Как завязывать морской узел. Схема вязания узла с описанием

Основные Морские Узлы

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend – узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch – узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

Беседочный узел/ булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка:

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Evgeny

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • Мой мир

7 УЗЛОВ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ЖИЗНЬ. https://www.youtube.com/watch?v=EcacgpctTQ0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Всех нас объединяет любовь к воде, ветру, свободе и скорости. Именно эти стихии способны дать ощущение полёта над водой, доставить наслаждение от единения с природой и своей лодкой. Чтобы не омрачать светлое чувство, выработались правила этикета, определённые традиции и особенности поведения. Подробнее

Яхтинг – это не просто увлечение, а настоящий образ жизни. Избрав море в качестве своей родной стихии, стоит учитывать те правила, которые оно диктует, и сознательно подходить к освоению искусства управления яхтой, чтобы добиться успеха на его просторах. Подробнее

Укачивание: причины и способы лечения «морской болезни» Подробнее

Солнце, ветер и парус – три составляющие идеального дня для любителей и профессионалов яхтинга. Но даже шквалистый ветер и дождь не помеха спортсмену, если он правильно экипирован для выхода на воду. Подробнее


Покупка или продажа яхт
Подборка статей – как выгодно продать или купить катер, яхту.


Фильмы об яхтсменах
ТОП-5 лучших фильмов про яхтсменов и парусные гонки.


Регата Rolex Sydney Hobart
Россияне в гонке Rolex Sydney Hobart. Интервью с яхтсменом-организатором.


Покраска необрастайкой
Подготовка катера к весеннему сезону.


Тюнинг катеров и лодок
Пять основных направлений усовершенствования катеров.


Тестирование лодок пвх
Чем отличаются ПВХ лодки. Какую выбрать.


Интересные фото и видео
Прикольные фото и видео на тему яхтинга, морских увлечений.

Как завязать морской узел на веревке, схема

Мы ежедневно что-то завязываем, даже не задумываясь об этом — на шнурках, на ленточках и бантиках, на галстуке, в быту и на отдыхе. Так или иначе, узелки присутствуют практически везде. Разберемся с тем, какие из специальных техник завязывания морского узла на веревке могут нам пригодится в экстремальных и походных ситуациях, будут самыми крепкими и надежными.

Как завязать морской узел на веревке, схема

Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.

Рисунок 1. Пример соединения двух веревок разными узлами

Чем хорош морской узел на веревке:

  1. Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
  2. Хорошо выдерживает резкие рывки;
  3. Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
  4. Сохраняет свои свойства даже после намокания.

Как завязывать водяной морской узел

Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):

  1. Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
  2. Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
  3. Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
  4. Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
  5. Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.

Рисунок 2. Схема водяного морского узла

Его можно легко развязать, если:

  1. Знать составные части, их всего две — ходовая и корневая;
  2. Ослабить натяжение — петли будут четко видны и задача не составит особого труда.

Разновидность морских узлов

Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

Среди них чаще всего используются:

  • Восьмеркой;
  • Бабочка или пчелка;
  • Беседочный;
  • Прямой или простой штык;
  • Якорный.

Рисунок 3. Примеры разных морских узлов

Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

  • Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
  • Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
  • Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
  • Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
  • Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

Прямой

Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.

Рисунок 4. Прямой морской узел

Рифовый

Рисунок 5. Рифовый морской узел

Восьмерка

Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:

  1. Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
  2. Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
  3. Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
  4. Просто поддается развязыванию. Рисунок 6. Морской узел восьмерка

Плоский узел

Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.

При наличии четырех точек пересечения, он:

  1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
  2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.

Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).

Рисунок 7. Плоский морской узел

Простой штык

Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):

  1. Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
  2. Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
  3. Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок. Рисунок 8. Морской узел простой штык

Шкотовый узел

Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):

  1. Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
  2. Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
  3. В завершении — протяните тонкую часть под петлей. Рисунок 9. Шкотовый морской узел

Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):

  1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
  2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
  3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец. Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

Беседочный узел

Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.

Рисунок 11. Беседочный морской узел

Как правильно вязать?

Чтобы знать, как правильно завязать морской узел на веревке, вам понадобится не только схема, но и ряд полезных советов, как сделать фиксирующий элемент действительно надежным:

  1. Терпение и снасть, изготовленная из натурального материала, мягкая и не сильно большая в сечении;
  2. Инструкция с подробной схемой, которой необходимо следовать без изменений;
  3. Постоянная практика в завязывании — выполнить действие два-три раза недостаточно, чтобы запомнить последовательность вязки;
  4. Следование операциям, а не знание названий, так как те могут отличаться в зависимости от источников.

8 основных способов вязки морских узлов

Чтобы правильно завязать морской узел, в первую очередь, нужно запомнить, что закрепленный конец каната называется коренным, а подвижный – ходовым. Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Читайте также:  Как сварить кашу на леща, чтобы получить рекордный улов

Узел восьмерка

Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Прямой узел

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.

Узел Штык

С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.

Схема воровского морского узла

Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.

  1. Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  2. Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  3. Затягивают оба двойных конца.

Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Морские узлы: схема вязки для начинающих поэтапно

Искусство вязки морских узлов на самом деле полезно не только тем, кто регулярно плавает на суднах. Любому туристу будет полезно иметь в своем арсенале пару-тройку таких приемов, да хотя бы для более прочной установки походной палатки и прилаживания к ней тента от дождя. А уж насколько этот процесс интересен сам по себе! Для тех, кто желает научиться завязывать морские узлы, схемы и способы даны в этой статье.

Веревочные узлы в нашей жизни

Вязать узлы – это одна из первых вещей, которым научилось человечество в процессе своей эволюции. Ими скрепляли орудия труда, делали первые силки и капканы для охоты, а также замки.

Самыми первыми веревками стали полосы из коры деревьев, лозы, шкур животных. Ими скрепляли первую одежду и первую постель. Постепенно люди освоили ткачество и смогли уже самостоятельно изготавливать веревки, делая их более прочными и длинными. Да, и именно благодаря им впервые вознесся над государством его главный символ – флаг.

Веревка – верный спутник человека в путешествиях, как морских, так и воздушных. Использование веревки без вязания узлов представить себе сложно. Эти слова давно ассоциируются друг с другом. Именно моряки стали первыми, кто начал вязать морские узлы, схемы которых можно найти в учебниках по такелажному делу.

Морские узлы: история и схема вязки

Они являются неотъемлемой частью человеческой культуры, трудно представить наш мир без них. Новые узлы продолжают изобретаться и в наши дни, и каждый из них получает авторство, как изобретение, и патент.

  • Сочинение Что можно делать в лесу? (6 класс)
  • Инструкция, что делать после ядерной катастрофы, ядерного взрыва
  • Что делать, если оса укусила в руку или ногу: 6 шагов для оказания помощи
  • Рогоз фото. Разница между рогозом и камышом
  • Рыболовный узел “восьмерка”, как правильно его завязывать?
  • Пожарная безопасность в лесах: требования, нарушения, ответственность
  • Узел Паломар: способы завязывания рыболовного узла, схема

Их гениальность – в простоте. Они могут быть стопорящими, быстроразвязывающимися, затягивающимися и незатягивающимися. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Благодаря веревкам появились первые приспособления для плавания по воде – плоты. Узел имеет и мистическое значение – это не просто способ скрепления, а талисман, который охраняет своего владельца от беды.

У моряков Северной Европы было поверье о трех магических узлах – правильно завязанные на корабельных снастях они хранили от крушения. Существовал даже ритуал по развязыванию, который должен был вызвать ветер.

В самый расцвет мореходства существовало порядка 500 узлов. Названия их ведут свое происхождение от снастей, к которым они применялись – например, сваечный или шлюпочный. В наши дни узлы также идентифицируются со страной, где он был изобретен – испанский беседочный узел или фламандская петля.

Рабочие концы троса, при помощи которого осуществляется вязка, называются ходовыми. Они обносятся вокруг коренных, которые остаются неподвижными. Эти концы противоположны друг другу.

И по сей день можно найти народности, которых не коснулись блага цивилизации, и они по-прежнему изготавливают оружие и силки для охоты и рыбной ловли с применением вязки узлов.

Веревочные узлы: их виды и способы вязки

Вам понадобится веревка, не очень толстая и достаточно мягкая. Также как в вязании здесь нужна тренировка. С первого раза вы мало что запомните, поэтому каждый новый узел должен быть отработан несколько раз. И конечно, ими нужно пользоваться в повседневной жизни, иначе они быстро сотрутся из памяти.

Да, каждый из них имеет свое название. Но не стоит слишком заострять внимание именно на них, лучше запоминать последовательность комбинаций. Установившихся названий не так много, и чаще они зависят от источника.

Самый простой узел вяжется так: на одном конце веревки делается петля, в которую продевается ходовой конец. Все. Его недостаток – уменьшение прочности веревки. Опытный рыболов или мореплаватель всегда обрезает случайно завязанные простые узлы или заменяет их.

Отработку навыков вязки можно начать с «восьмерки». Она не снижает прочности и легко развязывается. Практическое значение – ограничить движения веревки. Восьмерка является элементом и других более сложных узлов.

Если вам нужно соединить две веревки, вяжите прямой (или рифовый) узел. Для увеличения надежности и прочности на ходовых концах нужно сделать восьмерки. При вязке дважды последовательно перекрещиваются две веревки. Один из свободных концов складывается вдвое, образуя бантик. Если количество ходовых оборотов сделать больше получится хирургический узел, который вяжется на натянутых тросах.

Лишние накиды и обороты могут не только все испортить, но и сделать из одного узла совершенно другой. Поэтому при вязке внимательно следите за направлениями витка.

Классификация

Прямой или рифовый входит в 24 основных морских узла. Почему они так называются? Считается, что они наиболее употребительны в мореходстве и именно с них все начиналось. В данной классификации прямой и рифовый – это два узла, хотя принцип их вязки абсолютно одинаков. Восьмерка и хирургический (или двойной прямой) также относятся сюда.

В тех случаях, когда необходимо связать концы двух веревок, вяжут плоский узел или штык. Его отличительная особенность – это симметрия. Технология вязки: один из концов складывают петлей, второй конец таким же способом оборачивают вокруг, стягивают концы, протянутые насквозь. Они должны быть переплетены один через другой.

Одним из наиболее используемых в такелажном деле является сваечный узел. В петлю заводят ходовой конец такой же петлей. Затягивают его вокруг какого-либо предмета, иначе он не затянется.

Отдельно выделяют такие узлы типа “штык”. Это прямой, с двумя шлагами, с обносом и рыбацкий. Первый применяется для качественной швартовки. Технология его вязки уже рассказана выше. Здесь все то же самое, только веревка сначала оборачивается вокруг причального пала. Чтобы снизить износ троса придумали штык с двумя шлагами. Веревка при этом дважды оборачивается вокруг пала. Штык с обносом имеет дополнительную петлю. Это сделано для еще большей надежности. Рыбацкий отличается от узла с двумя шлагами тем, что дополнительная петля провязана, а не просто накинута. Именно его используют для якоря.

Чтобы крепко привязать трос на чем-либо, другой веревке или канате, вяжут выбленочный узел. Ходовой конец, который обносят вокруг объекта, проносят над коренным. Второй шлаг провязывают в противоположном направлении.

Самые известные

Основное качество морских узлов – это надежность, а также простота и возможность сделать это только одной рукой. Простота кажется здесь неуместным понятием, но на самом деле замысловатые морские узлы вяжутся действительно быстро и легко благодаря четко выверенной технологии.

15 популярных морских узлов включают в себя уже знакомые вам восьмерку, прямой и плоский, штык с двумя шлагами, рыбацкий штык, стопорный и рифовый узлы, а также удавку, затягивающуюся удавку, португальский булинь, улучшенный кинжальный узел, фламандскую петлю и фламандский узел.

Почему именно они входят в данную классификацию? Их широко используют не только в морском деле, сейчас они незаменимы, к примеру для альпинистов. Представьте себе, что вам экстренно нужно закинуть лассо с надежным узлом на скалу или быстро одной рукой обернуть веревку вокруг талии, чтобы вас вытащили из труднодоступного для других людей места.

Довольно теории

Теперь вы знаете, что именно представляют из себя морские узлы. Рисунки, схемы вязки некоторых из них, а именно тех, которые могут быть применимы в обыденной жизни, указаны ниже.

Для тренировки используйте обычную бельевую веревку и стул. Сначала просто делайте самые простые самозатягивающиеся узлы. Для этого надо перекинуть веревку через перекладину и один конец пронести сквозь получившуюся петлю.

А вот как вяжется фламандский узел, один из самых простых и популярных. Он пригодится вам для надежного скрепления двух веревок между собой.

Вяжем двойной беседочный узел

Это умение вам может очень пригодиться в жизни, ведь его используют для создания надежной опоры для ноги, при строительстве висячих беседок или подмостков, а также он пригодится для создания экстренного подъемного механизма. На картинке показано, как завязывать морской узел. Схема расписана ниже.

Попробуем завязать португальский булинь

Если вдруг в вашей жизни произойдет сложная ситуация, когда придется поднимать раненого человека, этот узел может оказаться очень кстати. Его предназначение – создание двух петель, в которые как раз можно поставить ноги. Коренной конец тогда вяжется полуштыком под мышками, чтобы крепление получилось максимально надежным для человека, находящегося в бессознательном состоянии.

Сделайте два круговых витка по обеим сторонам.

Пропустите ходовые концы вокруг них. Сделайте простой узел и оттяните его в сторону. Помните, что он сильно не затягивается. Протащите центральный виток сквозь тело узла.

Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка – незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Они особенно вам понадобятся в походе на Эльбрус. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Читайте также:  Качественная обувь для рыбалки, охоты и туризма.

Вяжем прямой узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Наши инструкторы в турах в горный Алтай особенно любят этот узел. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Узел грейпван

Грейпван – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Пиратский узел: быстроразвязывающийся

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой – для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы – понадобится в туре на Камча тку ).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Другие статьи

Куда отправиться в горы новичку

Чтобы научиться плавать, нужно плавать Мао Цзэдун Если вы не ходили в походы, то, скорее всего, словосочетание «горный треккинг» ни о чём вам не говорит. Или на ум приходят бородатые суровые спортсмены, способные весь.

Куда поехать отдыхать с турклубом ПИК

Решив провести отпуск активно, мы теряемся среди сотен стран и видов путешествий. Наконец, появляется свободное время, а четких планов по-прежнему нет. Дружная команда ПИК’а будет рада принять вас в свои ряды и заразить страстью к.

Как одеться в поход

Правильно одеться в поход намного важнее, чем в условиях цивилизации. Промокнув в городе, вы сядете в автобус до дома, забежите в кафе или ближайший торговый центр, где быстро согреетесь и обсохнете. А в дикой природе останетесь один на.

Кольский полуостров и Хибины – когда и куда ехать

Кольский полуостров находится на краю света, за ним — только Северный Ледовитый океан. Это царство тундры, арктических пустынь и северного сияния. Туристы, фотографы и экстремалы всех мастей каждый год приезжают сюда, чтобы проверить.

Морской узел: как вязать морские узлы, как завязать схемы вязки

В мире существует довольно много разнообразие различных узлов. Оптимальными из них на все случаи жизни являются морскими. Для любой ситуации подойдет этот вариант. Конечно, пользуются ими не только моряки. В повседневной жизни часто приходится пользоваться морскими способами вязки верёвок. И ни один из них еще ни разу не подводил.

Существует много разновидностей морских узлов. Опытные люди, которые часто ими пользуются, знают до 30 видов завязки этих узлов. Каждый из видов отличается по сложности или ситуации.

  1. Морские узлы и особенности их истории
  2. Виды и их способ вязания
  3. Простой полуштык и его разновидности

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления. Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях.

Беседочный узел — это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

  • Сделать сверху вниз обычную петлю.
  • Затем необходимо продеть через эту петлю определённый конец веревки.
  • Протягиваем его позади коренного, а далее снова направляем созданную петлю. Благодаря этому ходовой конец уже оказывается во второй петле.
  • Остаётся лишь только туго его затянуть.

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

. С помощью его можно с лёгкостью затянуть удавку вокруг предмета и в последующем делать с ним любые манипуляции.

Простой полуштык и его разновидности

Он очень широко распространён. Он относится к типу незатягивающихся узлов. Полуштык простой лежит в самой основе уже более сложных разновидностях. Для изготовления следует прежде всего лишь один конец верёвки обвести вокруг нужного нам предмета, и обернуть вокруг коренной верёвки, пропуская в образовавшуюся петлю. Затем нужно закрепить его вокруг коренного конца. Он может выдерживать большие нагрузки.

Разновидностями этого типа могут служить простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. Каждый из них отличается своими особенностями вязки и историей.

Простой штык образуется за счёт двух одинаковых петель. Он предназначен для закрепления судов на причалах. Изготовление происходит за счёт нескольких полуштыков. Но если вы навяжете много петлей, то это не будет говорить о надёжности и крепости соединения. Максимальное количество составляет три полуштыка. Это более чем достаточно.

Простой штык со шлагом это немного усложнённый вариант предыдущего. Он более надёжен в укреплении и поэтому используется для швартовки кораблей на долгое время стоянки, хотя и завязывается не очень сложно.

Еще одна разновидность — рыбацкий штык или другое его название якорный. Это также очень старый и крепкий. Он участвовал в креплении троса к якорю. Он также подходит для работы со всеми тросами, где есть воздействие нагрузки.

Шок лидер для фидера – как привязать и применять

Шок лидер (Shock Leader) – это отрезок мощной плетеной или моно лески в конце тонкой оснастки. Используется этот кусок на снастях, оснащенных тонкой леской, чтобы не травмировать оснащение при силовом забросе, особенно с тяжелыми грузами. При забрасывании шок занимает длину свеса, удилища и 4-6 оборотов на шпуле катушки, принимая нагрузку рывка веса оснастки на себя. Шок лидер в фидере необходим в оснастке для дальних забросов, если основная леска – тонкая, для лучшего вылета и устойчивости кормушки на течении. В этой статье разберем, что такое шок лидер для фидера. Рассмотрим, как сделать шок лидер фидера правильно и прикрепить к основной леске.

Для чего нужен шок лидер в фидере

В фидере шоковый отрезок нужен, когда ловля происходит на дальних расстояниях с тяжелыми кормушками на течении. Чтобы оснастка фидера хорошо вылетала на забросах, применяется тонкий плетеный шнур. К тому же, тонкая плетенка меньше надувается дугой под воздействием течения. Шок лидер в рыбалке на леща на крупных реках – обязательная часть оснастки фидера. Обычно на тяжелых речных фидерах применяется тонкая плетенка, 0.1-0.14 мм в диаметре, причем дорогая и качественная. При силовом забросе такая тонкая паутинка может легко оторваться под воздействием тяжелой кормушки.

С тонким и хорошим основным шнуром на фидере нужно работать аккуратно, предохраняя от ненужных нагрузок и повреждений – тогда этот участок прослужит долго. Помимо безопасности при забросах, шок принимает на себя воздействие камней, ракушек на бровках. При повреждениях не нужно отрезать кусок дорогой основной плетенки – просто меняем этот предохранитель полностью.

Еще один плюс – оснастки вяжутся прямо на этом куске. Этот компонент оснастки нужно менять после сложной рыбалки. Таким образом уменьшается расход основного шнура – в вязке монтажей он не участвует. Во время силовых забросов можно повредить палец, который прижимает тонкую плетенку к удилищу. Диаметр лидера больше – вероятность пореза меньше.

Длина шок-лидера

Длина шок лидера на фидере составляет примерно два удилища – чтобы при забросе воздействия происходили только на этот участок оснастки. Обычно шок вяжется к катушке еще дома, так как узел нужно сделать тщательно, чтобы место соединения было аккуратным и малым по размеру для нормального прохождения по кольцам фидера. Рассчитать нужную длину просто – умножаем расстояние от катушки до кончика квивертипа на два. Правильное положение при забросе – шок занимает свес оснастки, расстояние до катушки и 5 оборотов на шпуле.

Материалы

В фидерной ловле для шоковой вставки применяется монолеска 0.28-0.35 мм, плетенка 0.16-0.25 или флюорокарбон. Леска для шок лидера выбирается по тем же принципам, как и для основной фидерной оснастки, только толще. Нужен нерастяжимый хороший монофил, устойчивый к внешним повреждениям. За неимением плетенки или флюра – нормальный начальный уровень. Если нет специальных материалов – лучше привязать кусок обычной лески, той что есть, диаметром 0.3 мм, чем рисковать основным шнуром на фидере. Шок из монолески снижает чувствительность снасти к поклевкам за счет растяжимости. Для кормушек до 100 г весом вяжем монофил диаметром 0.22-0.25 мм, более 100 граммов – 0.28-0.3 мм. Недостатки – растяжимость, легко повреждается, крупный узел при вязке. Лидер из монофила применяется только на удилищах с крупными кольцами, чтобы узел в них на застревал.

Читайте также:  Как чистить карпа

Шок лидер из плетенки более предпочтителен. Такая проставка нужна более тонкая, так как шнур в принципе прочнее монофила на разрыв. Если леску брали 0.3 мм, то оптимальный вариант шока для речного хэвика на леща – 0.19 мм. Шнур устойчив к повреждениям о мусор на дне, не растягивается, при связке образует аккуратный малогабаритный узелок обычными способами – двойной гринер или кровавый узел, не нужно заморачиваться с морковкой (если основная – тоже тонкая плетенка). Недостаток один – после рыбалки шок из шнура лучше выкидывать и ставить новый. Если на леске можно проверить состояние визуально, то на плетне микроповреждения не видны. Однако, это все равно лучше, чем каждый раз обрезать кусок основной лески.

В редких случаях применяется флюорокарбон. Не дешевая леска с покрытием, а настоящий 100% флюр. Такой материал очень жесткий и устойчивый к повреждениям, невидимый в воде. Шок лидер из флюрокарбона нужен для ловли с дальними забросами на мелководье, особенно в ветер. При дальнем забросе на мелководье длинный участок основного шнура или лески, обычно нетонущих, находится не в воде, и ветер выдувает этот отрезок в петлю. Аккуратные и пассивные поклевки не видны. Тут и спасает флюр – он тяжелее обычного монофила, быстро тонет, погружая основной шнур, уменьшая провис. К тому же, флюорокарбон невидим в воде. Бобина флюра 0.3 мм вообще не лишняя в наборе фидериста – из этого материала получаются отличные скрутки для несимметричной или симметричной петли, раннинга или патерностера.

В рыболовных магазинах можно встретить специальные материалы, предназначенные для карповой ловли. На фидере их также можно применять при охоте на крупного карпа, сазана или амура. Подробнее – карповые шок-лидеры. Однако, в стандартной фидерной ловле использование таких девайсов накладно для кармана. Такие мощности не нужны – достаточно обычной плетенки или фидерной лески нужного диаметра.

Варианты применения

На водоемах с фидером применяются следующие вариации оснастки с шок-лидером:

  1. Основной шнур – тонкая плетенка, 0.1-0.12 мм, шок лидер – тоже, 0.19-0.22 мм. Большинство случаев для тяжелого речного фидера на течении.
  2. Основная – тонкий шнур, шок – монолеска 0.3 мм. Также популярный вариант для речных условий с течением. Больше подходит для чистого дна, так как монофил легко обрезать о ракушки на гребне бровки.
  3. Основа – монофил, шок – мощный шнур. Такой вариант обычно применяется на карповой рыбалке. Монофил применяется для возможности амортизации при вываживании крупной рыбы, а шок из шнура до 0.4 мм – для экстра нагрузок при сверхдальних забросах очень тяжелой оснастки.
  4. Шок из флюорокарбона – как уже говорилось, для редкой суммы факторов. Это ловля на мелководье с дальним забросом, сильный боковой ветер и осторожная рыба. С другой оснасткой просто не будет видно поклевку.
  5. Для ловли на ближних дистанциях, когда основа – и так толстая леска или шнур, шоковая проставка не требуется. Она нужна только для тонкой основы, чтобы обезопасить оснастку. А тонкая основа применяется для дальних забросов и устойчивости оснастки на сильном течении.
  6. На пикерах как шоковую проставку используем плетню, если основная леска тонкая, а нужно забросить тяжелый груз. Пригодиться это может на малых реках с сильным течением. Кольца на таких удилищах маленькие, большой узел с монофилом может застревать или бить по ним при забросах.

Как привязать шок лидер к основной леске

Чтобы вязать шок лидер на фидер, применяется несколько узлов. Если в связке участвует только плетенка, то применяем простые узлы, двойной гриннер или кровавый. Узелок получается прочный и маленький, хорошо будет проходить по кольцам. Если в связке участвуют разные диаметры, то область завязывания толстой части (шок из монки, флюра) будет достаточно объемная. Нужны специальные узлы, в которых несколько оборотов тонкой плетенки образуют конус в сторону вылета. Крупный и неаккуратный узел приводит к порче колец, отстрелу или поломке квивертипа, особенно при силовом забросе. На него также постоянно будет налипать мусор, травинки, а при вымотке этот шмоток застрянет в кольце тюльпана квивертипа.

Шок шнур и основа плетенка

Вязать узел шок лидера на плетенках просто – применяем привычные узлы, Кровавый (Blood Knot) или двойной Гриннер (Grinner), также называемый двойной скользящий. Схемы – ниже на картинках. После затяжки образуется маленький узелок, спокойно проходящий по кольцам. Специалисты рекомендуют использовать кровавый узел, так как обрезанные концы шнура выходят из середины шнура. В гринере выходы – по краям, соответственно, нижний из них, направленный к оснастке, при забросе бьется о кольца, что может повредить узел со временем. Таким способом связать шок лидер с основной леской просто и быстро, сделать это можно на рыбалке. Кончики шнура обрезаем не заподлицо, а оставляем 1.5-2 мм, иначе эти узлы развязываются.

Гринер (двойной скользящий):

Узлы привязки с участием лески или флюорокарбона

Узел для шок лидера при использовании лески (без разницы, на шоке или основной) нельзя вязать кровавым или гринером. Сам узел получится крупным и плохо проходящим через кольца. Даже минимально возможный по объему простой двойной узелок, который и используется как часть связки в нижеописанных способах, достаточно объемен. С помощью плетенки или лески основы (более тонкой) при завязывании делается сход на конус в сторону вылета для лучшего прохождения узла через кольца. Сделать это можно при помощи узла Олбрайт или морковки. Эти узлы очень похожи.

Видео – узел олбрайт:

Узел олбрайт шок лидера – проверенный временем и прочный. Правда, завязывать его нужно аккуратно, и затягивать осторожно – чтобы все так и стянулось, как сформировано, виток к витку. У некоторых рыболовов это не получается, поэтому основная масса фидеристов для привязывания применяют узел морковка.

Морковку также лучше вязать дома – формирование узла и затяжка должны быть выполнены очень точно и аккуратно. Только так получится аккуратный конус. Формирование несложное – на шок лидере делаем петельку обычным узлом, правда двойным (пропускаем кончик в петлю два раза). В получившуюся петлю со стороны короткого конца вводим основную леску, оборачиваем ее несколько раз вокруг будущего шока. Обычно – 5 оборотов, но на тонких шнурах лучше делать 7-8. Получается некая обмотка от петельки в сторону вылета. Далее добавляем такое же количество оборотов, но двигаемся уже обратно – к петельке.

Затем пропускаем кончик основы с той же стороны (обязательно, это важно – или узел не получится), куда и вводили в петлю первый раз. Далее – затяжка. Перед затягиванием узел нужно обязательно смочить. Аккуратно стягиваем, поочередно по два, все четыре выхода из узла. На конечной стадии затягиваем сильно. В процессе следим, чтобы все шло как нужно, чтобы никакие петли или концы не зашли куда-нибудь, куда не следует. Кончики обрезаем коротко, под самим узлом – такая связка не развязывается.

Морковки от А. Фадеева в различных вариантах:

Часть IV. Шок-лидеры — школа Carptoday

1 мин

Шок-лидеры для карпфишинга

Наверное, когда-нибудь и у нас появятся водоемы размером в 20-30 гектаров, с карпами по 20-30 килограмм, с брусчаткой в секторах, газоном и стайкой лебедей. И все мы будем получать массу удовольствия от элегантной английской рыбалки, не надевая напальчников, прикармливая из рогатки и залезая на деревце, чтобы увидеть выходы рыбы. Но пока что это лишь мечты. А суровая реальность такова, что на карповых водоемах нашей необъятной Родины Вас ждет хардкор «от 120 и дальше». Мощные силовые забросы, тяжелые грузила и невероятные нагрузки на лески. Никакая леска не выдержит этого. Что делать? Давайте разбираться!

1. Что такое шок-лидер?

Шок-лидер — это заведомо толстый отрезок лески (обычно длиной 5-9 метров), который крепится к основной леске. Его задача — как раз выдержать невероятную нагрузку при забросе, не допустив обрыва снасти. Применяется не только в карпфишинге, но и в матчевой ловле на поплавок, в фидерной ловле, в общем, в любом видео рыбалки, где необходим дальний заброс.

2. Какие бывают шок-лидеры?

Их бывает три вида: плетеный, моно, и флюорокарбоновый. Причем, монолидер бывает также конусный (об этом позже). У каждого есть свои бесспорные преимущества, но и недостатки.

Плетеный шок-лидер.

Преимущества: более дальний заброс

Недостатки: более высокая вероятность схода у берега

Из-за нерастяжимой плетеной лески, вся нагрузка, которую Вы дадите на бланк полоностью передастся на леску. Если Вам нужен дальний заброс, то плетенка — лучше моно. Стоит учесть, что речь идет о действительно экстремальных дистанциях — свыше 145 метров. До 130-135 метров при правильной технике и отличных снастях можно достать до 130 метров и с монолидером. Но топовые снасти доступны не каждому, поэтому если Вы ловите не на C2D (хотя именно эти удилища разрабатывались для ловли без шока) или FOX Horizon X5 , лучше поставить плетёный шок-лидер , когда ловля ведется в районе 130 метров и выше.

Из последних новинок, очень хорошие впечатления сложились о шок-лидере Kryston Hard Rock . Он очень прочный, даже на узлах. При этом позволяет оперировать на самых дальних рубежах. Рекомендуем!

Самая большая опасность в плетеном шоке кроется на последних стадиях вываживания. Когда вы уже смотали леску на катушку и рыба получается висит исключительно на шок-лидере. По сути дела, с этого момента Вы начинаете ловить на плетеную леску (статья про карповые лески), со всеми вытекающими последствиями. Нужно быть предельно аккуратным и в ни в коем случае не радоваться близости рыбы. Самое большое количество сходов происходит именно у берега!

Также стоит отметить ошибку, которую допускают многие рыболовы при выборе шок-лидера. Важно купить именно тонущую плетенку! На таких всегда пишут маркировку «Sinking», либо это заведомо шок-лидер . Дело в том, что со временем обычная плетенка начинает ворситься, и между волокон попадает воздух. Из-за этого леска отдельными кусками начинает всплывать, что категорически недопустимо, особенно в точке ловли. Вся оснастка должна строго лежать на дне, чтобы не пугать рыбу!

Монолидер.

Преимущества: лучше гасит рывки рыбы

Недостатки: менее дальний заброс

Монолидер — это антагонист плетеного шок-лидера. В Интернете который год ведутся споры что же лучше. Кто-то предпочитает один вариант, кто-то другой. Мы стараемся пользоваться и тем вариантом и другим, в зависимости от ситуации. Например, если ловля ведется недалеко от берега. А недалеко — это порядка 100-120 метров, то мы ставим монолидер. Его большой плюс в том, что он даже на последней стадии вываживания растягивается, как монолеска (это по сути и есть монолеска, только толстая) и градус напряжения при борьбе с рыбой у берега заметно снижается. Но если необходимо действительно далеко посылать оснастку, то монолидер доставит сложности при забросе из-за растяжения во время нагрузки на удилище при забросе.

Отдельно стоит сказать о конусных монолидерах . С одного края он такой же толщины, как и обычная леска. Это гарантирует компактность узла, что уменьшит потери скорости при прохождении колец. От узла с основной леской до точки соединения с оснасткой диаметр конусного шок-лидера увеличивается, доходя до нужного диаметра надежного шок-лидера. У фирменных конусных лидеров, диаметр тонкой части подобран таким образом, чтобы примерно соответствовать диаметрам основных лесок.

Флюорокарбон:

Преимущества: невидим в воде, хорошо тонет

Недостатки: высокая цена

Это отличный вариант для тех, кто не хочет тратиться на дорогущую флюорокарбоновую леску. Мы просто делаем последние 5-7 метров невидимыми при помощи шок-лидера из такого же материала ! Действительно отличный вариант! На самом деле недостатков у флюорокарбона — только один. Это его действительно высокая цена. Если сравнить с моно или плетеным лидерами, то при одинаковой стоимости, намотка флюоро — 50м, а обычных лидеров — 100м. Это существенная разница, но если Вы хотите идеально замаскировать Вашу снасть, то лучше использовать флюорокарбон. Особенно в водоемах с прозрачной водой, или при ловле на мелководье ранней весной.

3. Как привязывать шок-лидер к основной леске

В рыболовной практике используется три основных узла: Mahin Knot (многие его называют «морковка» из-за визуальной схожести с морковью), Double Grinner (Двойной Гриннер) и Albright (Олбрайт). Постарайтесь научиться вязать эти узлы сначала на старой толстой леске, или на длинных шнурках. Большинство карпятников предпочитают узел «Морковка», у которого есть два преимущества перед конкурентами. Во-первых, хвостики лески и лидера смотрят в одной сторону, противоположную направлению заброса. Это обеспечивает исключение того, что они будут цепляться за кольца. Во-вторых, узел получается действительно похожим на морковку, становясь толще от одного конца к другому. Более плавная, обтекаемая форма узла позволяет сгладить трение про прохождении колец.

4. Длина шок-лидера

Для любительской ловли мы рекомендуем использовать шок-лидер длиной порядка 8-9 метров. В спортивной ловле, где на первый план выходит дальность заброса, ставятся шок-лидеры 5-5,5 метров. Но короткий шок-лидер накладывает определенную ответственность на рыболова. Здесь нужно очень умело работать у берега, грамотно разбираясь с рывками рыбы и регулируя безошибочно фрикцион. Когда Вы не участвуете на соревнованиях такие высокие требования излишни. Поэтому смело ставьте 8-9 метров и вперед!

Использование материалов без указания ссылки запрещено

Ссылка на основную публикацию