Как устроен скользящий поплавок и для чего он нужен

Оснастка со скользящим поплавком для дальнего заброса

В один прекрасный момент на рыбалке случается, что необходимо закинуть удочку далеко, чтобы дотянуться до точки кормления рыбы. В большинстве эпизодов глубина в таких точках доходит до 4–6 метров.

А так как мы шли на рыбалку не с фидером и не с донкой, то последнее, что остается это удочка для дальнего заброса со скользящим поплавком.

Пользуются этой снастью рыбаки, как правило, в стоячей воде, либо на весьма легком течении. На течении от таковой снасти мало пользы.

Удилище

Удилища, обыкновенно, сравнительно недлинные: от 3,5 до 4,5 метров. Удилище должно быть «быстрого строя», то есть иметь крепкие нижнюю и среднюю части и гибкую вершинку.

Используя это удилище вы сможете сделать достаточно далекие забросы. Современное удилище имеет достаточно большое количество колец (от 8 до 15 шт.). Кольца равномерно распределяют нагрузку по удилищу.

Катушка

Катушка, в этом виде снасти играет важную роль. Выберите безынерционную катушку с облегченной шпулей и выпуклым барабаном. Количество подшипников любое, вполне достаточно будет пяти.

На шпуле лучше иметь запас емкости до 200 метров лески. Ну, а если на ней будет метка «LongCast» (дальний заброс), то – это именно та катушка, которая нам нужна.

Оснастка скользящего поплавка

Для оснастки скользящего поплавка потребуется:

  • Поплавок (используем поплавок с нижней точкой крепления);
  • Стопоры;
  • Грузила (обыкновенные либо скользящие);
  • Крючок.

Сначала на основную леску, надеваем резиновый стопор. Он будет контролировать глубину. Проденьте леску через ушко стопора и согните ее. Затем стягивайте стопор с проволоки на леску. Надеваем поплавок.

Поплавок можно просто надеть через ушко на леску либо использовать специальный карабин-держатель. Второй стопор крепится после поплавка. У нас получился свободно ходящий поплавок с двух сторон ограниченный стопорами.

Теперь надеваем грузики. Можно использовать как скользящие грузики, так и фиксированные. Если вы используете скользящий грузик, то его можно надеть сразу после поплавка.

Если используете фиксированный, то они надеваются за нижним поплавочным стопором. Грузик также фиксируется стопорами.

Обычно используют несколько нижних стопоров, так как при забросе, один стопор может не удержать грузик на заданном месте, а два или три смогут.

После грузика оставляем около одного метра свободной леске и прикрепляем подпасок.

Его основная задача удержать крючок на дне. Через 10–15 см крепим тройным узлом вертлюжок для поводка.

К вертлюжку «хирургической петлей» крепим поводок с крючком. Снасть готова.

Если нет возможности применить магазинные стопоры, можно сделать стопорные узлы. Вяжут, как правило, их измонолески. Однако, при чересчур тугой вязке можно повредить основную леску.

Они легче будут проходить сквозь кольца удилища. При желании можно скомбинировать стопорные узлы с магазинными стопорами.

Основная леска

Идеальной основной леской удочки для дальнего заброса со скользящим поплавком будет монолеска диаметром 0,2 мм. Если пользоваться плетеной леской, то выбирайте с диаметром от 0,10 до 0,15 мм.

В выборе основной лески, нужно учитывать какую рыбу вы будете ловить. Если это рыба массой до 1,5 кг то какой смысл в толстой плетенке. Вполне подойдет тонкая монолеска.

А вот если идет ловля хищной рыбы, то нужно использовать плетенку. С плетеной леской меньше опасность обрыва, скручивания и образования петель.

Техника ловли на скользящий поплавок

Приступая непосредственно к ловле, в первую очередь отрегулируйте глубину. Первые забросы, так сказать, тренировочные. Следите за тем, чтобы снасть свободно проходила через удилищные кольца.

Подтяните катушкой леску, должен оставаться совсем малый запас лески между удилищем и поплавком, практически внатяжку.

При выуживании рыбы плавно потяните удилище вверх, учтите, что на дне могут быть водоросли, коряги и будет жалко за них зацепиться, потеряв снасть и улов.

Огрузка скользящего поплавка

Чтобы поплавок был чувствительным, нужно правильно настроить огрузку. При идеальной настройке поплавок – грузик заметны даже самые мелкие поклевки. Сразу стоит обратить внимание на сам поплавок, а в частности, на вершинку.

Если вершинка пустая (внутри воздух), то из воды должна выглядывать лишь третья часть.

Если вершинка выполнена из цельного куска, то она должна полностью выглядывать из воды.

При неправильной огрузке, создаются неудобства рыбе при поклевке.

К примеру, сильный ветер будет воздействовать на поплавок и гонять его по воде.

В итоге рыба не подойдет к слишком активной наживке, да и рыбак не увидит поклевок.

Огрузку поплавка можно выполнить в домашних условиях с помощью десятилитрового ведра или трехлитровой банки.

Прикрепляя грузики, добейтесь положения поплавка, описанного выше. Учтите, что у вас еще будет крепиться крючок с наживкой.

Объясняют это тем что чем меньше всякой всячины находиться на снасти тем лучше. Не совсем правильная теория.

На практике доказано, что грузиков лучше использовать несколько и разного веса.

  • Во-первых, с ними легче работать при выставлении поплавка.
  • Во-вторых, легко распределить по леске, необязательно устанавливать их в куче.
  • В третьих, можно легко внести коррективы по ходу рыбалки.
  • В-четвертых, при забросе они легче входят в воду и не оставляют после себя волны, так как происходит с одним большим грузом.

Размещают грузики таким образом, чтобы возле поплавка находился самый тяжелый, ближе к крючку легкий грузик.

Система стопоров для выставления необходимой глубины

Для выставления нужной глубины движение поплавка ограничивают стопорами. Верхний стопор поплавка устанавливается на такое расстояние от крючка, на которое снасть должна опуститься по воду, тем самым достав крючком с наживкой до дна.

Нижний стопор поплавка регулируется в зависимости от глубины в месте лова. Если вы знаете глубину водоема в зоне ловли, то это не составит большого труда.

Если нет, то сделайте пару-тройку пробных забросов. Эти вы отрегулируете глубину, выставите поплавочные стопоры, ну и потренируетесь в меткости и правильности заброса.

При использовании скользящего основного груза также используют стопоры. Во время заброса основная нагрузка ложится на верхний стопор скользящего груза. Поэтому он должен надежно фиксироваться на леске.

Но практика показывает, что затруднений при проходе через кольца удилища, при забросе, не возникает, а грузик будет находиться там, где должен быть.

Скользящий поплавок с одной точкой крепления

Самый простой способ крепежа скользящего поплавка. Продеваете леску через кольцо поплавка и все, фиксируете его стопором. Предназначается такое крепление поплавка для ловли в стоячей воде если глубина более 2,5–3 метра.

Поплавок выбирайте с металлическим узлом. Как показывает опыт, пластмассовые кольца поплавка, довольно ломкие и есть возможность потерять поплавок при забросе либо ударе об воду.

Большинство рыбаков используют вертлюжок с карабином для крепления скользящего поплавка.

Это позволяет быстро заменить поплавок в случае поломки или просто поставить другой побольше.

В таком случае на основную леску продевается вертлюжок с прикрепленным к нему карабином, а на карабин устанавливается поплавок. Кстати, о размерах поплавка.

Поплавок, а в частности вершинка, должна быть легко различимой на воде, и длина вершинки ну никак не сказывается на качестве поклевки.

Скользящий поплавок не обязан быть маленьким, особенно если у вас толстая леска, но и больших размеров тоже брать не стоит.

Скользящий поплавок с двумя точками крепления.

Мы продеваем леску сквозь верхнее и нижнее кольцо и поплавок располагается вдоль лески. Но он свободно перемещается от верхнего поплавочного стопора до нижнего. Чем хорошо такое крепление поплавка?

При течении или ветре мы сталкиваемся с тем, что приходится выбирать образующуюся петлю.

И как нистарайся, при выуживании лески, поплавок с одной точкой крепления реагирует на эту процедуру довольно отчетливо, что практически не происходит со скользящим поплавком с двумя точками крепления. Можно сказать «он лучше держит воду».

Скользящий поплавок с внутренним прохождением

В этот тип поплавков, в середину, вставлена полая трубочка. Основная леска проходит через весь поплавок и он свободно по ней перемещается.

При правильно подобранной огрузке поплавка и размере лески можно совершать дальние забросы на расстояние до 30 метров и облавливать интересные места.

Устройство поплавков

Поплавки отличаются друг от друга не только по форме крепления, но и по предназначению.

Длинные поплавки (продолговатые поплавки с вершинкой) очень восприимчивые поплавки. Однако, вы не найдете ничего лучше, при ловле в стоячей воде.

Длинные поплавки очень чутко реагируют на малейшее касание рыбы к наживке. Они не прыгают на волне, сдерживают наживку на месте. Совершены для ловли тихой рыбы.

Универсальными поплавками считаются модели округлой конфигурации (каплевидные). Можно использовать как при ловле на течении, так и при стоячей воде. Главное, правильно их огрузить.

Тело поплавка должно быть всецело погружено в воду. Над водой должна оставаться лишь вершинка. Если у вас слабое зрение, остановите свой выбор на поплавке с вершинкой потолще, подлинней и яркой окраски.

Если не устраивает окраска вершинки поплавка, можно сделать ее самому, водоустойчивым маркером.

Поплавки для дальнего заброса по своей форме напоминают стрелу. Разрабатывались специально для полета. Секрет этих поплавков в собственном весе.

Они сами по себе, без огрузки, имеют довольно приличный вес, к примеру 7–10 грамм. Поплавки обычно маркируют указывая их вес и вес предполагаемой огрузки, первая цифра вес самого поплавка, вторая необходимая огрузка.

Выбор крючков

Крючки выбираются соответственно виду рыбы которую вы идете ловить. Но если, к примеру, вы не знаете какая рыба водится в водоеме? В этом случае крючки подбирают под леску, которую вы используете.

Если у вас леска от 0,12 до 0,20 мм и масса рыбы до 1,5 кг, используйте крючки №5–7 по международному обозначению. Хороший крючок должен быть изготовлен из тонкой проволоки, иметь острый конец и маленькую бородку.

Вариантов загиба крючка достаточно много и связано это с тем что используется большое количество насадок (мотыль, червь, кукуруза, различные насекомые).

Скользящий поплавок, монтаж, оснастка и изготовление

Приветствую вас уважаемые любители рыбалки. В сегодняшней статье мы рассмотрим оснастку удилища со скользящим поплавком, которую еще называют «бегущая оснастка». Наиболее часто такой монтаж можно встретить на матчевой удочке.

Тем не менее скользящие оснастки можно использовать на всех поплавочных снастях. Исключением является маховая удочка, где применение скользящего поплавка не будет целесообразным.

Для чего нужна бегущая оснастка

Прежде чем начать, давайте разберемся, зачем нужен скользящий поплавок. Здесь все просто, для того что бы сделать качественный, точный, и дальний заброс, свис лески нужно сделать как можно меньше, то есть подмотать леску так, что бы поплавок был у верхнего пропускного кольца.

Теперь представьте, что в месте ловли глубина 4-6 метров. Если поплавок будет фиксированный, то вы просто физически не сможете сделать заброс, а если и сделаете, то все неизбежно запутается в полете.

Скользящий поплавок соскальзывает вниз по оснастке, и позволяет сделать максимально короткий свис, а следовательно дает возможность выполнить качественный заброс. Теперь, когда разобрались с предназначением, перейдем к выбору поплавка.

Выбираем поплавок

Скользящие поплавки, так же как и обычные бывают различных форм, и соответственно решают разные задачи. Условно поплавки можно разделить на три типа:

  • Круглые
  • Ромбовидные
  • Вытянутые (гусиное перо)

Круглые поплавки имеют равномерное сопротивление течению, благодаря этому медленнее плывут, и позволяют оснастке плыть впереди. При касании грузилом дна, такой поплавок практически не реагирует и исключает ложные подсечки.

Недостатком является их неустойчивость, при малейшей придержке, такой поплавок сразу поднимает оснастку, а если на водоеме волны, то поклевку практически не определить. Так же из недостатков стоит отметить не очень дальний заброс из за сопротивления ветру.

Ромбовидные поплавки имеют хорошую дальность заброса, их удобно придерживать и они являются самыми распространенными. Недостаток у них один, при касании грузилом дна они часто тонут, провоцируя рыболова на подсечку, поэтому их нужно огружать так, что бы тело немного торчало из воды.

Вытянутые поплавки можно поделить на два вида, это тонкие полнотелые и ваглеры. Полнотелые это ничто иное как «гусиное перо», а ваглеры специализированные матчевые поплавки. Характеристики их очень схожи, но последние летят дальше, благодаря грузу на конце и длинной антенне.

Вытянутые поплавки имеют самую высокую дальность заброса, но из за малого сопротивления воде быстро уходят под воду при зацепе. Поэтому распределять грузила нужно выше, а выставлять глубину очень точно.

Конечный выбор зависит от дальности заброса, ветра и волнения водоема. В идеале лучше иметь при себе все формы поплавков, но для новичков хватит пары ромбовидных, которые являются золотой серединой.

Огрузка поплавка

Для различных условий ловли используются разные варианты огрузки. В большинстве случаев в оснастке скользящего поплавка используется грузило оливка совместно с подпаском из дробинок, но иногда нужно использовать только дробинки.

Использование дробинок делает оснастку менее заметной для рыбы. Так как дробинки распределяют вес груза по леске, рыба практически не чувствует грузило, но при забросе такая огрузка может захлестнуться. При использовании оливки вероятность захлеста меньше, и летит такая оснастка дальше, но заметность ее повышается.

Какую огрузку выбрать решать только вам, но следует помнить одно, чем меньше наборов грузил у вас на леске, тем меньше вероятность захлеста. Например, мы ставим три дробинки вверху, три посередине, и две внизу, получается три набора грузил.

Правильнее делать два набора, основной груз и подпасок, таким образом вероятность захлеста падает в несколько раз. Так же такое распределение грузил, позволяет не замечать мелкие зацепы, так как инерция верхнего груза с силой тянет поводок и подпасок.

Собираем скользящую оснастку

После того как выбор поплавка сделан можно приступать к сбору снасти. Этот процесс не отличается от сбора обычной поплавочной оснастки, единственное, здесь нужно иметь некоторые необходимые мелочи.

Для сбора снасти нам понадобятся:

  1. Удилище
  2. Безынерционная катушка
  3. Леска
  4. Крепление для поплавка
  5. Стопоры
  6. Грузило
  7. Вертлюжок
  8. Поводок с крючком

Для начала нужно намотать леску на катушку, после чего установить катушку на удилище и продеть леску в кольца. Обратите внимание, для ловли на дальних расстояниях, наиболее предпочтительна тонущая леска.

В качестве верхнего стопора нужно использовать стопорный узел, вяжется он очень просто. Возьмите отрезок лески длиной 15-20см., и следуйте инструкции:

  1. Берем отрезок лески для узла, складываем вдвое, и прикладываем к основной леске
  2. Одним из концов делаем 5-6 оборотов вокруг обеих лесок
  3. Продеваем конец лески, которым делали обороты, в образовавшеюся петлю и затягиваем.
  4. Узел готов

Будьте внимательны, не обрезайте оставшиеся концы лески до конца, нужно оставить 2-3см., что бы узел свободно проходил через пропускные кольца удилища.

Теперь берем крепление для поплавка и надеваем его на леску. Крепление выполнено в виде карабина с пропускным кольцом:

Такие крепления используются для безопасной перевозки поплавков, а сам поплавок пристегивается непосредственно на водоеме. Если у вас нет такого крепления, после узла можно установить бусинку, а затем сам поплавок.

Далее берем резиновый стопор и надеваем его на леску, это будет нижний стопор для поплавка. Если вы используете грузило оливку, то надеваем ее на леску, если дробинки, то их пока не ставим.

Привязываем вертлюжок к концу лески, к нему на рыбалке будет крепиться поводок. Осталось только правильно огрузить поплавок дробинками, это можно сделать на рыбалке, но лучше подготовится дома.

Как сделать скользящий поплавок

Хотя сегодня в продаже можно встретить множество моделей скользящих поплавков, многие задаются вопросом, а можно ли изготовить его самостоятельно. Ответ прост, естественно можно. Я предлагаю переделать обычный поплавок в скользящий, благо у меня есть один ненужный, и я смогу вам показать, как это сделать.

Для начала нам понадобится сам поплавок:

Как видите, на обычном поплавке есть петелька, в которую пропускается леска. Так вот, нам нужно вытащить эту петельку:

Отверстие, оставшееся от петельки, нужно залить клеем или лаком, в противном случае поплавок будет впитывать воду. Теперь надеваем на конец поплавка подходящий кембрик, и вкручиваем под него петельку:

На этом переделка закончена для надежности можно помазать соединения клеем и можно отправляться на рыбалку. Будьте внимательны, не надевайте кембрик далеко на киль, лучше оставить 1мм., и залить это пространство клеем.

На этом все, если у вас есть вопросы, можете задавать их в комментариях и до новых встреч уважаемые рыболовы.

Оснастка «скользящий поплавок» для дальнего заброса

Непрерывно увеличивается число любителей рыбной ловли на поплавочную снасть, которые отдают свое предпочтение оснастке со скользящим поплавком. И этому есть весьма простое объяснение. Такая снасть является более универсальной, в сравнении с фиксированным поплавком, поскольку может быть использована практически в любых условиях ловли.

  • Схема и описание. Как работает снасть скользящий поплавок ↓
  • Компоненты снасти ↓
  • Выбираем поплавок ↓
  • Процесс изготовления оснастки ↓
  • Устранение недостатков упрощенной оснастки ↓
  • Как правильно огрузить поплавок ↓
  • Настройка снасти и ловля ↓
  • Когда без скользящего поплавка не обойтись? ↓
Читайте также:  Обзор воблера Yo Zuri 3d Crank. Отзывы рыболовов о воблере Юзури 3д Кренк

Тем, кто задается вопросом – как правильно оснастить свое орудие рыбной ловли скользящим поплавком, и адресована эта статья.

Схема и описание. Как работает снасть скользящий поплавок

Для начала необходимо определиться с рабочей глубиной. Расстояние от основного груза, в нижнем его положении, до верхнего стопора, который расположен выше поплавка, соответствует глубине, на которую настроена снасть. Перемещая верхний стопор, увеличивая или уменьшая это расстояние, мы уменьшаем или увеличиваем рабочую глубину.

Перед забросом, все элементы снасти, за исключением верхнего стопора сосредоточены на конце лески, что позволяет произвести дальний заброс или «положить» приманку в необходимое место с высокой точностью.

После заброса, груз с приманкой опускается на дно, увлекая за собой отдаваемую леску, по которой скользит наш поплавок до тех пор, пока не достигнет верхнего стопора, оставаясь при этом на поверхности воды. Приманка доставлена и начинает работать.

Во время поклевки, леска некоторое время свободно перемещается через отверстие в грузе, не создавая ненужного напряжения поводка, что позволяет рыбе посильнее ухватить наживку, а поплавку подать отчетливый сигнал. При подсекании, первоначально движения крючка направлено к лежащему на дне грузу. Это значительно увеличивает число успешных подсеканий.

Компоненты снасти

Для изготовления снасти вам понадобятся такие компоненты:

  • удилище, оснащенное катушкой с достаточным запасом лески;
  • поплавок со скользящим коннектором;
  • огрузочное звено;
  • поводок с крючком.

Выбираем поплавок

Перед сборкой снасти следует определиться с выбором поплавка или их набора.

Поплавки можно разделить на группы по таким характеристикам, как:

  • назначение;
  • форма;
  • способ крепления на леске;
  • материалы изготовления;
  • грузоподъемность;
  • чувствительность;
  • устойчивость;
  • заметность.

Читайте подробнее о выборе поплавка для ловли карася. Какой поплавок лучше для ловли именно этой рыбы.

Для оснастки с плавающим поплавком подойдет классический Waggler без собственной огрузки, с одной точкой крепления и хорошо заметной антенной. Грузоподъемность зависит от условий ловли (дальность забросов или проводки, ветреность и прочее). При возможности следует отдать предпочтение более легкой оснастке. Практика показывает, что легкие оснастки оказываются более уловистыми.

Скользящий поплавок Waggler

Процесс изготовления оснастки

Для начала рекомендуем просмотреть процесс приготовления оснастки на видео, чтобы иметь визуальное представление о компонентах и об их взаимодействии.

Собирается оснастка следующим образом.

Если поплавок будет несъемным, тогда после установки на удилище катушки с леской, ее следует пропустить через все кольца.
Свободный конец лески вводится в петельку стальной струны, на которой находятся ваши стопоры, и загибается в обратном направлении, образуя, таким образом, две сцепленные петли. Один из стопоров плавно стягивается со своей петли на петлю из лески до тех пор, пока не станет свободным ее конец. Первый стопор на месте. Он будет ограничивать движение поплавка вверху, и регулировать тем самым глубину погружения рабочей части снасти.

После этого конец лески продевается в ушко поплавка или скользящий коннектор, а затем и в отверстие груза. Для фиксации груза снизу, описанным выше способом, одевается еще один стопор.

Чтобы обеспечить быструю и легкую установку поводка, к концу лески крепят вертлюг.

Снасть готова. Но ввиду своей простоты и минимального количества элементов, она имеет некоторые недостатки.

Устранение недостатков упрощенной оснастки

К ним относятся:

  • невозможность быстрой замены поплавка;
  • вероятность проскакивания верхнего стопора в ушко поплавка;
  • непосредственный контакт поплавка и груза.

Для устранения этих недостатков следует произвести некоторую модификацию нашей оснастки.

Первое – это скользящий коннектор для крепления поплавков.

В любом магазине для рыболовов всегда найдется в ассортименте нечто подобное. Но что делать, если в магазин вы попадете нескоро, а под руками необходимой фурнитуры не оказалось? Ее легко изготовить самостоятельно.

Состоит скользящий коннектор из небольшой полимерной или бронзовой трубки длиною 5-12 мм и жестко закрепленным на ней вертлюгом с карабином, которые наверняка найдутся в хозяйстве. Хорошо для этой цели подойдет использованный стержень от шариковой ручки. Его внешний диаметр составляет 3 мм, что позволяет легко подобрать вертлюг с кольцом, которое плотно насаживается на стержень. Для фиксации конструкции можно слегка поджать пассатижами кольцо вертлюга, сдавливая стержень. Если после этого вертлюг осторожно прогреть паяльником или зажигалкой, он будет надежно закреплен на стержне.

Теперь достаточно изготовленную каретку установить на место поплавка, а к вертлюгу присоединить небольшой карабин, на который и повесить подходящий поплавок.

Второе – чтобы наша каретка не проскочила стопор, можно выше нее на леску установить небольшую бусину от старой бижутерии. Отверстие в бусине наверняка окажется достаточным для легкого скольжения по леске и одновременно значительно меньше размеров нашего стопора.

Третье – для исключения контакта поплавка и груза можно установить еще один стопор между ними. После такой модификации наша снасть позволяет использовать поплавки, рассчитанные на различную нагрузку, а значит, необходимо позаботиться и о возможности соответственной смены грузов.

Для этого достаточно, сразу после поплавковой каретки установить вертлюг, на который будет навешиваться огрузочное звено, представляющее собой небольшой (70-100 мм) поводок с петлями на концах и необходимыми грузами между ними. Одна петля служит для крепления к основной леске, а другая соединения поводка с крючком.

Таким образом, следует укомплектовать каждый поплавок соответственным огрузочным звеном.

Это простое усовершенствование снасти, предоставит нам свободу выбора поплавка и его огрузки, в зависимости от места ловли, течения на водоеме и погодных условий. Кроме того, вам не придется отрываться от любимого занятия на длительное «вязание узлов» на водоеме.

Как правильно огрузить поплавок

Типичными ошибками при изготовлении оснастки со скользящим поплавком обычно являются выбор поплавка неадекватной грузоподъемности или неправильная его огрузка.

Если вы собираетесь ловить на спокойной воде в безветренную погоду, не следует выбирать поплавок большой грузоподъемности. Более легкий поплавок с меньшим весом огрузки позволит заметить поклевки значительно быстрее, и большее их число. Поплавок должен быть погружен в воду так, чтобы видна была лишь его антенка. В таком положении он будет создавать минимальное сопротивление рыбе при поклевке и уменьшит количество холостых поклевок. Недогруженный поплавок, напротив увеличит их число, да и заметить легкую поклевку будет значительно сложнее. Более развёрнутый ответ по поводу огрузки поплавочных оснасток вы можете найти в нашей статье по ловле плотвы на поплавок.

Настройка снасти и ловля

После прибытия на водоем следует изучить его особенности в общем и предполагаемые глубины лова. Для этого необходимо произвести несколько тестовых забросов и отрегулировать длину рабочей части снасти, передвигая верхний стопор, ограничивающий ход поплавка. Поплавок не должен лежать на воде или дрейфовать по поверхности, если только это не предусмотрено особенностями ловли.

После всех необходимых приготовлений, можно наживлять и приступать к ловле.

В качестве стопора может использоваться стопорный узел, хоть это и не самый лучший способ организации этого элемента оснастки, давайте приведём пример привязки узла на основную леску.

Узел для скользящего поплавка

Когда без скользящего поплавка не обойтись?

И хотя, скорее всего, вы сможете практически в любых условиях обойтись без плавающего поплавка, попробовав один раз эту снасть в работе, вы поймете, что с ним ловля намного проще, приятнее и эффективнее. Вам точно не обойтись без нее при ловле на дальних забросах, проводках по течению, а главное, там, где глубина лова значительно превышает длину вашего удилища.

5tudent

О том, о сем, обо всем.

Ну что же, вот и сбылась мечта идиота, мы с братцем по весне купили катер. Точнее его заготовку, которая очень быстро обрела свое имя – Бориска. Состояние Бориски при покупке оставляло желать лучшего (да и оставляет по сей день), но в силу ограниченности выбора, да и стесненности в средствах выбор пал именно на этот экземпляр.

Чуть-чуть истории нашего катера. Катер был произведен в далеком 1985 году и вышел из стен Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения под номером 89, и сразу отправился служить в речную милицию г.Москвы, в конце 90-х его выкупил предыдущий владелец и отвез в город Серпухов на реку Оку, ну а в 2012 году Бориска, волей случая оказался у нас.

Нельзя сказать, что покупка Бориски прошла без сучка и задоринки. Во-первых, катер стоял без каких-либо телодвижений аж 8 лет, под открытым небом, благо хоть накрытый какой-то брезентухой. Во-вторых, у него не было аккумулятора, вообще не было. Ну и в-третьих, само состояние различных проводов и проводочков не располагало к пробуждению его ото сна.

Для понимания того о запуске какого двигателя идет речь вот коротенькое его описание и фото сделанное при попытке запуска.

Двигатель судовой М8ЧСПУ100-1
Базовый двигатель ЗМЗ-513 (или ЗМЗ-53-11) конвертированный для использования в качестве главного двигателя на маломерных судах.
Число цилиндров – 8 с V-образным расположением под углом 90 градусов
Тип двигателя – бензиновый, карбюраторный
Масса – 275 кг
Рабочий объем – 4,25 л
Максимальная мощность – 100 л.с. при 2800 об/мин (дефорсирован путем ограничения максимальных оборотов двигателя)
Максимальный крутящий момент – 294 Нм в диапазоне 2000-2500 об/мин
Потребляемое топливо – бензин А-76 или А-72 в качестве резервного топлива.
Расход топлива – около 25 литров в час на максимальном ходу.
Аккумуляторная батарея – 6СТ-75

Ну что ж, после первого просмотра катера уехали домой – думать (а стоит ли?), да и без бензина и аккумулятора большего все равно не увидишь. А так как это было воскресение, то очередной просмотр и пробу запуска запланировали через неделю.

Пока ехали, и под вечернее пивко, пришли к выводу, что оно нам все-таки надо. Подкупало следующее:
– корпус хоть и находился в состоянии не идеальном, но был крепок, расслоений пластика и осмоса не наблюдалось.
– двигатель, со слов хозяина, был недавно заменен на новый и отработал всего пару тройку часов на воде. Впоследствии это подтвердилось, все внутренние полости двигателя блистали первозданной чистотой.
– катер был комплектен, то есть присутствовали все жизненно необходимые вещи (двигатель, коробка, вал, винт, перо руля и пр.) и вроде как был даже на ходу спускай и иди. Чего не скажешь о его конкурентах на “рынке”.
– цена
Были конечно и минусы:
– Не было “телеги” на которой этот катер можно было бы забрать. Точнее была только самопальная, на ЗиЛовских колесах, сваренная из прямоугольной трубы и с возможностью перевозки только глухими тропами за трактором или грузовиком.
– “Убитая” электрика – все на сопельках и на скруточках. Как выяснилось позже, щиток приборов вообще не подключен, а провода просто болтаются. Датчики все разбиты и отключены.
– Бензобак самопальный и сделан из чернухи, за 8 лет простоя (а может и раньше) потроха его начали обильно ржаветь.
– ВВХ отсутствовал, соответственно система охлаждения была одноконтурная. Хорошо хоть ВМХ не выкинули.

Ну а раз было принято положительное решение в пользу дальнейшего знакомства с нашим будущим Бориской, то были закуплены аккумулятор и пару литров топлива, захвачен весь инструмент, что может пригодиться и взят курс на г.Серпухов.
Увы, но и этот день в плане запуска был потрачен впустую. Началось все с подготовительных работ. Закручены на место все сливные заглушечки на двигателе и агрегатах, проверены провода отвечающие за цепь зажигания (многие пришлось переподключить заново, так как они окислились от времени), почищены контакты на распределителе зажигания, проложены заново высоковольтные провода, т.к. порядок работы цилиндров не совпадал. А дальше мы сделали роковую ошибку: владелец катера, боясь запороть двигатель при работе без охлаждающей жидкости, велел подключить шланг с водопроводной водой на всасывающую магистраль, что и было сделано. Вода побежала по контурам двигателя, агрегатов и выхлопа в том числе. А впоследствии привело это все к тому что 1,2,7 и 8 цилиндры были залиты водой в процессе запусков через выпускные клапана. Но выяснится это чуть позже, а пока накидываем клеммы аккумулятора и делаем первую попытку “оживить зверя”.
К слову сказать, чтобы подобных вещей не происходило ни при каких обстоятельствах импортные двигатели изначально комплектуются или таким коллектором:

или вот такими наконечниками:


закончим с лирическим отступлением и продолжим.
Сказать что мотор сразу ожил или что он бодренько начал вращать коленчатый вал – соврать, да так, как если бы я сказал что “Борей” самый эксклюзивный и самый дорогой катер в мире! Хотя пару вспышек он все же дал. Дальнейшие попытки запуска в тот день ни к чему не привели, мотор крутил слишком слабо, как будто аккумулятор был сильно разряжен. Позже, уже когда катер был нашим и стоял на нашей даче, мы выяснили в чем была причина. Она оказалась банальной. Провод втягивающего реле стартера был подключен к замку зажигания на прямую, без всяческих реле, так еще и имел сечение около 0,25 квадратов. Как он вообще не перегорел? – для меня до сих пор остается загадкой, так как два замка зажигания ему удалось спалить.

Мир без героев. Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»

Лодки с названием «Борей» стали известны в России и за рубежом задолго до вступления в строй — всё благодаря ожидаемым успехам и громким неудачам при запусках баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Булава».

Всякое мнение должно стремиться к объективности. Судорожные восторги («не имеет аналогов в мире») и оголтелая критика («не поплывет, не полетит») должны опираться на конкретные знания и факты. Подводный ракетоносец явно не заслуживает пренебрежительного отношения — сгусток боевой материи массой 15 тысяч тонн, способный уничтожить жизнь на целом континенте…

Лодка бесшумно скользит на глубине 400 метров — там, где давление на каждый квадратный метр корпуса достигает 40 тонн! Зажатый в чудовищные тиски, её корпус упруго деформируется под натиском миллионов кубометров воды, но экипаж спокоен — до глубины раздавливания еще далеко. Шутники натягивают поперек отсека нитку и следят, как она провисает, по мере погружения лодки в пучину — оболочка из высокопрочной легированной стали надежно защищает людей от враждебной среды.

Атомоход «Борей» способен месяцами не показываться на поверхности. Воздух и пресную воду он добывает прямо из забортной воды. Он быстр, малошумен и отлично осведомлен обо всем, что происходит за его бортом: основная 7-метровая и вспомогательные антенны гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора-Б-055» способны отслеживать в режиме шумо- и эхопеленгования корабли и суда на десятки миль вокруг, засекать гидроакустические сигналы вражеских сонаров, измерять толщину льда, искать полыньи и разводы в полярных широтах, своевременно предупреждать о наличии мин и идущих на корабль торпедах.

Проект 955 «Борей» вызывает подчас не только искреннее восхищение. Цените поступки, слова ничего не стоят — именно такой точки зрения придерживаются скептики, предлагая взглянуть на текущие успехи «Бореев». Успехи есть, но их пока не так уж много.

Например, головная и пока единственная в составе флота лодка проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» — еще ни разу не выходила на боевое патрулирование. В целом, ситуация естественная — лодка была принята в состав Северного флота в январе 2013 года, экипажу необходимо время для апробации новой техники. Однако, последний неудачный пуск серийной «Булавы», произведенный 6 сентября 2013 г. с борта подлодки К-550 «Александр Невский» (ракета потерпела аварию на 2-ой минуте полета, упав в Северный ледовитый океан), подтвердил серьезные опасения — «Булава» была принята на вооружение преждевременно.

Выявленные проблемы в конструкции БРПЛ и последовавшее вскоре решение о приостановке государственных испытаний субмарин «Александр Невский» и «Владимир Мономах» создают определенную угрозу для достижения оперативной готовности в срок для всех подлодок данного проекта.

«Юрий Долгорукий» — единственная атомная субмарина, принятая на вооружение ВМФ России за последние 12 лет и единственный подводный крейсер стратегического назначения, принятый на вооружение за последние 23 года. После этих фактов выкладки аналитиков из FAS (Federation of American Scientists) при всей возможной ангажированности данного ресурса уже не кажутся столь шокирующее неправдоподобными: стратегические подводные ракетоносцы ВМФ России совершили за 2012 год всего 5 боевых патрулирований — меньше, чем когда-либо.

Необходимо срочно наращивать КОН (коэффициент оперативного напряжения) и повышать готовность морских ядерных сил — ключевого элемента безопасности страны. Однако «Бореи» по разным причинам не торопятся возлагать на себя ответственность по защите рубежей России. Самые современные лодки предпочитают проводить время на государственных испытаниях.

Будем надеяться, что описанные проблемы разрешатся в самом ближайшем будущем. К настоящему времени построено уже три ракетоносца данного проекта. Головной К-535 «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ и готовится к своему первому боевому походу, который запланирован на 2014 год.

К-550 «Александр Невский» успешно завершил государственные испытания (единственное сомнение вызывает его главное оружие — Р-30 «Булава». Единственный пуск с его борта окончился неудачей. Второй тестовый пуск был отменен). Ожидается, что новый ракетоносец будет принят в состав ВМФ в конце 2013 — начале 2014 гг.

Читайте также:  Поиск рыбы в глухозимье

Третья лодка — К-551 «Владимир Мономах», — спущенная на воду в декабре 2012 года, находится на ходовых испытаниях.

Дальнейшие планы ВМФ включают в себя постройку еще 5 подлодок данного проекта.

30 июля 2013 года в присутствии первых лиц государства был заложен очередной, четвертый по счету ракетоносец «Князь Владимир». Данный корабль строится по модернизированному проекту 955У «Борей-А». Основными отличиями от первых «Бореев» станут меньшая шумность и более точное и стабильное «удержание» заданной глубины — критически важный момент при залповой стрельбе БРПЛ.

Ожидается, что в 2014 году будет заложен «Александр Суворов». Через год — следующий корабль. И так далее — всего 8 грозных боевых единиц, которые сменят на посту ракетоносцы пр. 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин».

Настоящие герои?

В истории «Бореев» имеется немало парадоксальных фактов, многие из которых способны вызвать искреннее недоумение.

В том, что «Юрий Долгорукий» был заложен в 1996 году, спущен на воду в 2008 г. и передан ВМФ в 2013 г., ничего удивительного нет: известные события политико-экономического характера на рубеже XX-XXI вв. резко замедлили темпы постройки российских субмарин, превратив их «долгострои», достойные Книги рекордов Гиннеса. К настоящему времени ситуация заметно исправилась: третий по счету «Борей» — «Владимир Мономах» — был заложен в 2006 году и, весьма вероятно, войдет в состав ВМФ уже в 2014. Длительность стройки по-прежнему превышает советские нормативы в 2-3 раза, но все же прогресс очевиден.

Еще более спорной предстает другая особенность «Бореев» — при их строительстве использовались готовые секции от разобранных на стапеле и утилизируемых подлодок пр. 971 «Щука-Б».

Подлодка, известная как ракетоносец «Юрий Долгорукий», изначально была многоцелевой субмариной К-337 «Кугуар». Заложенная в 1992 году, она оказалась недостроенной и в конце концов была разобрана на стапеле с целью «каннибализации» её секций для новых подлодок.

«Александр Невский» был когда-то «Рысью». «Владимир Мономах» — «Ак Барсом». К-480 «Ак Барс» несла службу в составе 24-ой дивизии ПЛ Северного флота с 1989 года. В 2008 году она была исключена из состава ВМФ, секции корпуса были использованы для достройки «Владимира Мономаха».

Имеется версия, что именно этим объясняется недавняя новость о раннем списании многоцелевой атомарины К-263 «Барнаул» — секции этой лодки необходимы для достройки следующих ракетоносцев семейства «Борей».

Автору не раз приходилось сталкиваться с мнением, что новейшие подлодки — всего лишь «сборная солянка из ржавого хлама» с нелетающей «Булавой», устаревшей радиоэлектроникой, да к тому же превращенная в адский долгострой.

Что можно на это возразить? «Ржавый хлам» — явное преувеличение, высокопрочная аустенитная сталь марки АК-100, из которых изготавливались корпуса ПЛА пр. 971, практически не подвержена коррозии. По одной из версий, в процессе достройки использовались лишь обечайки прочного корпуса лодок пр. 971 — вся «начинка» была неузнаваемо обновлена. В этом случае использование задела из разобранных подлодок для ускорения достройки «Бореев» — если не радостная весть (радоваться тому, что вместо двух ПЛА построили одну — абсурд), то, по крайней мере, свидетельство рачительного отношения к тому, что удалось спасти после эпохи потрясений и вакханалии «свободного рынка».

Второй вопрос, непосредственно вытекающий из факта заимствования секций от лодок предыдущих проектов, — можно ли причислить «Борей» к подлодкам нового, т.н. «четвертого» поколения? Среди основных требований, предъявляемых к таким субмаринам — низкий шумовой фон, чье значение приближается к естественному шумовому фону океана. Лучшая ситуационная осведомленность, современные средства обнаружения и оружие. Также особенностью таких лодок считается наличие высокотехнологичных приёмов и новинок, повышающих их универсальность и боевые возможности. Например, многофункциональная оптоэлектронная мачта вместо привычного перископа, шлюзовая камера для боевых пловцов или комплект необитаемых подводных аппаратов для проделывания проходов в минных полях, имеющийся на борту американских ПЛА типа «Вирджиния».

Есть ли что-либо подобное на борту отечественного «Борея»?

Точные характеристики «Борея» засекречены, но кое-что известно уже сейчас. Помимо секций прочного корпуса, «Борей» использует ряд других механизмов и систем, аналогичных тем, что использовались в конструкции лодок пр. 971 «Щука-Б» и «убийц авианосцев» пр. 949А «Антей». Среди них — ядерная паропроизводящая установка ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и главный турбозубчатый агрегат (паровая турбина с редуктором) ОК-9ВМ. Зудящие насосы теплоносителя и ревущий ГТЗА — одни из главных источников шума. Если все элементы остались прежними — значит, шумовой фон не мог претерпеть значительных изменений. Для сравнения: новый российский многоцелевой атомоход пр. 885 «Ясень» использует похожую ГЭУ, но при этом обладает собственным «ноу-хау», маленькой особенностью, что радикально повышает его скрытность. На малом ходу, в режиме «подкрадывания», ГТЗА отсоединяется от вала специальной муфтой — вращение гребного вала производится с помощью маломощного электродвигателя.

Среди положительных моментов «Борея» хочется отметить его водометный движитель, чье применение должно было снизить шумность при движении подлодки. Среди других атрибутов лодок нового поколения — высокочувствительная сферическая антенна ГАК «Иртыш-Амфора», занимающаяся всю носовую часть корабля. Применение этой схемы, свойственной зарубежным подлодкам, указывает на смену всей парадигмы в отечественном кораблестроении: средствам обнаружения стало уделяться особое внимание.

Применение «устаревшей» реакторной установки ОК-650В вместо набирающих популярность за рубежом малошумных реакторов с упором на естественную циркуляцию теплоносителя, а также с продолжительным сроком службы без необходимости их перезарядки, — решение оправданное.

С одной стороны, никаких особых мер по снижению шумности при работе ЯППУ не производилось — максимум дело ограничилось новыми станинами и лучшей шумовиброизоляцией. И это скверно. С другой стороны, погоня за продолжительным сроком службы тепловыделяющих сборок ни к чему хорошему не приводит: во-первых, все усилия американских конструкторов привели к тому, что срок жизни активной зоны реактора S6W превышает аналогичное значение ОК-650В максимум на 10 лет — не слишком великий результат, при том что сам процесс перезарядки лодочных реакторов не является чем-либо особым или требующим сверхъестественных усилий. Во-вторых, чтобы не ударить в грязь лицом, янки идут на заведомый на подлог — 30 лет без перезарядки? Запросто! Но только при ограниченном количестве выходов в море.

Еще несколько добрых слов об ОК-650В. Установка хорошо освоена отечественным морякам и специалистами-ядерщиками, за 30 лет эксплуатации её конструкция была изучена и «отшлифована» до мелочей. Две ЯППУ этого типа доказали свою надежность, пережив чудовищный взрыв на борту «Курска» и автоматически заглушив свою активную зону. ОК-650В — одна из лучших в мире ЯППУ для подводного флота, и необходимость её замены совсем не так очевидна, как это могло показаться.

С моей личной точки зрения, требования к подлодкам «четвертого поколения» должны определяться их назначением. Некорректно сравнивать задачи и возможности многоцелевых «СиВулфа», «Вирджинии» или «Ясеня» со стратегическими ракетоносцами «Борей». О какой «многофункциональности» и «широком спектре задач» может идти речь, если главная и единственная задача РПКСН — бесшумно выписывать «восьмерки» в глубинах океана и в готовности по первому приказу выпустить свой боекомплект по городам и военным базам «вероятного противника»?

Поколения стратегических ракетоносцев в больше степени определяются ТТХ баллистических ракет, размещенных на их борту, нежели собственными характеристиками подводных кораблей. При том, что шумность «Борея» при прочих равных условиях должна быть ниже, чем у «Кальмаров» и «Дельфинов» предыдущего поколения. Чувствительность гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора» также должна быть выше, чем у любого ГАК, применявшегося на лодках советской постройки — чего стоит гигантская сферическая антенна в носовой части «Борея»! Мощный и надежный реактор. Наличие вплывающей аварийной капсулы, способной вместить в себя весь экипаж из 107 человек.

Главный калибр лодки — 16 твердотопливных баллистических ракет подводного базирования Р-30 «Булава». Еще в период разработки «Булавы» неоднократно звучало мнение о бесполезности данного проекта. Дело в том, что советские и российские РПКСН традиционно комплектуются ракетами с жидкостными реактивными двигателями. Причина проста: по значению удельного импульса ЖРД всегда превосходит РДТТ (жидкостная ракета при одинаковой массе топлива улетит дальше твердотопливной). Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 м/с и более, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с. Вторая проблема — производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества, малейшее колебание влажности/температуры критическим образом отразится на стабильности горения топлива.

Но почему на подлодках западных государств обычно применяют твердотопливные БРПЛ, несмотря на все их кажущиеся недостатки? «Поларис», «Посейдон», «Трайдент»…

У РДТТ свои преимущества, в первую очередь — безопасность хранения. Достаточно вспомнить гибель К-219, чтобы понять, о чем идет речь. Самопроизвольный запуск РДТТ в шахте подводной лодки — явление практически невозможное, в отличие от ЖРД, в котором в любой момент может произойти утечка компонентов топлива. Что касается повышенных требований к условиям хранения твердотопливных ракет — термостабильный контейнер, и никакой угрозы растрескивания/намокания топливных плиток.

Среди других преимуществ РДТТ — относительная дешевизна изготовления и эксплуатации. Термоконтейнер и контроль стабильности параметров твердого топлива не идут ни в какое сравнение с турбонасосными агрегатами, смесительной головкой и запорной арматурой ЖРД. Кроме того, твердое топливо нетоксично. Меньшая длина твердотопливных ракет — отсутствие сепарированной камеры сгорания (сам РДТТ и есть камера сгорания).

Простота запуска — РДТТ не требуется таких сложных и опасных операций, как заполнение топливопроводов и рубашки охлаждения или поддержания наддува в баках. Выполнив данные действия, от старта уже не оказаться (либо произвести слив топливных компонентов и отправить аварийную ракету на завод).

Наконец, последнее условие, чья актуальность увеличивается с каждым годом, — твердотопливные ракеты более стойки к ПРО.

Первая попытка создать ракету «как у американцев» закончилась провалом — на свет появились «лодка, что не помещается в океане» и чудовищная 90-тонная БРПЛ Р-39 (основное вооружение РПКСН пр. 941 «Акула»). Советская промышленность не смогла создать пороха с необходимыми характеристиками, результатом стал неукротимый рост размеров ракеты и носителя.

«Булава» — свежий взгляд на проблему твердотопливных ракет. Генеральному конструктору и бывшему директору МИТ Юрию Соломонову удалось невозможное: в условиях недофинансирования построить твердотопливную БРПЛ приемлемых габаритов, с достойными ТТХ и дальностью пуска 9000+ км. При том частично унифицированную с наземным комплексом «Тополь-М».

И пусть по удельному импульсу, дальности пуска и массе забрасываемой нагрузки «Булава» уступает жидкостной Р-29РМ «Синева» — взамен отечественный подводный флот приобрел простую и безопасную в эксплуатации ракету, которая, безо всякой иронии, превосходит по надежности любую из БРПЛ, стоявших на вооружении ВМФ СССР и России. Сбои происходят уже в процессе полета — но этот вопрос решаем путем проведения новых тестовых пусков и всестороннего изучения результатов (в идеале — постройки стенда для наземных испытания, на который, как обычно, нет средств).

«Булава» и «Бореи» необходимы отечественному флоту. И этот вопрос не подлежит сомнению.

Мир без героев. Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»

Лодки с названием «Борей» стали известны в России и за рубежом задолго до вступления в строй — всё благодаря ожидаемым успехам и громким неудачам при запусках баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Булава».

Всякое мнение должно стремиться к объективности. Судорожные восторги («не имеет аналогов в мире») и оголтелая критика («не поплывет, не полетит») должны опираться на конкретные знания и факты. Подводный ракетоносец явно не заслуживает пренебрежительного отношения — сгусток боевой материи массой 15 тысяч тонн, способный уничтожить жизнь на целом континенте…

Лодка бесшумно скользит на глубине 400 метров — там, где давление на каждый квадратный метр корпуса достигает 40 тонн! Зажатый в чудовищные тиски, её корпус упруго деформируется под натиском миллионов кубометров воды, но экипаж спокоен — до глубины раздавливания еще далеко. Шутники натягивают поперек отсека нитку и следят, как она провисает, по мере погружения лодки в пучину — оболочка из высокопрочной легированной стали надежно защищает людей от враждебной среды.

Атомоход «Борей» способен месяцами не показываться на поверхности. Воздух и пресную воду он добывает прямо из забортной воды. Он быстр, малошумен и отлично осведомлен обо всем, что происходит за его бортом: основная 7-метровая и вспомогательные антенны гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора-Б-055» способны отслеживать в режиме шумо- и эхопеленгования корабли и суда на десятки миль вокруг, засекать гидроакустические сигналы вражеских сонаров, измерять толщину льда, искать полыньи и разводы в полярных широтах, своевременно предупреждать о наличии мин и идущих на корабль торпедах.

Проект 955 «Борей» вызывает подчас не только искреннее восхищение. Цените поступки, слова ничего не стоят — именно такой точки зрения придерживаются скептики, предлагая взглянуть на текущие успехи «Бореев». Успехи есть, но их пока не так уж много.

Например, головная и пока единственная в составе флота лодка проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» — еще ни разу не выходила на боевое патрулирование. В целом, ситуация естественная — лодка была принята в состав Северного флота в январе 2013 года, экипажу необходимо время для апробации новой техники. Однако, последний неудачный пуск серийной «Булавы», произведенный 6 сентября 2013 г. с борта подлодки К-550 «Александр Невский» (ракета потерпела аварию на 2-ой минуте полета, упав в Северный ледовитый океан), подтвердил серьезные опасения — «Булава» была принята на вооружение преждевременно.

Выявленные проблемы в конструкции БРПЛ и последовавшее вскоре решение о приостановке государственных испытаний субмарин «Александр Невский» и «Владимир Мономах» создают определенную угрозу для достижения оперативной готовности в срок для всех подлодок данного проекта.

«Юрий Долгорукий» — единственная атомная субмарина, принятая на вооружение ВМФ России за последние 12 лет и единственный подводный крейсер стратегического назначения, принятый на вооружение за последние 23 года. После этих фактов выкладки аналитиков из FAS (Federation of American Scientists) при всей возможной ангажированности данного ресурса уже не кажутся столь шокирующее неправдоподобными: стратегические подводные ракетоносцы ВМФ России совершили за 2012 год всего 5 боевых патрулирований — меньше, чем когда-либо.

Необходимо срочно наращивать КОН (коэффициент оперативного напряжения) и повышать готовность морских ядерных сил — ключевого элемента безопасности страны. Однако «Бореи» по разным причинам не торопятся возлагать на себя ответственность по защите рубежей России. Самые современные лодки предпочитают проводить время на государственных испытаниях.

Будем надеяться, что описанные проблемы разрешатся в самом ближайшем будущем. К настоящему времени построено уже три ракетоносца данного проекта. Головной К-535 «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ и готовится к своему первому боевому походу, который запланирован на 2014 год.

К-550 «Александр Невский» успешно завершил государственные испытания (единственное сомнение вызывает его главное оружие — Р-30 «Булава». Единственный пуск с его борта окончился неудачей. Второй тестовый пуск был отменен). Ожидается, что новый ракетоносец будет принят в состав ВМФ в конце 2013 — начале 2014 гг.

Третья лодка — К-551 «Владимир Мономах», — спущенная на воду в декабре 2012 года, находится на ходовых испытаниях.

Дальнейшие планы ВМФ включают в себя постройку еще 5 подлодок данного проекта.

30 июля 2013 года в присутствии первых лиц государства был заложен очередной, четвертый по счету ракетоносец «Князь Владимир». Данный корабль строится по модернизированному проекту 955У «Борей-А». Основными отличиями от первых «Бореев» станут меньшая шумность и более точное и стабильное «удержание» заданной глубины — критически важный момент при залповой стрельбе БРПЛ.

Ожидается, что в 2014 году будет заложен «Александр Суворов». Через год — следующий корабль. И так далее — всего 8 грозных боевых единиц, которые сменят на посту ракетоносцы пр. 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин».

Настоящие герои?

В истории «Бореев» имеется немало парадоксальных фактов, многие из которых способны вызвать искреннее недоумение.

В том, что «Юрий Долгорукий» был заложен в 1996 году, спущен на воду в 2008 г. и передан ВМФ в 2013 г., ничего удивительного нет: известные события политико-экономического характера на рубеже XX-XXI вв. резко замедлили темпы постройки российских субмарин, превратив их «долгострои», достойные Книги рекордов Гиннеса. К настоящему времени ситуация заметно исправилась: третий по счету «Борей» — «Владимир Мономах» — был заложен в 2006 году и, весьма вероятно, войдет в состав ВМФ уже в 2014. Длительность стройки по-прежнему превышает советские нормативы в 2-3 раза, но все же прогресс очевиден.

Еще более спорной предстает другая особенность «Бореев» — при их строительстве использовались готовые секции от разобранных на стапеле и утилизируемых подлодок пр. 971 «Щука-Б».

Подлодка, известная как ракетоносец «Юрий Долгорукий», изначально была многоцелевой субмариной К-337 «Кугуар». Заложенная в 1992 году, она оказалась недостроенной и в конце концов была разобрана на стапеле с целью «каннибализации» её секций для новых подлодок.

Читайте также:  Ryobi Excia — Обзор и отзывы о катушке для спиннинга

«Александр Невский» был когда-то «Рысью». «Владимир Мономах» — «Ак Барсом». К-480 «Ак Барс» несла службу в составе 24-ой дивизии ПЛ Северного флота с 1989 года. В 2008 году она была исключена из состава ВМФ, секции корпуса были использованы для достройки «Владимира Мономаха».

Имеется версия, что именно этим объясняется недавняя новость о раннем списании многоцелевой атомарины К-263 «Барнаул» — секции этой лодки необходимы для достройки следующих ракетоносцев семейства «Борей».

Автору не раз приходилось сталкиваться с мнением, что новейшие подлодки — всего лишь «сборная солянка из ржавого хлама» с нелетающей «Булавой», устаревшей радиоэлектроникой, да к тому же превращенная в адский долгострой.

Что можно на это возразить? «Ржавый хлам» — явное преувеличение, высокопрочная аустенитная сталь марки АК-100, из которых изготавливались корпуса ПЛА пр. 971, практически не подвержена коррозии. По одной из версий, в процессе достройки использовались лишь обечайки прочного корпуса лодок пр. 971 — вся «начинка» была неузнаваемо обновлена. В этом случае использование задела из разобранных подлодок для ускорения достройки «Бореев» — если не радостная весть (радоваться тому, что вместо двух ПЛА построили одну — абсурд), то, по крайней мере, свидетельство рачительного отношения к тому, что удалось спасти после эпохи потрясений и вакханалии «свободного рынка».

Второй вопрос, непосредственно вытекающий из факта заимствования секций от лодок предыдущих проектов, — можно ли причислить «Борей» к подлодкам нового, т.н. «четвертого» поколения? Среди основных требований, предъявляемых к таким субмаринам — низкий шумовой фон, чье значение приближается к естественному шумовому фону океана. Лучшая ситуационная осведомленность, современные средства обнаружения и оружие. Также особенностью таких лодок считается наличие высокотехнологичных приёмов и новинок, повышающих их универсальность и боевые возможности. Например, многофункциональная оптоэлектронная мачта вместо привычного перископа, шлюзовая камера для боевых пловцов или комплект необитаемых подводных аппаратов для проделывания проходов в минных полях, имеющийся на борту американских ПЛА типа «Вирджиния».

Есть ли что-либо подобное на борту отечественного «Борея»?

Точные характеристики «Борея» засекречены, но кое-что известно уже сейчас. Помимо секций прочного корпуса, «Борей» использует ряд других механизмов и систем, аналогичных тем, что использовались в конструкции лодок пр. 971 «Щука-Б» и «убийц авианосцев» пр. 949А «Антей». Среди них — ядерная паропроизводящая установка ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и главный турбозубчатый агрегат (паровая турбина с редуктором) ОК-9ВМ. Зудящие насосы теплоносителя и ревущий ТГЗА — одни из главных источников шума. Если все элементы остались прежними — значит, шумовой фон не мог претерпеть значительных изменений. Для сравнения: новый российский многоцелевой атомоход пр. 885 «Ясень» использует похожую ГЭУ, но при этом обладает собственным «ноу-хау», маленькой особенностью, что радикально повышает его скрытность. На малом ходу, в режиме «подкрадывания», ГТЗА отсоединяется от вала специальной муфтой — вращение гребного вала производится с помощью маломощного электродвигателя.

Среди положительных моментов «Борея» хочется отметить его водометный движитель, чье применение должно было снизить шумность при движении подлодки. Среди других атрибутов лодок нового поколения — высокочувствительная сферическая антенна ГАК «Иртыш-Амфора», занимающаяся всю носовую часть корабля. Применение этой схемы, свойственной зарубежным подлодкам, указывает на смену всей парадигмы в отечественном кораблестроении: средствам обнаружения стало уделяться особое внимание.

Применение «устаревшей» реакторной установки ОК-650В вместо набирающих популярность за рубежом малошумных реакторов с упором на естественную циркуляцию теплоносителя, а также с продолжительным сроком службы без необходимости их перезарядки, — решение оправданное.

С одной стороны, никаких особых мер по снижению шумности при работе ЯППУ не производилось — максимум дело ограничилось новыми станинами и лучшей шумовиброизоляцией. И это скверно. С другой стороны, погоня за продолжительным сроком службы тепловыделяющих сборок ни к чему хорошему не приводит: во-первых, все усилия американских конструкторов привели к тому, что срок жизни активной зоны реактора S6W превышает аналогичное значение ОК-650В максимум на 10 лет — не слишком великий результат, при том что сам процесс перезарядки лодочных реакторов не является чем-либо особым или требующим сверхъестественных усилий. Во-вторых, чтобы не ударить в грязь лицом, янки идут на заведомый на подлог — 30 лет без перезарядки? Запросто! Но только при ограниченном количестве выходов в море.

Еще несколько добрых слов об ОК-650В. Установка хорошо освоена отечественным морякам и специалистами-ядерщиками, за 30 лет эксплуатации её конструкция была изучена и «отшлифована» до мелочей. Две ЯППУ этого типа доказали свою надежность, пережив чудовищный взрыв на борту «Курска» и автоматически заглушив свою активную зону. ОК-650В — одна из лучших в мире ЯППУ для подводного флота, и необходимость её замены совсем не так очевидна, как это могло показаться.

С моей личной точки зрения, требования к подлодкам «четвертого поколения» должны определяться их назначением. Некорректно сравнивать задачи и возможности многоцелевых «СиВулфа», «Вирджинии» или «Ясеня» со стратегическими ракетоносцами «Борей». О какой «многофункциональности» и «широком спектре задач» может идти речь, если главная и единственная задача РПКСН — бесшумно выписывать «восьмерки» в глубинах океана и в готовности по первому приказу выпустить свой боекомплект по городам и военным базам «вероятного противника»?

Поколения стратегических ракетоносцев в больше степени определяются ТТХ баллистических ракет, размещенных на их борту, нежели собственными характеристиками подводных кораблей. При том, что шумность «Борея» при прочих равных условиях должна быть ниже, чем у «Кальмаров» и «Дельфинов» предыдущего поколения. Чувствительность гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора» также должна быть выше, чем у любого ГАК, применявшегося на лодках советской постройки — чего стоит гигантская сферическая антенна в носовой части «Борея»! Мощный и надежный реактор. Наличие вплывающей аварийной капсулы, способной вместить в себя весь экипаж из 107 человек.

Главный калибр лодки — 16 твердотопливных баллистических ракет подводного базирования Р-30 «Булава». Еще в период разработки «Булавы» неоднократно звучало мнение о бесполезности данного проекта. Дело в том, что советские и российские РПКСН традиционно комплектуются ракетами с жидкостными реактивными двигателями. Причина проста: по значению удельного импульса ЖРД всегда превосходит РДТТ (жидкостная ракета при одинаковой массе топлива улетит дальше твердотопливной). Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 м/с и более, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с. Вторая проблема — производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества, малейшее колебание влажности/температуры критическим образом отразится на стабильности горения топлива.

Но почему на подлодках западных государств обычно применяют твердотопливные БРПЛ, несмотря на все их кажущиеся недостатки? «Поларис», «Посейдон», «Трайдент»…

У РДТТ свои преимущества, в первую очередь — безопасность хранения. Достаточно вспомнить гибель К-219, чтобы понять, о чем идет речь. Самопроизвольный запуск РДТТ в шахте подводной лодки — явление практически невозможное, в отличие от ЖРД, в котором в любой момент может произойти утечка компонентов топлива. Что касается повышенных требований к условиям хранения твердотопливных ракет — термостабильный контейнер, и никакой угрозы растрескивания/намокания топливных плиток.

Среди других преимуществ РДТТ — относительная дешевизна изготовления и эксплуатации. Термоконтейнер и контроль стабильности параметров твердого топлива не идут ни в какое сравнение с турбонасосными агрегатами, смесительной головкой и запорной арматурой ЖРД. Кроме того, твердое топливо нетоксично. Меньшая длина твердотопливных ракет — отсутствие сепарированной камеры сгорания (сам РДТТ и есть камера сгорания).

Простота запуска — РДТТ не требуется таких сложных и опасных операций, как заполнение топливопроводов и рубашки охлаждения или поддержания наддува в баках. Выполнив данные действия, от старта уже не оказаться (либо произвести слив топливных компонентов и отправить аварийную ракету на завод).

Наконец, последнее условие, чья актуальность увеличивается с каждым годом, — твердотопливные ракеты более стойки к ПРО.

Первая попытка создать ракету «как у американцев» закончилась провалом — на свет появились «лодка, что не помещается в океане» и чудовищная 90-тонная БРПЛ Р-39 (основное вооружение РПКСН пр. 941 «Акула»). Советская промышленность не смогла создать пороха с необходимыми характеристиками, результатом стал неукротимый рост размеров ракеты и носителя.

«Булава» — свежий взгляд на проблему твердотопливных ракет. Генеральному конструктору и бывшему директору МИТ Юрию Соломонову удалось невозможное: в условиях недофинансирования построить твердотопливную БРПЛ приемлемых габаритов, с достойными ТТХ и дальностью пуска 9000+ км. При том частично унифицированную с наземным комплексом «Тополь-М».

И пусть по удельному импульсу, дальности пуска и массе забрасываемой нагрузки «Булава» уступает жидкостной Р-29РМ «Синева» — взамен отечественный подводный флот приобрел простую и безопасную в эксплуатации ракету, которая, безо всякой иронии, превосходит по надежности любую из БРПЛ, стоявших на вооружении ВМФ СССР и России. Сбои происходят уже в процессе полета — но этот вопрос решаем путем проведения новых тестовых пусков и всестороннего изучения результатов (в идеале — постройки стенда для наземных испытания, на который, как обычно, нет средств).

«Булава» и «Бореи» необходимы отечественному флоту. И этот вопрос не подлежит сомнению.

Воднолыжный буксировщик катер «Борей»

Ленинградский эскпериментальный завод спортивного судостроения — единственное в стране предприятие, специализирующееся на выпуске катеров для буксировки воднолыжников. Здесь в 1979 г. в связи с переходом на выпуск стеклопластиковых корпусов вместо деревянных был создан проект первого стеклопластикового катера типа «Барс», предназначенного для обучения начинающих воднолыжников, а также для проведения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту.

За годы эксплуатации серийных буксировщиков типа «Барс» накопилось много полезной информации по модернизации катеров, которая обычно проводилась на местах. Поэтому перед конструкторами завода встал вопрос — модернизировать ли «Барс» или создавать новый проект с учетом уточненных требований тренировочного процесса и возросшего мастерства спортсменов. На состоявшемся в Спорткомитете СССР совещании было принято решение поддержать инициативу завода по созданию нового катера.

Основные данные катера Борей»

Длина габаритная, м5,45
Ширина габаритная, м2,10
Высота борта на миделе, м0,785
Масса с оборудованием, кг920
Экипаж, чел.1
Пассажировместимость, чел.2
Мощность двигателя, л. с.90—320

Проектируя такое судно, конструкторы решили сохранить обводы серийного «Барса», но изменить внутреннюю планировку, повысить общую и местную прочность корпуса, уменьшить угол наклона гребного вала с 16 до 12°, повысить надежность всех узлов управления и монтажа двигательной установки, а также предусмотреть возможность установки любого из четырех типов двигателей: «М100ВС», «М8ЧСПУ-100» с угловым редуктором, «ГАЗ-13» или импортных двигателей фирмы «Маринер» мощностью 280—320 л. с.

Разработка проекта велась на уровне современных требований технической эстетики и эргономики, что дозволило обеспечить удобство расположения водителя, тренера и судей, достаточный обзор акватории, удобную работу с органами управления катера и наблюдение за контрольными приборами. Предусмотрена установка зеркала заднего обзора и приборов контроля скорости катера, что особенно важно во время проведения тренировок и соревнований.

В проекте оригинально решена планировка кокпита: по правому борту расположено место водителя с массивным креслом, которое не закреплено и позволяет центровать катер во время заездов с учетом веса водителя, тренеров и судей. По левому борту установлен диван, на котором тренер и судья размещаются лицом в корму — для наблюдения за спортсменом. Конструкторы позаботились и о водителях, которые нередко в любую погоду проводят за рулем по 5—6 часов — высота ветрового стекла выбрана несколько выше, чем у обычных катеров.

Как правило, на катерах-буксировщиках двигатель находится с центре кокпита и закрывается капотом. Так сделано и на «Борее», однако воздухозаборник устроен несколько необычно — он установлен на носовой палубе и соединен дюритовым шлангом с моторным отделением. За счет скоростного напора двигатель получает необходимый объем воздуха для эффективного сгорания горючего и вентиляции объема под капотом.

На катере смонтирована система подводного газовыхлопа. Топливный бак емкостью 90 л поставлен в корме и соединен резиновым шлангом с заливочной горловиной, утопленной в высадку на кормовой палубе. Так как на палубе в корме отсутствуют утки и другие выступающие детали, отпала необходимость в установке кормовой дуги — отражателя фала. Для удобства работы тренеров с воднолыжниками предусмотрена автоматическая отдача фала.

«Борей» оборудован подъемными рымами (одни на форштевне, два — на транце), что значительно упрощает спуск н подъем катера из воды. Эти же рымы можно использовать и для швартовки.

У кормового среза транца установлен шпигат для слива воды при подъеме катера.

Рулевое управление выполнено в двух вариантах: на тросовой проводке и на жесткой тяге с использованием червячного редуктора от автомобилей «Москвич-2140» или «Жигули». Дистанционное управление дроссельной заслонкой карбюратора — ручное.

Из навигационного оборудования на «Борее» установлены бортовые отличительные и гакабортный огни. На корме предусмотрен забортный трап для выхода лыжников из воды.

Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрингера. Все элементы выполнены из стеклопластика методом контактного формования на основе полиэфирной смолы ПН-609м-21М. Обшивка корпуса имеет толщину около 5 мм (стеклосетка СЭ-01, стеклосатин Т-11-ГВС-9 — три слоя, стеклорогожа ТР-0,56 — три слоя). Для большей прочности по центру днища дополнительно уложены два слоя стеклорогожи.

Толщина палубы составляет около 4 мм (стеклосетка СЭ-01, стекло-сатин — три слоя, стеклорогожа — два слоя).

Днищевой коробчатый стрингер выклеен из шести слоев стеклорогожи ТР-0,56. Он выполняет функцию не только внутреннего набора, обеспечивающего прочность и жесткость днищевого перекрытия, но и фундамента двигателя. Для этого в стрингере отформованы посадочные места под лапы двигателя, что позволяет значительно упростить монтажные работы и повысить качество сборки узла в целом (двигатель — валопровод). Кроме того, в стрингере предусмотрены места для крепления бензобака и аккумулятора 6СТ-75 (6СТ-90).

Как упоминалось выше, на «Борей» возможна установка двигателей в широком мощностном диапазоне — от 90 до 320 л. с.

Для тренировки начинающих воднолыжников, а также для проведения соревнований по фигурному катанию и прыжкам с трамплина вполне приемлема установка двигателей «М8ЧСПУ-100» или «М100ВС», с которыми катер на испытательных пробегах достигал скорости 50—52 км/ч. Модификации катера с такими двигателями в будущем составят основную продукцию завода. Кроме этого, три—пять катеров в год будут комплектоваться двигателями «ГАЗ-13», а по специальным заказам — импортными двигателями «Маринер». Как показали испытания катера «Борей», оборудованного двигателем «ГАЗ-13», воднолыжниками в г. Долгопрудном (Московская обл.), скорость при прохождении слаломной трассы достигает 60 км/ч, что вполне отвечает требованиям правил. Эти варианты буксировщиков предполагается снабдить специально подобранными гребными винтами.

В конца прошлого года опытный образец катера «Борей» проходил всесторонние двухнедельные испытания на Неве и в гребном канале. Многие ленинградцы были свидетелями необычной картины: под падающим снегом по Неве со скоростью 50 км/ч несся катер, лавируя среди льдин, как среди буйков слаломной дистанции. Лыжника «имитировала» маленькая мотолодка, взятая на буксир; скорость с этой лодкой упала до 47 км/ч. На опытном образце катера был установлен отечественный двигатель «М100ВС» мощностью 90 л. с. Швартовные и ходовые испытания убедили в правильности выбранных технических решений и обводов.

В заключение хочется отметить и трудности завода. Несмотря на то, что проект катера предусматривает установку отечественных двигателей «ГАЗ-13» мощностью 180—200 л. с., изготавливаемых Заволжским моторным заводом, до настоящего времени не решен вопрос о серийной конвертации этих двигателей. А ведь именно с этим двигателем «Борен» сможет обеспечивать тренировки и соревнования воднолыжников при существующих нормативах скорости.

Работы по созданию нового катера велись в контакте с Федерацией воднолыжного спорта СССР. Специалисты завода неоднократно обсуждали технические вопросы с членами техкомиссии федерации. Существенную помощь заводу оказали председатель федерации Н. И. Попов, член техкомиссии, И. П. Хренов.

Серийный выпуск катера типа «Борей» завод планирует начать с 1983 г., а в этом году будет изготовлена опытная партия.

Мнение воднолыжника

Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения сделал очередной шаг на пути решения проблемы создания отечественного воднолыжного буксировщика 1 . В предыдущие годы были построены «Нева», «Нева-С», «Триумф», «Барс». И вот, наконец, появился «Борей».

Отмечая все положительные качества новой разработки, следует все же напомнить о существе проблемы: катер должен обеспечивать стабильную скорость 58 км/ч с воднолыжником на буксире. Очевидно, это в первую очередь проблема мощного двигателя и эффективного движителя — гребного винта. К сожалению, еще не налажена конвертация двигателя «ГАЗ-13», удовлетворяющего требованиям по мощности, не организовано производство необходимых редукторов. Все это мешает предприятию наладить серийный выпуск нужного количества отечественных буксировщиков, отвечающих современным требованиям.

Предложенное заводом решение, позволяющее устанавливать различные модели отечественных и зарубежных стационарных двигателей, открывает путь к созданию целого семейства катеров-буксировщиков, предназначенных для обслуживания различных видов воднолыжного многоборья. На основе базовой модели за счет установки двигателей различной мощности можно выпускать специализированные катера только для фигурного катания, для начальной подготовки воднолыжников по всем видам троеборья, а также для слалома и прыжков с трамплина, обеспечивающие соревнования самого высокого ранга.

Ссылка на основную публикацию