Где находится Цимлянское водохранилище, этапы создания уникального резервуара

История создания Цимлянского водохранилища

Как известно, идея соединения Волги с Доном возникла свыше 3-х столетий назад. Уже тогда ощущались затруднения в развитии торговли из-за того, что многоводная Волга впадала в замкнутое Каспийское море и не имела связи с соседними реками, впадающими в открытые моря. Огромная водная система Волги с ее многочисленными притоками представляла собой лишь обособленный водный путь внутреннего значения. Между тем, меридиональное направление течения Волги, наличие на севере и юге страны открытых морей создавали возможность изыскания выходов речных судов в морские порты. К 1940 году по этому вопросу насчитывалось более 550 отдельных монографий и статей, в которых предлагалось около 30 различных проектов создания нового водного пути между Волгой и Доном. Ценность всех этих проектов и схем, разработанных с различной степенью подробности, заключается в том, что ими были выявлены почти все возможные варианты для обеспечения выхода из Волги в южном направлении.

А наилучшее решение проблемы Волгодонского соединения наметились в районе Сталинграда (ныне Волгоград).В этом районе были проведены достаточно подробные топографические изыскания, позволившие выбрать место соединения и направление трассы канала, близкие к тем, которые и сейчас определяются как наиболее целесообразные. Обследования и проектные проработки также показали нецелесообразность соединения Волги и Дона через систему их верхних притоков и трудности создания на этом направлении глубоководного пути. Точно так же произведенные проработки установили отсутствие преимуществ речного соединения по Манычскому направлению (от устья Волги через углубленный Маныч в Дон в районе станицы Багаевской) перед вариантом соединения Сталинград – Калач-на-Дону.

В 1948 году Советом Министров СССР было принято решение построить Волго-Донской путь, состоящий из:

  • 1. Судоходного канала – длиной 101 км с 13 судоходными шлюзами; 3 насосными станциями; 13 плотинами и дамбами; 7 водосбросами и водоспусками; 2 аварийно-ремонтными заграждениями; 8 мостами; приканальной автомобильной дорогой длиной в 100 км.
  • 2. Цимлянского гидроузла – в составе земляной плотины длиной 12,75 км; водосливной бетонной плотины длиной 495,5 м; гидроэлектростанции с установленной мощностью в 160 тысяч кВт; двух судоходных шлюзов; судоходного канала между шлюзами (№№ 14 и 15) длиной 4,9 км; головного ирригационного сооружения; железнодорожного и шоссейного переходов по плотине.
  • 3. Донского магистрального оросительного канала – от головного водозаборного сооружения в плотине Цимлянского гидроузла до головного сооружения Нижнее-Донского распределительного канала длиной 27 км; Нижнее-Донского распределительного канала длиной 72,9 км; Азовского распределительного канала длиной 92,2 км.

Цимлянское водохранилище образованно плотиной Цимлянской ГЭС на реке Дон. Заполнение водохранилища происходило в течение 1952 – 1955 г.г. Расположено на территории Ростовской (около 1/3 площади водной поверхности) и Волгоградской областей. На месте устьевых участков основных притоков Дона – рек Цимлы, Чира, Аксая и др. образовались заливы шириной до 5 км и длиной в 15 – 30 км.

Рис. 1. Карта Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского водохранилища (1956 год)

При заполнении чаши Цимлянского водохранилища были затоплены пойменные луга и некоторые исторические станицы, связанные с именами Разина, Пугачева. По официальным данным, в начале 1950-х годов при строительстве водохранилища было затоплено более 50 деревень. Согласно найденным дореволюционным документам, почти в каждой из них был православный храм. В зону затопления водохранилища попал и исторический памятник – хазарская город-крепость Саркел. Под водохранилище занята территория 263,6 тыс. га, в том числе: усадьбы и огороды 9,6 тыс. га; сады и виноградники 0,7 тыс. га; пашня 35,7 тыс. га; сенокос 71,1 тыс. га; выгон 78,2 тыс. га; лес и кустарники 30,1 тыс. га. В зону подтопления попали 164 сельских населенных пункта и частично город Калач-на-Дону. Общее количество переселенных дворов 13 716, мелких промышленных объектов 507 с количеством строений 1 644 .

В зону затопления попали участки железнодорожной линии Волгоград –Лихая на перегоне разъездов Дмитриевка – Кумовка и в местах пересечения линией подпираемых притоков Дона – рек Лиски и Донской Царицы. В связи с этим были произведены работы по переносу или укреплению насыпей дороги, а также построен новый Чирский мост через Дон. На новые места перенесен ряд участков автомобильных дорог и воздушных линий связи.

Под переселение попали все 164 населенных пункта – хутора и станицы на территории Ростовской и Сталинградской областей. Уезжать от наступающего моря приходилось на разное расстояние. В одних случаях было достаточно передвинуть свой дом вверх по склону на несколько сотен метров, в других случаях пришлось отправиться в путешествие на несколько десятков километров. Переселение началось уже в 1948 года, с переноса станиц у строительной площадки гидроузла. Населенные пункты, лежащие выше по течению Дона и Цымлы, переселились вплоть до 1955 года включительно, по мере заполнения ложа водохранилища.

Рис. 2. План перенесения населенных пунктов из зоны затопления Цимлянского водохранилища

Для большей наглядности приведены границы Волгодонска, Цимлянска и станицы Красноярская. Направления переселения указаны стрелками. На схему в целях лучшего воприятия схемы не нанесены несколько небольших хуторов из зоны затопления, а также не отмечены направления переселения в направлении станицы Романовской. Следует учитывать, что в районный центр переезжали переселенцы из всех затапливаемых станиц. К примеру, из Красного Яра в Романовскую выехало около четверти всех дворов.

Новые укрупненные станицы, в подавляющем числе случаев сохранившие свои старые названия, старались размещать на берегах заливов и естественных убежищ на водохранилище. Крупнейшие прибрежные станицы, такие как Соленовская, Красный Яр, Калининская, Терновская, Жуковская были распланированы и отстроены на берегах заливов. В Калининской и Жуковской оборудовались пристани и убежища от штормов для кораблей речного флота. Небольшие хутора, сохранившие статус отдельных населенных пунктов, могли разместиться в некотором удалении от воды и на незащищенным побережье.

Из-за нехватки земли некоторые станицы располагали в глубине степи, а на новом месте условия жизни оказывались гораздо хуже. Самым ярким примером подобного рода стало переселение станицы Кумшацкая (более 900 жителей). Станица располагалась в нижнем течении Кумшака, недалеко от его впадения в Дон, на месте Цимлянского судомеханического завода и старой городской автобусной станции. В зону затопления станица не попадала, но ее территория все равно отходила под строительную площадку правобережной части плотины. Новое место станицы подобрали 13 километров от старого в глухой степи, на берегу реки Кумшак, вдалеке от любых дорог. «Официальное» переселение тогда сорвалось – на новое место переехали не более половины станичников, а остальные по большей части переселились на хутор Сиволобов (через 20 лет он вольется в состав станицы Красноярской).

Водами Цимлянского водохранилища намечалось оросить 600 тысяч га и обводнить 2 миллиона га плодородных земель. Одной из важнейших функций водохранилища является осуществление многолетнего регулирования стока. Этим занимается Межведомственная рабочая группа по установлению режимов работы Цимлянского водохранилища при Донском бассейновом управлении.

На его берегах расположены города Калач-на-Дону (26 тысяч жителей), Цимлянск (16 тысяч жителей), Волгодонск (170 тысяч человек).

Где находится и зачем создано цимлянское водохранилище

Цимлянское водохранилище является водохранилищем на речке Дон и располагается на территории таких областей, как Ростовская и Волгоградская.

Площадь водохранилища составляет 2700 километров квадратных с объемом в 23,9 кубических километров, с длиной в 180 километров, с максимальной шириной в 30 километров и средней глубиной в 8,8 метров. Образовано Цимлянское водохранилище при строительстве Цимлянской ГЭС. Строительство данной ГЭС было начато в 1948 г. Заполнено водохранилище было в 1952-1953 гг. В зону затопления данного водохранилища попал такой исторический памятник, как Саркел – хазарский город-крепость. Создание Цимлянского водохранилища привело к значительным изменениям гидрологического изменения в Азовском море и существенному уменьшению продуктивности данного моря.

До зарегулирования Дона соленость Азовского моря была в 3 раза меньше среднего уровня солености океана. Ее величина на поверхности менялась от одного промилле в устье речки Дон до 10,5 промилле в центре моря и 11,5 промилле около Керченского пролива. После того, как был создан Цимлянский гидроузел, уровень солености моря начал повышаться – до тринадцати промилле в центре. Крупными портами являются Волгодонск и Калач-на-Дону.

При значительных ветрах, скорость которых составляет 20 метров за секунду, водохранилище становится бурным, высота волн может достигать 2,5-3,5 метров. Проблемы, которые в последнее время представляют серьезную угрозу водохранилищу, связанные со значительным загрязнение воды сточными водами, развитием сине-зеленых вредных водорослей, заилением ложа водохранилища, разрушением берегов, снижением уровня рыбопродуктивности. Предотвратить данный проблемы можно при помощи реализации проекта, который носит название «Спаси море», который стартовал 26 числа ноября месяца 2011 г.

Зона берега Цимлянского водохранилища входит в состав такого природного парка, как «Цимлянские пески». Данный парк является одним из самых красивых мест для отдыха. В 40-ка километрах от города Волгограда располагается Государственный архитектурный и историко-этнографический музей заповедник под названием «Старая Сарепта».

Цимлянское водохранилище является самым продуктивным водохранилищем по вылову рыбы на территории нашей страны. В устьях речек, которые впадают в водохранилище, есть масса заводей и плесов, где в обилии обитает белая рыба, такая как караси, сазаны, карпы, густера, а также плотва. Из хищников в водохранилище водятся окуни, щуки, судаки и сомы. Рыбаков на водохранилище можно увидеть в любое время года – и в летний период и в зимнее время. Они запасаются необходимыми снастями и отправляются на рыбалку. Даже рыбаки-новички не уходят отсюда с нулевым уловом – в любом хотя бы небольшой улов гарантирован. А вот бывалые рыбаки уже знают наиболее фартовые места и стараются с раннего утра их занять. Но этой не всегда получается, так как желающих поймать трофей масса и скрыть козырное место здесь очень трудно.

Цимлянское водохранилище является одним из самых больших искусственных водоемов России, за что получило название «Цимлянское море». И оно действительно напоминает море: широкие песчаные пляжи, крупные порта на берегах. В хорошую погоду поверхность водоема гладкая, как зеркало, но с появлением ветра создаются волны, которые порой могут достигать высоты в 3 м. Вода здесь чистая, несмотря на наличие водного транспорта.

Кроме своего главного предназначения в качестве источника питьевой воды, водохранилище также выступает значительным хозяйственным объектом, поставляя воду на поля, благодаря чему собираются хорошие урожаи зерновых культур.

История: Цимлянское водохранилище образовалось в 1952 году на реке Дон в Ростовской и Волгоградской областях во время строительства Цимлянской ГЭС. Заполнение осуществлялось 3 года.

Особенности: в биологическом и промышленном отношении водохранилище делится на четыре плеса: Верхний, Чирский, Потемкинский и Приплотинный.

Где находится: Цимлянск, Ростовская область.

Географические координаты: широта 47°41’58″N, долгота 42°36’59″E.

Подробная карта Цимлянского водохранилища с городами и дорогами. (нажмите на картинку, чтоб увеличить)

Огромная карта Цимлянского водохранилища, здесь видно даже названия отдельных островов.

Расстояние: 280 км от Ростова-на-Дону.

Как доехать: в направлении города Волгодонска по трассе Ростов-на-Дону — Волгодонск через хутор Веселый и город Семикаракорск, затем из Волгодонска по трассе на Котельниково примерно в 25 км с левой стороны находится водохранилище. Дорога ровная, грунтовая, без перепадов и колеи, поэтому не создаст трудностей даже владельцам низких автомобилей.

Высота над уровнем моря: 35 м.

Площадь: 2700 кв. км.

Объем воды: 23,9 куб. км.

Средняя глубина: 8,8 м.

Максимальная глубина: 30 м.

Источники водоснабжения: в водохранилище впадают речка Дон и 15 притоков небольших рек, среди которых Чир, Карповка, Аксай Курмоярский, Аксай Есауловский, Цимла.

Населенные пункты на берегу: города Цимлянск, Калач-на-Дону, Волгодонск.

Дно: практически во всех местах водохранилища дно песчаное с галечными участками небольших размеров.

Рыбалка: рыболовы очень любят ездить сюда на рыбалку, ведь еще не один не вернулся с водохранилища без богатого улова. Здесь обитает 39 видов рыб, больше всего водится сазана, щуки, судака, плотвы, карася, леща, густера, чехоня и синеца. Особенно рыбалка продуктивна на плесах, в устьях рек и заводях.

Водохранилище считается лучшим местом для ловли рыбы на юге страны, поэтому к нему круглый год едут рыбаки с разных регионов.

Видео: «Клевое место». Цимлянское водохранилище

Видео: Цимлянское водохранилище

Зимняя рыбалка. Цимлянское водохранилище.

Отдых: Цимлянское водохранилище отличается очень живописными прибрежными ландшафтами, где можно хорошо отдохнуть. На берегу со стороны Цимлянска, расположены равнины с рощами и небольшими обрывами, а со стороны Волгодонска — красивейшие густые рощи без обрывов, с заводями и пологим выходом к воде. Сказочная природа, чистейший воздух и благоприятный климат притягивают сюда на отдых и рыбалку не только местных жителей, но и гостей, живущих в других городах России.

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта – скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье – хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра – на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Читайте также:  Рыбалка летом: выбор наживки и прикормки, места и время ловли

Цимлянское водохранилище — водохранилище на реке Дон в Волгоградской и Ростовской областях. Площадь 2700 км², объём 23,9 км³, длина 180 км, максимальная ширина 30 км, средняя глубина 8,8 м. Цимлянское водохранилище образовано в процессе строительства Цимлянской ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1948 году. Заполнено в 1952—1953 годах. В зону затопления водохранилища попал исторический памятник хазарская город-крепость Саркел. Создание водохранилища привело к существенному изменению гидрологического режима Азовского моря и резкому уменьшению его продуктивности.

Соленость моря до зарегулирования Дона была в три раза меньше средней солености океана. Величина её на поверхности изменялась от 1 промилле в устье Дона до 10,5 промилле в центральной части моря и 11,5 промилле у Керченского пролива. После создания Цимлянского гидроузла соленость моря начала повышаться (до 13 промилле в центральной части). Крупные порты: Волгодонск, Калач-на-Дону. Самое продуктивное водохранилище в России по вылову рыбы. В устьях впадающих рек имеется множество плёсов и заводей, где обитают белая рыба: карась, сазан, карп, густера и плотва, белый амур, ловля завезённых рыб. Из хищников: щуки, окуня, судака, сома.

Tsimlyanskoe Reservoir – Reservoir on the River Don , Volgograd and Rostov regions . Area 2700 km ², volume 23.9 km ³, length of 180 km and a maximum width of 30 km , the average depth of 8.8 m Tsimlyansk reservoir formed in the process of building Tsimlyanskaya GES . Construction of power plant began in 1948 . Completed in 1952-1953 . In a flood zone reservoir hit historic monument Khazar fortress city Sarkel . Creating a reservoir led to a substantial change in the hydrological regime of the Sea of ​​Azov and the sharp decrease in its productivity .

Salinity of the sea before the regulation Don was three times less than the average ocean salinity . Its value on the surface varied from 1 ppm in the mouth of the Don to 10.5 ppm in the central part of the sea , and 11.5 ppm in the Kerch Strait. After creating Tsymlyansk hydro salinity of the sea began to rise (up to 13 ppm in the central part ) . Major ports : Volgodonsk Kalach -on-Don . Most productive reservoir in the Russian catch of fish. In the mouths of the rivers flowing into it , and there are many stretches of creeks , home to white fish : carp , carp , carp, bream and roach . Of predators : pike, perch , walleye , catfish.

Постоянная ссылка на файл – http://сайт/load/0-0-0-602-20

Цимлянское водохранилище – водоем, который является уникальным в своем роде. Дело в том, что это единственное сооружение подобного типа, которое находится на реке Дон. Оно находится на территории сразу двух областей: Ростовской и Волгоградской. Главная часть плотины резервуара находится около города Цимлянск.

История и цель создания

Стоит заметить, что строительство Цимлянского водохранилища является довольно масштабным проектом, который начался в 1948 и был окончен в 1953 году. Полное заполнение водоема произошло в год окончания работ.

Сразу после создания резервуара годовой сток Дона стал падать и от отметки двадцать девять кубических километров снизился до восемнадцати. Полный объем водохранилища составляет двадцать три кубических километра, из них двенадцать – это полезный объем.

Наибольшая ширина резервуара составляет тридцать восемь километров, а глубина тридцать метров. Чаша водохранилища -это большой котлован с тремя расширениями, которые находятся в устьях рек Чир, Аксай, Курмоярский и Цимла.

Этот водоем был создан с одной-единственной целью: необходима была определенная глубина для того, чтобы обеспечить судоходство. Волго-Донской путь стал основой судоходства Волгоградской и Ростовской областей.

Также это позволило обеспечить получение электроэнергии на ГЭС. Электричество необходимо для обеспечения жизнедеятельности людей и всего происходящего вокруг.

Цимлянское водохранилище создано много лет назад, но оно не утратило своей значимости и по сей день. При его помощи были созданы условия для самостоятельного и беспрерывного орошения засушливых земель. Это происходит вдоль всего течения по рекам нижнего Дона Салу, Манычу и других земель, которые прилегают к Цимлянскому водохранилищу.

Зона затопления земель

Там, где находится цимлянское водохранилище, раньше была территория, которая имеет площадь более двухсот пятидесяти гектаров земли. Это были усадьбы и огороды, сады и виноградники, пашни и сенокосы. Когда происходит подтопление, в его зону попадают более ста пятидесяти населенных пунктов и частично город Калач-на-Дону.

Когда водохранилище было полностью заполнено, то под водой оказался исторический памятник – хазарская город-крепость Саркел.

Когда произошло затопление, в его зону вошли участки железнодорожной линии Волгоград-Лихая. Это произошло на перегоне разъездов Дмитриевка – Кумовка и в местах пересечения линий притоков Дона и Лиски. В результате этого были произведены работы по переносу и укреплению насыпей дороги и построен мост через Черский пролив.

Во многих исторических изданиях были описаны подробности переселения большого количества жителей Владимирской и Ростовской областей.

Использование и последствия для экологии

Цимлянское водохранилище часто используется для ирригации. В Волгодонске был построен Донской магистральный канал, который возводился одновременно с Цимлянской ГЭС.

Для того чтобы проводить периодические орошения , из водохранилища забирают около двух кубических километров воды. На этом искусственном море , находятся крупные порты – Волгодонск и Калач-на-Дону. На самом берегу резервуара находится Ростовская АЭС.

Важно заметить, что после создания водохранилища изменился гидрологический режим Азовского моря и уменьшилась его продуктивность. Соленость моря была ниже солености океана, и составляла около 10 промилле в центральной части моря. После того как цимлянское водохранилище было введено в эксплуатацию, соленость моря начала повышаться и уже находится на отметке в 13 промилле.

Экологи не дают однозначного ответа, привело ли создание Цимлянского резервуара к улучшению экологического состояния природы и жизни людей, но одно известно точно: оно принесло пользу.

Достопримечательности места

Усилиями местных властей на территории Цимлянского района был создан уникальный экспедиционно-краеведческий полевой лагерь. Это было задумано с целью того, чтобы дать возможность его участникам проводить различные археологические исследования. Они проходят на берегу Цимлянского водохранилища недалеко от станицы Хорошевской. Участники экспедиции получили уникальное задание – отыскать старую мощеную дорогу, которая была создана во времена Петра Первого: так называемый Петровский тракт. По нему в Черкасскую крепость возили мергелевые блоки, когда разбиралось Цимлянское городище на правом берегу Дона.

Во время проведения археологических раскопок были найдены:

  • Монеты семнадцатого века;
  • Пуговицы;
  • Пряжки;
  • Украшения из бронзы, золота, серебра;
  • Прочие ценности.

Археологи очень ценят все, что было обнаружено в ходе многочисленных экспедиций.

Итоги создания уникального резервуара таковы:

  • Появилось большое водохранилище, которое позволило сделать большой запас воды;
  • Создался уникальный природный участок экосистемы;
  • Повысился соляной баланс в Азовском море;
  • Появилась возможность ирригации ближайшей местности;
  • Открылись новые пути для судоходства.

Из всего этого можно сделать вывод, что резервуар воды, безусловно, нужен. Но важно следить за всеми изменениями окружающей среды, которые возникают в процессе его создания.

Цимлянское водохранилище

Про Цимлянское водохранилище, построенное в послевоенное время, ходит множество различных слухов. Говорят, что строили его пленные немцы и заключенные, признанные врагами народа, во время строительства умирали тысячи людей, которых закапывали тут же на месте строительства, то есть оно стоит, можно сказать, на костях. Но самое странное и таинственное происходит именно в воде, свидетелями одного странного происшествия мы и стали.

Водохранилище было построено на месте жилых поселков, то есть людей переселили, дома какие снесли, какие оставили, а местность затопили, затопили со свежими кладбищами, на которых были похоронены погибшие во время войны, с церквями и часовнями. И вот есть у нас такое поверье, что когда водохранилище затапливали, часть людей не ушла из одной из деревень, а заперлись они в церкви и стали молиться, и естественно церковь ушла под воду вместе с молящимися людьми, и теперь, когда сходит вода, почти посередине водохранилища обнажается крест, который стоял на куполе той церкви, а по ночам на том месте люди видят свечение, и говорят, что слышно пение церковного хора!

Ну вот, мы как люди очень интересующиеся решили сплавать на то место и посмотреть на крест. Взяли с собой резиновую лодку, провианта на день и отправились блуждать, так как местность мы не знаем, живем в соседнем городе. Блуждали мы долго, решили сделать привал. Развели костер, поужинали и решили сесть в лодку и просто поговорить, лодка была привязана к валуну и мерно приятно покачивалась на волнах, мы сидели и разговаривали, ярко светила луна, и мы сами не заметили как уснули прямо в лодке.
Проснулись мы одновременно от какого-то непонятного шума и щемящего чувства, которое ему сопутствовало. Открыв глаза, мы сначала не поняли где находимся, видимо, пока мы спали поднялся ветер, веревка, фиксирующая лодку, развязалась, и нас отнесло течением почти на середину водохранилища. Но мы никак не могли понять что за монотонный гул здесь стоит, ощущение как будто кто-то низким голосом тянет букву “М”. Начали оглядываться по сторонам, может, баржа где стоит или, того хуже, плывет, но баржи мы не увидели, зато увидели крест, который величественно возвышался над водой.
Мы достали фонарики и решили подплыть к нему поближе, чтобы рассмотреть. Невиданное везение, мы-то думали, что не найдем его, ведь мы даже точно не знали где он находится, и тут вот он, сам нас нашел. Подплыв мы начали его рассматривать, он был местами позеленевший, местами покрытый ракушками и водорослями, мы решили его сфотографировать, Макс достал камеру и начал лазить в настройках, выставляя ночной режим. Но неожиданно он вскрикнул и уронил камеру (черт побери!) в воду, ну такого мы от него не ожидали, ведь своим фотиком он дорожил, наверное, больше всего. А он продолжал верещать как девчонка, увидевшая дохлую мышь, и тыкать пальцами в сторону воды. Мы догадались, что наверное туда надо посмотреть, когда мы туда взглянули, наши тела как будто парализовало. Мы смотрели в воду и от страха не могли оторваться. Из-под воды на нас смотрели мертвые лица, полуистлевшие, с пустыми глазницами и открытыми ртами, они смотрели на нас, и мы не могли сдвинуться с места, немой крик, навеки застрявший в их глотках, звучал в наших головах заунывным “МММ. “. Они тянули к нам свои синие костлявые руки с черными длинными ногтями и не отрываясь смотрели на нас бездной своих пустых глазниц.
Из ступора нас вывел звон колоколов, церковных колоколов, звучащих как будто из-под воды, лица и руки начали удаляться вглубь, а мы смогли шевелиться, схватили весла и начали изо всех сил грести, кому не хватило весел – греб руками, молча, не произнося ни звука, мы даже не знали в какую сторону плыть, но не сговариваясь гребли в одном направлении, и только когда мы доплыли до берега и выбрались на сушу, заметили, что уже рассвело.

Даже между собой мы никогда не обсуждали эту тему – слишком ужасны воспоминания, но я до сих пор вижу во сне эти лица. Чего они хотели? Может, они хотят, чтобы их похоронили по-людски в земле, а может, ищут живых, тех, кто их там бросил. Но эти вопросы остаются без ответа, и из года в год эти люди продолжают служить свою призрачную мессу.

Новость отредактировал Оляна – 15-01-2013, 16:39

Где находится цимлянское водохранилище. История создания цимлянского водохранилища

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта – скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье – хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра – на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Цимлянское водохранилище — водохранилище на реке Дон в Волгоградской и Ростовской областях. Площадь 2700 км², объём 23,9 км³, длина 180 км, максимальная ширина 30 км, средняя глубина 8,8 м. Цимлянское водохранилище образовано в процессе строительства Цимлянской ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1948 году. Заполнено в 1952—1953 годах. В зону затопления водохранилища попал исторический памятник хазарская город-крепость Саркел. Создание водохранилища привело к существенному изменению гидрологического режима Азовского моря и резкому уменьшению его продуктивности.

Читайте также:  Рыбалка на Оби: особенности ловли рыбы на реке в разную пору года

Соленость моря до зарегулирования Дона была в три раза меньше средней солености океана. Величина её на поверхности изменялась от 1 промилле в устье Дона до 10,5 промилле в центральной части моря и 11,5 промилле у Керченского пролива. После создания Цимлянского гидроузла соленость моря начала повышаться (до 13 промилле в центральной части). Крупные порты: Волгодонск, Калач-на-Дону. Самое продуктивное водохранилище в России по вылову рыбы. В устьях впадающих рек имеется множество плёсов и заводей, где обитают белая рыба: карась, сазан, карп, густера и плотва, белый амур, ловля завезённых рыб. Из хищников: щуки, окуня, судака, сома.

Tsimlyanskoe Reservoir – Reservoir on the River Don , Volgograd and Rostov regions . Area 2700 km ², volume 23.9 km ³, length of 180 km and a maximum width of 30 km , the average depth of 8.8 m Tsimlyansk reservoir formed in the process of building Tsimlyanskaya GES . Construction of power plant began in 1948 . Completed in 1952-1953 . In a flood zone reservoir hit historic monument Khazar fortress city Sarkel . Creating a reservoir led to a substantial change in the hydrological regime of the Sea of ​​Azov and the sharp decrease in its productivity .

Salinity of the sea before the regulation Don was three times less than the average ocean salinity . Its value on the surface varied from 1 ppm in the mouth of the Don to 10.5 ppm in the central part of the sea , and 11.5 ppm in the Kerch Strait. After creating Tsymlyansk hydro salinity of the sea began to rise (up to 13 ppm in the central part ) . Major ports : Volgodonsk Kalach -on-Don . Most productive reservoir in the Russian catch of fish. In the mouths of the rivers flowing into it , and there are many stretches of creeks , home to white fish : carp , carp , carp, bream and roach . Of predators : pike, perch , walleye , catfish.

Постоянная ссылка на файл – http://сайт/load/0-0-0-602-20

Цимлянское водохранилище – водоем, который является уникальным в своем роде. Дело в том, что это единственное сооружение подобного типа, которое находится на реке Дон. Оно находится на территории сразу двух областей: Ростовской и Волгоградской. Главная часть плотины резервуара находится около города Цимлянск.

История и цель создания

Стоит заметить, что строительство Цимлянского водохранилища является довольно масштабным проектом, который начался в 1948 и был окончен в 1953 году. Полное заполнение водоема произошло в год окончания работ.

Сразу после создания резервуара годовой сток Дона стал падать и от отметки двадцать девять кубических километров снизился до восемнадцати. Полный объем водохранилища составляет двадцать три кубических километра, из них двенадцать – это полезный объем.

Наибольшая ширина резервуара составляет тридцать восемь километров, а глубина тридцать метров. Чаша водохранилища -это большой котлован с тремя расширениями, которые находятся в устьях рек Чир, Аксай, Курмоярский и Цимла.

Этот водоем был создан с одной-единственной целью: необходима была определенная глубина для того, чтобы обеспечить судоходство. Волго-Донской путь стал основой судоходства Волгоградской и Ростовской областей.

Также это позволило обеспечить получение электроэнергии на ГЭС. Электричество необходимо для обеспечения жизнедеятельности людей и всего происходящего вокруг.

Цимлянское водохранилище создано много лет назад, но оно не утратило своей значимости и по сей день. При его помощи были созданы условия для самостоятельного и беспрерывного орошения засушливых земель. Это происходит вдоль всего течения по рекам нижнего Дона Салу, Манычу и других земель, которые прилегают к Цимлянскому водохранилищу.

Зона затопления земель

Там, где находится цимлянское водохранилище, раньше была территория, которая имеет площадь более двухсот пятидесяти гектаров земли. Это были усадьбы и огороды, сады и виноградники, пашни и сенокосы. Когда происходит подтопление, в его зону попадают более ста пятидесяти населенных пунктов и частично город Калач-на-Дону.

Когда водохранилище было полностью заполнено, то под водой оказался исторический памятник – хазарская город-крепость Саркел.

Когда произошло затопление, в его зону вошли участки железнодорожной линии Волгоград-Лихая. Это произошло на перегоне разъездов Дмитриевка – Кумовка и в местах пересечения линий притоков Дона и Лиски. В результате этого были произведены работы по переносу и укреплению насыпей дороги и построен мост через Черский пролив.

Во многих исторических изданиях были описаны подробности переселения большого количества жителей Владимирской и Ростовской областей.

Использование и последствия для экологии

Цимлянское водохранилище часто используется для ирригации. В Волгодонске был построен Донской магистральный канал, который возводился одновременно с Цимлянской ГЭС.

Для того чтобы проводить периодические орошения , из водохранилища забирают около двух кубических километров воды. На этом искусственном море , находятся крупные порты – Волгодонск и Калач-на-Дону. На самом берегу резервуара находится Ростовская АЭС.

Важно заметить, что после создания водохранилища изменился гидрологический режим Азовского моря и уменьшилась его продуктивность. Соленость моря была ниже солености океана, и составляла около 10 промилле в центральной части моря. После того как цимлянское водохранилище было введено в эксплуатацию, соленость моря начала повышаться и уже находится на отметке в 13 промилле.

Экологи не дают однозначного ответа, привело ли создание Цимлянского резервуара к улучшению экологического состояния природы и жизни людей, но одно известно точно: оно принесло пользу.

Достопримечательности места

Усилиями местных властей на территории Цимлянского района был создан уникальный экспедиционно-краеведческий полевой лагерь. Это было задумано с целью того, чтобы дать возможность его участникам проводить различные археологические исследования. Они проходят на берегу Цимлянского водохранилища недалеко от станицы Хорошевской. Участники экспедиции получили уникальное задание – отыскать старую мощеную дорогу, которая была создана во времена Петра Первого: так называемый Петровский тракт. По нему в Черкасскую крепость возили мергелевые блоки, когда разбиралось Цимлянское городище на правом берегу Дона.

Во время проведения археологических раскопок были найдены:

  • Монеты семнадцатого века;
  • Пуговицы;
  • Пряжки;
  • Украшения из бронзы, золота, серебра;
  • Прочие ценности.

Археологи очень ценят все, что было обнаружено в ходе многочисленных экспедиций.

Итоги создания уникального резервуара таковы:

  • Появилось большое водохранилище, которое позволило сделать большой запас воды;
  • Создался уникальный природный участок экосистемы;
  • Повысился соляной баланс в Азовском море;
  • Появилась возможность ирригации ближайшей местности;
  • Открылись новые пути для судоходства.

Из всего этого можно сделать вывод, что резервуар воды, безусловно, нужен. Но важно следить за всеми изменениями окружающей среды, которые возникают в процессе его создания.

Цимлянское водохранилище является водохранилищем на речке Дон и располагается на территории таких областей, как Ростовская и Волгоградская.

Площадь водохранилища составляет 2700 километров квадратных с объемом в 23,9 кубических километров, с длиной в 180 километров, с максимальной шириной в 30 километров и средней глубиной в 8,8 метров. Образовано Цимлянское водохранилище при строительстве Цимлянской ГЭС. Строительство данной ГЭС было начато в 1948 г. Заполнено водохранилище было в 1952-1953 гг. В зону затопления данного водохранилища попал такой исторический памятник, как Саркел – хазарский город-крепость. Создание Цимлянского водохранилища привело к значительным изменениям гидрологического изменения в Азовском море и существенному уменьшению продуктивности данного моря.

До зарегулирования Дона соленость Азовского моря была в 3 раза меньше среднего уровня солености океана. Ее величина на поверхности менялась от одного промилле в устье речки Дон до 10,5 промилле в центре моря и 11,5 промилле около Керченского пролива. После того, как был создан Цимлянский гидроузел, уровень солености моря начал повышаться – до тринадцати промилле в центре. Крупными портами являются Волгодонск и Калач-на-Дону.

При значительных ветрах, скорость которых составляет 20 метров за секунду, водохранилище становится бурным, высота волн может достигать 2,5-3,5 метров. Проблемы, которые в последнее время представляют серьезную угрозу водохранилищу, связанные со значительным загрязнение воды сточными водами, развитием сине-зеленых вредных водорослей, заилением ложа водохранилища, разрушением берегов, снижением уровня рыбопродуктивности. Предотвратить данный проблемы можно при помощи реализации проекта, который носит название «Спаси море», который стартовал 26 числа ноября месяца 2011 г.

Зона берега Цимлянского водохранилища входит в состав такого природного парка, как «Цимлянские пески». Данный парк является одним из самых красивых мест для отдыха. В 40-ка километрах от города Волгограда располагается Государственный архитектурный и историко-этнографический музей заповедник под названием «Старая Сарепта».

Цимлянское водохранилище является самым продуктивным водохранилищем по вылову рыбы на территории нашей страны. В устьях речек, которые впадают в водохранилище, есть масса заводей и плесов, где в обилии обитает белая рыба, такая как караси, сазаны, карпы, густера, а также плотва. Из хищников в водохранилище водятся окуни, щуки, судаки и сомы. Рыбаков на водохранилище можно увидеть в любое время года – и в летний период и в зимнее время. Они запасаются необходимыми снастями и отправляются на рыбалку. Даже рыбаки-новички не уходят отсюда с нулевым уловом – в любом хотя бы небольшой улов гарантирован. А вот бывалые рыбаки уже знают наиболее фартовые места и стараются с раннего утра их занять. Но этой не всегда получается, так как желающих поймать трофей масса и скрыть козырное место здесь очень трудно.

Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря

Переселение. Картина неизвестного художника из фондов Жуковского краеведческого музея. Дается по книге Людмилы Чулковой и Александра Тихонова “Волгодонск. Люди, факты, события”

В 2015 году исполняется 67 лет с начала строительства Цимлянского гидроузла и Волго-Донского судоходного канала. Одной из страниц истории этой стройки стало массовое переселение жителей хуторов и станиц, попавших в зону затопления. Рассказы о быте переселенцев и некоторые истории об этом неоднократно публиковались в местной печати и краеведческих альманахах. В данной статье мы рассмотрим общую схему переселения в границах современной Ростовской области и постараемся ответить на вопросы «откуда и куда» были перенесены населенные пункты, оказавшиеся на дне степного моря.

Под переселение попали более 150 хуторов и станиц на территории Ростовской и Сталинградской областей. Уезжать от наступающего моря приходилось на разное расстояние. В одних случаях было достаточно передвинуть свой дом вверх по склону на несколько сотен метров, в других случаях пришлось отправиться в путешествие на несколько десятков километров. Переселение началось уже в 1948 года, с переноса станиц у строительной площадки гидроузла. Населенные пункты, лежащие выше по течению Дона и Цымлы, переселились вплоть до 1950 года включительно, по мере заполнения ложа водохранилища.


План перенесения населенных пунктов из зоны затопления Цимлянского водохранилища. Для большей наглядности приведены границы Волгодонска, Цимлянска и станицы Красноярская. Направления переселения указаны стрелками. На схему в целях лучшего воприятия схемы не нанесены несколько небольших хуторов из зоны затопления, а также не отмечены направления переселения в направлении станицы Романовской. Следует учитывать, что в районный центр переезжали переселенцы из всех затапливаемых станиц. К примеру, из Красного Яра в Романовскую выехало около четверти всех дворов.

Новые укрупненные станицы, в подавляющем числе случаев сохранившие свои старые названия, старались размещать на берегах заливов и естественных убежищ на водохранилище. Крупнейшие прибрежные станицы, такие как Соленовская, Красный Яр, Калининская, Терновская, Жуковская были распланированы и отстроены на берегах заливов. В Калининской и Жуковской оборудовались пристани и убежища от штормов для кораблей речного флота. Небольшие хутора, сохранившие статус отдельных населенных пунктов, могли разместиться в некотором удалении от воды и на незащищенным побережье.

Из-за нехватки земли некоторые станицы располагали в глубине степи, а на новом месте условия жизни оказывались гораздо хуже. Самым ярким примером подобного рода стало переселение станицы Кумшацкая (более 900 жителей). Станица располагалась в нижнем течении Кумшака, недалеко от его впадения в Дон, на месте Цимлянского судомеханического завода и старой городской автобусной станции. В зону затопления станица не попадала, но ее территория все равно отходила под строительную площадку правобережной части плотины. Новое место станицы подобрали 13 километров от старого в глухой степи, на берегу реки Кумшак, вдалеке от любых дорог. «Официальное» переселение тогда сорвалось – на новое место переехали не более половины станичников, а остальные по большей части переселились на хутор Сиволобов (через 20 лет он вольется в состав станицы Красноярской).

В статье «От Волги до Дона шумят ковыли», опубликованной в краеведческом журнале «Донской временник», приводятся подробности истории «путешествия» станицы Кумшатской: «Приехала комиссия с топографическими картами. На них указаны места для переселения поселков. Станичникам рассказали, что место, где находится Кумшатская, будет затоплено водами будущего моря. Далее члены комиссии показали на карте куда надлежит переселяться. Жители возмущались: ведь там безводная степь, и отказывались ехать. Тогда им предложили написать заявления об отказе, но предупредили, что если станичники предпочитают селиться в другом месте, тогда им не будут выплачиваться подъемные, пусть переселяются за свой счет. Самые отчаянные тут же стали разбирать свои дома и искать место на другом, более высоком берегу Дона в станице Красноярской. Постепенно вся станица переехала в два хутора: Сиволобов и Романов, которые настолько приблизились к Красноярской, что вскоре вошли в ее состав».

Формально место Кумшацкой заняла станица Цымлянская, в том же году приобретшая современное название Цимлянская. При определенных условиях Цимлянскую на новое место можно было вообще не переносить. Под затопление попадало около 60% площади застройки станицы и слившихся с ней хуторов (Чекалов и Потайновский). Под воду уходили район пристани, исторический центр станицы с собором. Но район винодельческого завода, мельницы, кладбище и верхние улицы оставались нетронутыми водой. Для сравнения немногим меньше потерял своей территории город Калач-на-Дону в Волгоградской области. Окончательное решение перенести станицу на новое место обычно связывают с необходимостью создать новый районный центр с возникшим поселком работников ГЭС. «Старая» Цимлянская оказывалась без железной дороги и удобной пристани на Дону (из-за крутизны берега наполненного водохранилища).

Читайте также:  Рыбалка в вологодской области: реки и озёра, какие снасти необходимо иметь при себе

Поэтому оставшейся незатопленной части Цимлянской переименовали в станицу Хорошевская (сама станица находилась в устье современного Терновского залива). В новой Хорошевской продолжил работать, до перевода в Цимлянск через много лет, винодельческий завод (предшественник Цимлянского завода шампанских вин).


Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О перенесении районного центра Цимлянского района Ростовской области». Источник – сайт sarkel.ru

Вообще же все населенные пункты на правом, возвышенном берегу Дона от современной станицы Хорошевская до города Цимлянска под воду ушли только частично. В хуторе Крутой, который еще перед Великой Отечественной войной считался крупным населенным пунктом (597 человек по данным Всесоюзной переписи населения) затопило несколько улиц, а остальная часть населенного пункта осталась целой. Не переменил места и Саркел, образованный в 1932 году как поселок при виноградарских колхозах «Новь» и «Красный Октябрь». Современное название поселок получил в 1987 году, на волне интереса к хазарской теме по имени одноименной средневековой крепости.

Другим примером неудачно подобранного участка для переселения стала история станицы Баклановской. На старом месте станица оказывалась в прибрежной полосе будущего водохранилища. При нарезке участком для станичников выделили место удаленное как от ближайших дорог, так и от водохранилища. Жители соседних хуторов стали с иронией называть новое место обитания баклановцев – «хурдинский престол». Хутор Алдабульский, расположенный рядом с Баклановской, наоборот смог «выбить» себе место на побережье водохранилища.

В некоторых случаях несколько хуторов на новом месте объединялись в ранее не существовавший населенный пункт. На берегу залива водохранилища возникла станица Калининская, названная по расположенном неподалеку одноименному небольшому хутору. В новую станицу переселились жители четырех хуторов, расположенных на берегу правого притока Дона Цымли (Цимлы в современном написании). В крупнейшем из них, Челбине, численность населения к концу 20-х годов превышала 1000 человек.

Подобным образом возник и хутор Лагутники. В конце 20-х годов на его месте возник небольшой поселок для работников Романовской машинно-тракторной станции (МТС). Десяток домиков расположились вдоль улицы Ленина. Расположение поселка на узле автомобильных дорог повлекло за собой активное полуофициальное переселение жителей небольших хуторов с правого берега Дона. В поселок МТС переезжали те, кто не смог получить участок в районном центре. Костяк первопоселенцев Лагутников составили жители одноименного хутора, на месте которого отрыли 15 котлован и построили шлюз №15 (сейчас это территория Волгодонска, хуторов Богучары (550 человек) и Лог (495 человек). Выросший поселок стал усадьбой Добровольского совхоза, а в 80-ые годы был переименован в Лагутники, в честь одного из исчезнувших хуторов.

В целом при переселении сохранялись названия и прямая преемственность для крупных станиц и хуторов, с населением более 500 человек. Наверное, единственным исключением из этого правила стала история станицы Нижне-Курмоярская. Эта станица стала единственным населенным пунктом в Ростовской области, перенесенной с правого берега Дона на левый берег. Пойма Дона на месте примыкала к бесплодным Цимлянским пескам. При наполнении водохранилища заливные луга в окрестностях станицы уходили под воду, а ближайшие свободные пахотные земли находились уже в границах Сталинградской (Волгоградской) области. В итоге населенный пункт упразднили, большая часть жителей и школу перевели в хутор Рябичев, туда же перенесли и здание станичной школы. Меньшая часть жителей переехала в хутор Лозной на левом берегу Дона (Рябичев находится в Волгодонском района, а Лозной – в Цимлянском).

Иногда место для переселения выбиралось на месте уже существующего хутора, который ранее был основан выходцами из выселяемой станицы. Так, около будущего Волгодонска появилась станица (или в другом варианте – хутор) Красный Яр. При выборе конечного места для переселения красноярцы остановились на варианте хутора Добровольского, основанного в 20-е годы. Другие варианты переселения, вроде хутора Ясырев в Романовском районе, были отвергнуты. Похожим способом состоялся переезд станицы Маркинская. Изначально станицы располагалась на правом берегу Цымлы, рядом с хутором Чеблин. При планировке территории обнаружилось, что для укрупненного колхоза, который создавался в новой станице Калининская, потребуется гораздо больше земли, и в результате новым местом для станицы избрали хутор Сметановский.

Русское Океанографическое Сообщество

31 мая 1952 года открылся Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км. Две реки слились, чтобы соединить Белое, Каспийское и Балтийское моря с Азовским и Черными морями. Основная задача канала — это соединение всех европейских морей в единую воднотранспортную сеть.

Как все начиналось?

Началось все 300 лет назад, когда турецкий султан Селим II предложил соединить Волгу и Дон реки. Но дело было в 1659 году и по техническим причинам строительство не получилось.

Схема Ивановского канала. Епифанские шлюзы

Петр I пошел дальше, в 1697 году на истоке Дона и реки Шат он построил судоходный канал — ивановский канал (по названию Иван-озера, откуда вытекали Дон и Шат.) Построил несколько шлюзов в местечке Епифань. Через Шат можно было попасть в реку Упа, а та свою очередь впадала в Оку. Ока как известно впадает в Волгу. Таким образом Волга и Дон были соединены. Канал как судоходная артерия просуществовал почти 10 лет. Затем интерес Патра I к завоеваниям на юге угас, да и расходы на войну со шведами не позволили поддерживать канал. Постепенное местные жители разобрали бревна и камни из чего был сделан канала ион «захерел»….

Ивановский канал Петра первого сегодня. Кадр из фильма ВЕЛИКИЕ РЕКИ РОССИИ.ДОН

Идея соединить Волгу и Дон не покидала умы российских правителей. 30 проектов были созданы до 1918 года. Но «мешала» то Октябрьская революция, то Гражданская война, то иностранная интервенция. Проект был отложен до 1927 года.

Кстати, еще в 1918 году Совет народных комиссаров одобрил проект канала автора Анатолия Аксамитного и даже выделил деньги на разработку. Группа инженеров отправилась на Дон прямо во время Гражданской войны.

Пропуск первых судов через шлюз № 14

Там их схватили белогвардейцы, но быстро отпустили. Уже в Царицыне инженеров задерживают «красные» и мобилизуют на фронт. Но исследования продолжаются. Аксамитый уже готов начать стройку канала (примерно в 30-е гг.), когда возникает новая преграда: НКВД массово организует дела о вредительстве. Строительство канала признается «подрывающим экономическую базу социализма» и откладывается, а инженеры оказываются в камере.

Цимлянское водохранилище. Фото А. Подколзин

В 1948 году был утвержден проект под руководством Сергея Яковлевича Жука, но прототипом был проект Анатолия Аксамитного. Скорость стройки была неимоверной: в середине января утверждают проект, а в конце февраля начинаются строительные работы на Дону.

В проект входила постройка: Судоходного канала; Цимлянский узел; оросительные каналы. С 1949 по 1952 развернулось строительство Волго-Донского канала и его основного сооружения — Цимлянского гидроузла.

Кто строил канал

На «стройках века» в то время добровольцев было мало. В НКВД было создано управление «Волгодонстрой», которое занималось распределением заключенных по исправительно-трудовым лагерям. Около 120 000 (по некоторым данным цифра меньше) узников трудились на строительстве Волго-Донского канала.

Шлюзование в Волго-Донском судоходном канале. Фото: А. Подколзин

Заключенным засчитывался 1 день строительства за 3 дня срока. Но при условии выполнения плана на 125 % и больше. Поэтому работали заключенные с большим энтузиазмом, как бы это странно не звучало. Срок большинства составлял 10 лет и к концу строительства многие из них остались там жить. А те, кто не отбыл срок до конца отправлялись на другие «великие стройки коммунизма» (например, Волжскую ГЭС)

Помимо заключенных канал строили вольнонаемные ( 3328 чел.) и военнопленные (3027 чел.). Кроме женщин, в строительстве канала принимали участие подростки до 18-ти лет, осужденные по 58-8 ст. и другим. Вольнонаемные прибывали со всей страны: выпускники вузов и техникумов, демобилизованные из армии, а также сельские жители.

Интересный факт. С открытием Волго-Донского судоходного Каспийское море перестало быть внутренним и соединилось через Волгу, Дон с Азовским и Черным морями а далее через Средиземное с Атлантическим океаном.

В целях повышения производительности труда с 1 октября 1949 года работники стали получать денежное премиальное вознаграждение. Сумма составляла примерно 150 рублей за вычетом стоимости одежды, обуви и питания. Часть денег сверх этой суммы шли на счет заключенного, часть он мог забрать и потратить. Например, купить себе сахар, масло или чай в ларьке на территории стройки.

Условия для работавших..

Условия для жизни были не из лучших. Жили в деревянных двухъярусных бараках, с нехваткой мебели и в условиях антисанитарии.

Питание для заключенных Волгодонстроя было нормированным. Количество продукции в сутки менялось в зависимости от конкретной личности. Например, отказники от работы, симулянты и те, кто выполнял план на 50 % получали скудное питание, в которое не входило мясо.

Для добросовестных работников норма довольствия была выше и разнообразней. Но, как правило, продукты разворовывались еще на стадии приготовления блюд (поварами, их друзьями и лагерными бандитами). Бывали случаи развития болезней на фоне недоедания среди заключенных. Но катастрофических эпидемий не возникало.

Украшения 14 шлюза — казаки. В народе говорят что это сотрудники НКВД. Фото А. Подколзин

В 1949 году с Урала на Волгодонстрой было отправлено 4 экскаватора «Уралец». В 1951 году поступают материалы для производства бетонных работ — виброхоботы, бетононасосы, вибраторы. Начались бетонные работы на первом шлюзе.

В то время стройка Волго-Донского канала была приоритетной для государства. И средства выделялись соответствующие. На Волгодонстрое была самая передовая техника (по сравнению со строительством Беломорканала — 96,7 % уровень механизации).

Были и тракторы, и грузовые машины, и лошади. Но ручной труд был на первом месте, особенно на строительстве жилых объектов, погрузочно-разгрузочных работах и при возведении главных объектов Волго-Донского канала.

Интересные факты. Строительство канала было круглосуточным. Строили в две смены: с 8:00 до 18:00 и с 19:00 до 5:00. То есть реальный рабочий день был 11-12 часов. Выходных, естественно, не было.

Так как путь канала проходил по новым землям, требовалось «расчистить» их для создания дна Цимлянского водохранилища. Необходимой территорией стали 149 хуторов и казачьих станиц. Многие жители были не согласны с таким раскладом, но это никого не волновало. Переселяли их на земли, далекие от воды, что создавало трудности ведения хозяйства. Уничтоженными оказались и виноградники, некоторым лозам было более 1000 лет. Затопленными оказались и раскопки хазарского города Саркел, остатки которого мы нашли в ходе экспедиции на Дон в 2019 году.

Для строительства новых домов станичникам выплачивали компенсацию. Тем, у кого дома были старые, выплаты были большие. А тем, у кого относительно новые (послевоенные) — денег платили меньше. Объяснение было таким: старые дома перенести невозможно, поэтому хозяева строились заново, а новые дома можно было разобрать и перенести. Жители, конечно, были недовольны несправедливостью. Приходилось все начинать заново: строить дом из подручных материалов, обрабатывать землю, изготавливать жилье для зимовки домашнего скота. Трудности новой жизни никого не волновали, кроме самих жителей.

Открытие Волго-Донского канала

31 мая 1952 в 13:55 произошла встреча Волги и Дона в русле канала между первым и вторым шлюзами. Рекордный срок для такого масштабного проекта. А 1 июня 1952 года по каналу началось движение судов. Перевозили (и перевозят) нефтепродукты, марганцевую руду, консервы, фрукты, химическую продукцию.

Варварское водохранилище ВДСК. Фото А. Подколзин

27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского канала. Ему было присвоено имя В. И. Ленина. Это был праздник для всего советского народа.

В Сталинград съезжались гости из разных городов. Люди смеялись, танцевали, пели и кричали: «Слава Сталину!».

Помимо канала были построены 6 поселков для строителей канала, 3 водохранилища и около ста гидротехнических сооружений (насосные станции, плотины, шлюзы, дамбы).

Открытие Волго-Донского канала

Время пути по каналу — 11-12 часов. Суда проходят через 13 шлюзов, разделенных на Волжскую шлюзовую «лестницу» и Донскую. Протяженность канала — 101 км. Из них 45 км приходятся на водохранилища — Варваровское, Береславское и Карповское. Шлюзов всего 15 (13 приходится на Волго-Донской канал и 2 на Дону).

Интересные факты. Первые 9 шлюзов ВДСК поднимают суда на 80 метров и для подъема используется води из Волги, следующие 4 шлюза опускают суда (идущие из Волги) на 44 метра и наполняются водой из Дона. Формально «Донская вода» наступает на 80 км ВДСК. Жители донских поселков считают, что так как Дон имеет более высокую отметку, чем Волга, то и вся вода в канале донская и Волга питается водой из Дона, от чего Дон каждый год мелеет.

Шлюзы канала интересны с точки зрения архитектуры. Возле первого шлюза в 1973 году установлен памятник В.И. Ленину (предшественником был памятник Сталину). Рядом с 14 шлюзом установлен монумент «Соединение пяти морей». На нем расположена скульптурная композиция носовых частей корабля.

Рядом с 14 шлюзом расположен монумент «Соединение пяти морей». Волгодонск Памятник Вожду мирового пролетариата Ульянову-Ленину перед входом в ВДСК. Фото А. Подколзин Памятник В. И. Ленину возле входа в Волго-Донской канал. Волгоград

Интересный факт: 27 июля 1952 года по каналу должен был пройти теплоход «Иосиф Сталин». Но внезапно в одной из кают случился пожар. Огонь потушили, но часть корабля сгорела. И вместо «Иосифа Сталина» отправили теплоход «Сергей Киров», который пришел к пристани. Таким образом первопроходцем был не Сталин.

В настоящее время проходит реконструкция канала. В 2019 году утвержден новый (четвертый) этап, в котором обновят насосную станцию между Береславским и Варваровским водохранилищами, а также оборудуют боновые заграждения для защиты канала от плавающего мусора.

Памятник Стеньки Разину. Фото А. Подколзин

Строительство Волго-Донского канала было закончено в рекордный срок — за 4,5 года. Но цена скорости — жизнь и здоровье работавших там людей. Людей, чьи дома и хозяйство были уничтожены для создания Цимлянского водохранилища, людей, которые вынуждены были заново начинать свою жизнь на необжитых территориях. Оправданы ли были такие жертвы?

В статье использованы в том числе материалы Platforma

Ссылка на основную публикацию