедился, что при использовании двух моторов «Москва-30» наилучшей является высота транца 390—400 мм: отсутствует брызгообразование, винты не «хватают» воздух на поворотах.

Последовательно были опробованы три варианта переделки кормы.

1. Корпус не удлинялся, мотор на штатном транце, моторный отсек без изменений.

На стоянке катер имел дифферент на корму, но при движении выходил на ровный киль. Под «Москвой-30Э» со штатным белым винтом (шаг 250 мм) катер выходил на глиссирование с двумя взрослыми и одним ребенком на борту. С полезной нагрузкой 500—550 кг шел в переходном режиме со скоростью 20 км/ч (замеры делались в канале по километровым столбам). Осенью я поставил винт с шагом 220 мм (от «Нептуна-23»), и катер заметно прибавил скорость.

Этот вариант, на мой взгляд, обеспечивает удовлетворительный комфорт для похода с таким «экипажем». К недостаткам следует отнести движение в водоизмещающем режиме при полной паспортной загрузке, отсутствие самоотливного рецесса и кормового гермоотсека.

2. Мотор на выносном кронштейне длиной 500 мм, штатный моторный отсек переделан под кормовой диван-рундук, с размещением под ним штатных бензобаков.

Длина кокпита увеличилась, комфортабельность была выше, однако возрос дифферент: для его ликвидации на ходу необходимо было применять носовую загрузку катера. Усложнилось обслуживание мотора.

3. Окончательный, с удлинением корпуса до 5,15 м.

Появилась возможность установки как одного, так и двух моторов (ширина «выреза» в палубе — 1000 мм) при хорошей центровке, имеются гермоотсек и рецесс.

В прогулочном варианте на катере свободно размещаются пять человек, в длительных туристских походах — трое взрослых с необходимым снаряжением и 100 л бензина.

В июне — июле 1978 г. на катере было совершено плавание до Углича и обратно. С двумя моторами «Москва-30» с голубыми винтами катер поддерживал скорость 35—40 км/ч, которая практически не менялась от нагрузки; легко буксировал воднолыжника. При возвращении в Москву нам пришлось взять на буксир «Прогресс-2»; скорость буксировки была не менее 20 км/ч (без замены винтов).

В дальнейшем планируем сделать в кормовом диване два стационарных сообщающихся бензобака общей емкостью 100 л.

Г. М. Федотов, 1979 г.

Проведенные работы по тюнингу — усовершенствованию мотолодки «Прогресс-2» комментирует конструктор В. И. Васильев:

Вариант переделки «Прогресса-2» представляется удачным. Здесь автор, устанавливая рубку, удлинил корпус, продлил в корму продольные стенки рубки, а в носовой части опустил крышу рубки, обеспечив главное в эксплуатации — обзорность. И это при примерно одинаковых размерах корпусов и общем расположении. Лобовое стекло сочетается с общим архитектурным решением; применено умеренное остекление каюты.

Это вариант вполне разумный, имеющий право на существование, учитывая ограниченные возможности автора.

В качестве основных общих рекомендаций, которые в какой-то мере позволят при подобных переделках избежать опасных ошибок, можно отметить следующее:

— размеры рубки не должны существенно снижать обзорность с места рулевого;

— габариты и вес рубки не должны увеличивать парусность и снижать остойчивость до опасных пределов;

— высота рубки должна быть минимальной — не более необходимой из условия нахождения в каюте сидящего на диване человека; этот размер колеблется от 900 до 920 мм для людей нормального роста при высоте сидений от пайола — 250—300 мм; так что высота от пайола до подволока не должна превышать 1200 мм;

— размещая рубку по длине корпуса, следует устанавливать ее по возможности дальше от носа; сдвинутая в нос рубка утяжеляет силуэт, создает впечатление тихоходности судна; длина носовой палубы перед рубкой должна составлять примерно 50% длины надстройки;

— для придания надстройке легкости очертаний самое правильное — сделать ее в форме пирамиды, т. е. стараться избегать в конструкции рубки вертикальных стенок, не бояться увеличения наклона лобовых окон и стоек до угла 45°;

Читайте также:  Правила приготовления прикормки

— линии, образующие очертания надстройки, должны быть обязательно выпуклыми, в крайнем случае — прямыми, но ни в коем случае не вогнутыми, так как это создает впечатление неустойчивости (либо вообще излома конструкции);

— в поперечном сечении угол наклона стенок рубки должен быть меньше, чем угол наклона ветрового стекла, примерно на 5—6°;

— не следует увлекаться чрезмерным остеклением рубки.

Привожу свой вариант решения проблемы оборудования рубки на мотолодке, близкой к «Прогрессу» по размерениям.

Вариант оборудования рубки на моторной лодке


Боковой вид варианта каютной мотолодки и характерные размеры и углы наклона
элементов рубки в поперечном сечении катера.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Лодки Прогресс

Содержание статьи:

В 1966 году Л.П. Зимаков создал проект лодки Прогресс, которую стали выпускать на Куйбышевском авиационном заводе. Первая модель очень быстро потерпела изменения. В зависимости от варианта модификации, транспортные средства приобрели тент, управление мотором на дистанции, мягкие сидения, непотопляемые весла, переносной столик и другие отличия. За эти дополнения приходилось доплачивать дополнительно. В наше время при покупке нужно изучать ее комплектацию или фото.

Для увеличения срока службы, в более поздних вариациях стальную килевую насадку заменили на дюралюминиевую.

Мощный мотор, большая вместимость (по сравнению с аналогами), оптимальные ходовые качества делают лодки Прогресс популярными и востребованными в наше время. Для всех вариаций используется полный обвод носа. Хорошая устойчивость обеспечивается широким корпусом.

Моторные лодки Прогресс используются для прогулок в светлое время суток 4 или 5 человек, а также для перемещения 2-3 человек на более дальние расстояния. Судна могли передвигаться по реке, если волнение вводной поверхности не превышало 3-х баллов. Модели Прогресс 4 можно использовать для передвижения по морю.

Модификации Прогресс 2, Прогресс 2М, Прогресс 3 и Прогресс 4 выпускались серийно.

Судно можно оснащать подвесным мотором с мощностью до 30 л. с. Существует возможность использования более мощного мотора при условии усиления транца.

Внутри корпуса есть три герметические перегородки, с помощью которых корпус делится на четыре отсека. Они обеспечивают безопасность пассажиров. В носовой части располагается герметичный отсек непотопляемости, его предназначение – удерживать лодку на плаву в случае затопления.

Модели оснащены стойками с колесами и водилом. Это позволяет перевозить судно с помощью автотранспорта со скоростью, не превышающей 40 км/час.

Технические характеристики лодок Прогресс

Рассмотрим детальнее описание лодок Прогресс разных моделей.

Лодка Прогресс 2

Технические характеристики лодки Прогресс 2:

  • грузоподъемность 0,5 т;
  • длина – 4,65м;
  • ширина – 1,7м;
  • высота борта в области миделя – 0,65м;
  • вес, с учетом снаряжения – 223 кг;
  • килеватость дна – 7о;
  • вмещает 5 пассажиров;
  • максимальные показатели мощности навесного двигателя – 30 л/с.

Предшественники этой модификации обладали накладками киля из нержавеющей стали. В результате возникали процессы электрохимической коррозии. Для того, чтобы избежать гниения накладок, и продлить сроки эксплуатации, стали использовать дюралевые накладки.

Также производитель устранил герметические отсеки, которые делали лодку непотопляемой. Вместо них внутри корпуса разместили блоки из пенопласта, которые занимают мало места и экономят пространство.

Лодки прогресс 2 выпускались на протяжении длительного времени, и получили довольно широкое распространение. Сегодня в этих моделях изменяют конструкцию, дизайн, меняют лобовое стекло. Также часто усиливают транец, устанавливают дополнительные компоненты.

Лодка Прогресс 2М

Технические характеристики модификации лодок Прогресс 2М аналогичны предшественнику. Но вариация предусматривает использование одного мотора, благодаря встроенному самоотливному рецессу. Крышки фиксируются с помощью шарниров. Они закрывают полость под рецессом. В ней можно разместить топливные резервуары в объеме до 20 литров. Если использовать баки с большей емкостью, то их можно разместить под задним сидением.

Также в носовой части Прогресс 2М используется люк, который закрывается на одну защелку вместо двух.

В модификации Прогресс 2 на палубе есть круглый люк, через который можно попасть в отсек с пенопластовыми блоками. Вариация 2М не обладает таким устройством. Для доступа в эту секцию используется люк возле носового багажника.

Лодка Прогресс 3

Лодка Прогресс 3 обладает усиленным корпусом и релингами на передней палубе. Технические характеристики идентичны предыдущим моделям.

Лодка Прогресс 3М

На бортах и в области носовой палубы используются рейлинги. Эта модификация не предусматривает наличия крепежей для колес. Сидения имеют другой дизайн. Пайолу подняли до уровня настила.

Лодка Прогресс 4

Лодка Прогресс 4 использовалась для семейного отдыха или рыбалки, такую модель можно дополнить, и изменить технические характеристики по своему усмотрению. Это одна из самых удачных моделей из всей серии. Ее можно использовать в прибережных акваториях рек и морей на расстоянии 3 км от береговой линии, если высота волны не превышает 0,75 м. При сильной волне скорость снижается, но судно продолжает двигаться.

Хорошая грузоподъемность и габариты позволяют разместить в лодке до 3 человек. Если использовать транспортное средство для прогулок на небольшие расстояния, то в лодке можно перевозить 4-5 пассажиров. Технические характеристики позволяют передвигаться в лодке в любое время суток и развивать большую скорость.

В носовой части предусмотрен люк, который ведет в отсек для багажа. В кормовой части расположен отсек для мотора. Также здесь имеются две емкости для топлива объемом по 20 л. В этом отсеке содержатся запчасти и инструменты.

В этой модели предусмотрена возможность дистанционного слива воды с использованием клапана.

На сидениях есть объемные подушки. Также в комплект входит складной тент, ветровые стекла, рулевое устройство, очистители стекла. Некоторые системы лодки Прогресс 4 могут управляться на дистанции.

Толщина обшивки на дне равняется 2 мм, а на палубе достигает 1,5 мм. Высота борта достигает 69 см. В комплект входит багор, кошма для того, чтобы затушить пожар, комплект сланей, черпак. Грузоподъемность судна достигает 475 кг. Вес модели, включая оборудование, достигает 283 кг. Это значит, что на борт можно загрузить дополнительно 192 кг. Цельное стекло позволяет увеличить обзор. Кокпит в моделях увеличен на 25 см.

На носу и корме есть герметические отсеки, которые обеспечивают непотопляемость.

Скорость Прогресс 4 при наличии в ней 5 пассажиров достигает 22 км/час. Максимальная скорость достигает 37 км/час. Если на лодку установить мотор «Вихрь-30», то показатели скорости достигают 32 км/час и 40 км/час. Если оборудовать лодку двумя подвесными моторами на 25 л. с., то можно достичь скорости 52 км/час.

Эта модификация считается мореходной, и ее можно использовать для выхода в прибережную зону моря или водохранилища.

Лодка Прогресс 4М

Модификация Прогресс 4М, или 4Л отличается от предыдущих моделей встроенной жесткой рубкой с размерами 1,8 м х 1,3 м. Ее вес достигает 30 кг. Также лодка оснащена люком. В этой модели достаточно сильно урезан кокпит, в результате чего модель не подходит для рыбалки или охоты.

Тюнинг для лодок Прогресс

Серийные модели имеют некоторые недостатки. Существует несколько вариантов тюнинга или модернизации для лодок Прогресс. Целью доработок является изменение заводских характеристик, а именно изменения в геометрии судна, усиление торцевой зоны, изменения в дизайне, смещение центра тяжести.

При самостоятельном тюнинге лодок Прогресс стоит придерживаться таких советов:

  • обеспечить минимальную высоту рубки (при этом важно учитывать рост пассажиров);
  • самая высокая часть рубки должна располагаться на максимальном расстоянии от носовой части;
  • необходимо избегать вертикальных стенок и вогнутых силуэтов;
  • рубка может занимать весь кокпит или полностью его перекрывать;
  • необходимо увеличить площадь элементов, которые открываются, по максимуму.

Для модели Прогресс 4 предусмотрены такие изменения в устройстве рубки:

  • обустройство мест для хранения бытовых мелочей;
  • создание укрытия пассажиров от погодных явлений и брызг во время движения;
  • изменения во внешнем виде транспортного средства;
  • наличие отопительных приборов для использования при низких температурах внешней среды.

Какие опасности существуют при самостоятельном обустройстве рубки:

  • может снизиться обзорность с места рулевого;
  • изменения центра тяжести приведет к снижению устойчивости;
  • снижение скорости и мореходных качеств из-за увеличения веса и парусности;
  • если уменьшить пространство кокпита, то при размещении в лодке нескольких человек, возникнут сложности при перемещении внутри транспортного средства (при ловле спиннингом);
  • внешний вид лодки может ухудшиться;
  • иногда в результате модернизации использование весел становится невозможным.

Лодки Прогресс не предназначены для хождения под парусом, но можно установить прямой самодельный парус для плаванья по ветру.

Также на судне можно разместить частично погруженные подводные крылья, которые приподнимают лодку над водой и повышают скорость судна.

Использование тента на лодках Прогресс

Брезентовый тент, это самое слабое звено на лодках Прогресс, поскольку он начинает сползать практически сразу после использования. Если он сырой, то его ставить или снимать очень трудно. Также тент затрудняет запуск мотора, посадку и высадку из лодки, снижает обзор рулевого.

Этот элемент конструкции должен защищать не только от холода или воды, но и от палящих солнечных лучей. Для тента стоит выбирать ткань, обладающую такими качествами как устойчивость к атмосферным явлениям, легкость при монтаже. Тент не должен доставлять неудобств команде в свернутом и развернутом виде. Если в тент вставляются твердые материалы (боковины или окна), они не должны увеличивать объем тента в свернутом виде. Для этого можно использовать секционные вставки с шарнирами.

Достоинства и недостатки лодок Прогресс

Достоинства лодок Прогресс заключаются в следующем:

  1. Самое главное преимущество лодок «Прогресс», это вместимость. Благодаря этому качеству лодку можно считать семейной.
  2. Полнота носовых обводов и большая ширина корпуса позволяет лодке держаться на плаву и не опрокидываться при наличии высоких волн.
  3. Модификация «Прогресс-4» обладает мореходностью благодаря высоко поднятой скуле, большей килеватости днища в носовой части и самоотливному подмоторному рецессу.
  4. Наличие пенопластовых блоков делает судно непотопляемым. Даже при условии полного погружения в воду оно не утонет, и будет сохранять ровное положение. Запас плавучести позволит поддерживать возле лодки 5-6 человек.

Недостатки лодок Прогресс следующие:

  1. Лодки, выпущенные до 1975 года, производили со стальными накладками на стыках листов на бортах и днище. В результате возникали процессы электрохимической коррозии при использовании судна в воде с содержанием солей. Все модели, выпущенные после 1975 года, оснащены накладками из алюминия, что помогло решить проблему с коррозийными процессами.
  2. Самые первые модификации Прогресса, а также Прогресс 2 не обладали самоотливной подмоторной нишей-рецессом. Если лодка шла по высокой попутной волне, то вода заливалась в кормовой отсек, и кокпит затапливался.
  3. У модификации Прогресс 2 низкая скула, и при движении они зарываются в попутную волну, теряют ход и еще больше затапливаются. По этой причине ее нельзя использовать на открытых водоемах.
  4. У модели Прогресс 2М есть самотливной рецесс, но можно использовать только 1 мотор.
  5. В моделях Прогресс 4 была предусмотрена возможность использовать два мотора с общей мощностью 30 л. с. Но такие моторы в то время в стране не выпускались. Если использовались два мотора «Вихрь», то транец быстро выходил из строя, его стоило усиливать или менять.

Лодка «Прогресс 2» — технические характеристики

Вес лодки «Прогресс» составляет 223 кг (со снаряжением). Максимальная грузоподъемность равна 500 кг. На мотолодке одновременно может располагаться 5 человек. Производитель рекомендует устанавливать двигатель, мощность которого равна 30 единицам. Укол килеватости равен 7 градусам. Основные наибольшие параметры мотолодки «Прогресс 2»: длина-4,65 м; высота борта-0,65 м; наибольшая длина-1,70 м.

  1. Краткое описание модели
  2. Семейство лодок «Прогресс»
  3. Преимущества и недостатки мотолодки «Прогресс 2м»
  4. Тюнинг лодки «Прогресс2»
  5. Видео

Краткое описание модели

Данный водный транспорт был разработан Л. П. Зимаковым в 1966 году. Мощности производства были налажены на Куйбышевском заводе, который специализировался на авиационной технике. В те годы, лодка пользовалась особой популярностью среди рыбаков и туристов. В некоторых случаях агрегат использовался для гонок по воде. В отличие от своего предшественника, лодки «Прогресс», модель «Прогресс 2» была выполнена из дюралюминия.

В результате, мотолодка стала более устойчивой к электрохимической коррозии. Это положительно сказывалось на сроке службы водного транспорта. Существовали различные варианты комплектации. За дополнительную плату покупатели могли дистанционно управлять лодкой. Также были мягкие сиденья, натяжной тент, использовавшийся во время дождя.

Составные части корпуса лодки соединены между собою клепками. Толщина элементов корпуса на днище равна 2 мм. Толщина бортов и палубы 1.5 мм. Лодка уверенно и стойко держится на воде за счет герметичных отсеков. Они расположены в задней и передней части мотолодки «Прогресс 2» (в носу и корме). Предусмотрен багажник, куда очень удобно положить необходимое в поездке. Он расположен в форпике. Если плыть на лодке используя весла, гребец располагается именно на крышке багажника, которая откидывается на нос. Ноги помещаются в сам багажник. Благодаря такому решению инженеров, во время гребли, лодка устойчиво ведет себя на воде. При этом гребец не ощущает никакого дискомфорта. В моторном отсеке (у транца лодки), как правило, хранят запасы топлива. В стояночном режиме там с легкостью помещается мотор.

Для сохранности имущества моторный отсек закрывается на ключ. Сиденья, которые обделаны рейками из сосны, расположены в кокпите. Его размеры 1.3×2.15 м. Когда приходит время ночлега, спинки переднего сиденья выполняют функцию подголовников. Негромоздкие, карманные вещи можно расположить на двух полках, которые размещены под палубой.

Семейство лодок «Прогресс»

Существуют следующие модели мотолодок: «Прогресс», «Прогресс 2», «Прогресс 2м», «Прогресс 3м», а также «Прогресс- 4» и «Прогресс-4Л». Все они имеют между собою некоторые различия. Например, «Прогресс» в отличие от «Прогресс 2м» не имеет самоотливного рецесса. Пространство по бокам рецесса прикрыто специальными крышками. Эти крышки позволяют добраться до пространства, которое находится непосредственно под рецессом. Там удобно хранить емкости с топливом, объем которых не превышает 20 литров. Большие бензобаки, как правило, располагают под задним сиденьем. Следующим отличием «Прогресса 2м» является одна защелка переднего люка. На «родоначальниках» было две защелки.

В свою очередь «Прогресс 3» технически сложных усовершенствований не имел, если сравнивать с лодкой «Прогресс 2». Присутствуют лишь косметические доработки. Стоит выделить размещение релингов спереди и по бортам на третем «Прогрессе». В основном, большая часть алюминиевых лодок «Прогресс» внешне схожи между собою.

Преимущества и недостатки мотолодки «Прогресс 2м»

Забегая наперед необходимо сказать, что достоинств больше. К ним относят высокую надежность лодки, простые условия эксплуатации, высокую маневренность и грузоподъемность. Основным достоинством, пожалуй, является приемлемая цена. На сегодняшний день купить мотолодку в поддержанном состоянии можно за 1000−2000 долларов. Более точная цена зависит от технического состояния водного транспорта. К недостаткам относят качество тента, который выполнен из брезента.

Тюнинг лодки «Прогресс2»

Проверенные временем лодки «Прогресс» долговечны и надежны, служат своим хозяевам десятки лет, поэтому тюнинг судна остается актуальным вопросом. Чаще всего владельцы задумываются над усилением транца, заменяют сидения на более современные с мягкой красивой оббивкой. Добавляют блоки непотопляемости.

При более радикальном подходе совершенствуют приборную панель, удлиняют, расширяют корпус, иногда устанавливают рубку. Каюту советуют размещать дальше от носа. Сдвинутая вперед рубка утяжеляет судно, делает его тихоходным. Длина новой части должна быть не меньше половины длины надстройки.

В ходе тюнинга для лодки изготавливают ходовые и транспортировочные тенты, модифицируют ветровые стекла. Задний диван рундук часто заменяют на съемные сидения или диванчик для увеличения кокпита во время рыбалки и возможности использования на побережье.

Палубу носового отсека иногда вырезают по индивидуальным заказам и запросам для расширения пространства, смены дизайна. Зачистка корпуса до металла, новая покраска «Прогресса» придают ему совершенно иной современный вид. Лодку оборудуют лучшим мотором. Устанавливают продвинутую аудиосистему.

Ссылка на основную публикацию